> Налоговые поступления от потребсферы в бюджет Кубани составили 15 процентов - Аргументы Недели Кубань

//Экономика 13+

Налоговые поступления от потребсферы в бюджет Кубани составили 15 процентов

№  () от 10 июня 2024 [«Аргументы Недели Кубань», Василий БРОННИКОВ ]

Краснодарский край — это про отдых. Миллионы туристов, которых принимает регион ежегодно, хотят не только привезти ракушки с моря на память, но и наесться вкусных фруктов и овощей, посетить торговые площадки и побаловать себя покупками, раз уж есть свободное время. Каждый сезон отпусков для Кубани — некий вызов сфере торговли. Она должна не ударить в грязь лицом и оставить о себе приятные воспоминания. И власти края это отчетливо понимают. Потому в регионе особое внимание — потребсфере.

Первая по доходам бюджета

Пятнадцать процентов — наивысшая доля поступления налогов в краевую казну среди всех отраслей экономики Кубани принадлежит именно потребительской сфере. Что самое главное, резерва еще предостаточно! Главное — акцент на качество и соблюдение закона. Об этом говорили на краевом совещании в администрации Краснодарского края.

Потребительская сфера Краснодарского края — это более девяноста тысяч объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания. Несмотря на развитую инфраструктуру, сектор предоставляет благоприятные возможности для развития малого и среднего бизнеса и остается одним из самых востребованных у бизнеса,— отметили в Департаменте потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя региона.

Только с начала этого года на Кубани открыли более 110 объектов, общая площадь предприятий составила более 55 тысяч квадратных метров. Среди них 97 объектов розничной торговли, семь точек бытового обслуживания, шесть — по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств, а также шесть объектов общественного питания на 250 посадочных мест.

В числе крупных объектов, принятых в эксплуатацию в апреле, магазины в Краснодаре, Новороссийске и многофункциональное здание с предприятиями торговли, общественного питания и бытового обслуживания в Новороссийске.

Но, количество не должно понижать качество. Розничная торговля на нестационарных торговых объектах — важная составляющая экономики, возможность для развития малого и среднего бизнеса. Такие объекты очень важны для всех муниципалитетов: они пополняют местные бюджеты, в них работают жители, реализуют продукцию кубанские сельхозпроизводители.

Позиция властей края — поддерживать местную продукцию и ярмарки. Вместо них не должны появляться коммерческие павильоны. Принципиально важно, отметили на совещании, предусмотреть в нормативных актах удобную форму получения бесплатных мест для фермеров.

Внешний вид тоже должен быть под контролем. Киоски и ларьки формируют внешний облик наших городов и станиц. Поэтому они должны размещаться строго по утвержденным схемам, которые учитывают архитектурный стиль, плотность строений и комфорт для людей.

Сегодня в крае установлено 7,5 тысячи официальных нестационарных объектов торговли. И ни один владелец киоска или ларька не должен размещать их самовольно. Хаотичные торговые точки портят качество городских пространств, которые мы благоустраиваем. И при этом бюджеты не получают с них ни копейки. Таких берут «на карандаш».

Больше нестационарных торговых точек в Сочи — 1,3 тысячи, Краснодаре — 1,2 тысячи, а также в Геленджике, Новороссийске, Армавире и Анапе. При этом в Анапе и Геленджике с Новороссийском есть успешный опыт приведения объектов к единому стандарту. Эти муниципалитеты каждый год увеличивают бюджетную эффективность сферы НТО.

Размещение нестационарных торговых объектов через аукционы и конкурсы — это прозрачность, создание равных возможностей реализации прав, организация здоровой конкуренции и рост бюджетной эффективности. Только в 2023 году в бюджеты муниципальных образований Краснодарского края от собственников нестационарных торговых объектов поступило около четырехсот миллионов рублей. По сравнению с 2022 годом показатель увеличился на четыре процента,— подчеркнули в краевом Департаменте потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края.

Представители Геленджика поделились опытом преференций: местные производители сельскохозяйственной продукции свои торговые точки могут размещать в обход процедуры торгов. В отношении незаконных объектов значительно сократили сроки демонтажа — в 2023 году их устранили более двухсот. При этом особое внимание уделяют набережным, в пик сезона усиливая рейды. А в Новороссийске выстроили систему работы с НТО, результатом которой стало пятикратное увеличение поступлений в бюджет города от платы по договорам.

Под критику попали должностные лица в Ейске, допустившие появление более ста киосков с сувенирами и курортными товарами на пляже «Каменка» — на участке, предназначенном для благоустройства. А на краснодарской ярмарке, на месте для сельхозтехники, арендатор установил ларьки.

Все нестационарные объекты торговли должны работать в соответствии с законом. Наша задача — освободить города и станицы от хаотичных торговых точек. При этом важно учесть интересы добросовестных предпринимателей, которые арендовали торговые места,— подчеркнули в администрации края.

Лето — испытание для торговли

Уже в мае в Краснодарском крае открылись первые сезонные придорожные ярмарки. Сейчас вдоль трасс функционирует 52 объекта. Всего в пик курортного сезона возле автодорог региона будет работать около 260 придорожных ярмарок, оборудованных местами отдыха и фотозонами. Они неизменно привлекательны для туристов, которым хочется полноценных местных продуктов. Но при этом ответственность за качество лежит на всех участниках ярмарочной торговли.

Придорожные ярмарки для многих производителей являются единственным гарантированным каналом сбыта продукции, в качестве и безопасности которой жители и гости региона могут быть уверены. И необходимо соблюдать жесткий контроль за качеством и сохранностью продукции,— рассказали в региональном Департаменте потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края.

Повышение температурных показателей диктует и условия работы. Переходят на летний режим работы ярмарки выходного дня. Чтобы не допустить нарушения санитарных и ветеринарных норм и правил, в трех районах их работа будет временно приостановлена, в остальных — приостановлена частично. За этим следят власти на местах. Всего на Кубани будет работать 61 ярмарка выходного дня в 31 муниципальном образовании. В основном будет организована торговля плодоовощной продукцией. Больше всего ярмарок выходного дня останется в Новороссийске, Сочи и Краснодаре.

Ну, и главное внимание — стихийным точкам. Работа проводится масштабная: более 1,3 тысячи протоколов за незаконную торговлю составили в Краснодарском крае с начала года. Регулярно мониторинг проводят во всех муниципальных образованиях региона. Только за первый квартал 2024 года в Краснодарском крае составили 1338 протоколов по фактам несанкционированной торговли. Из них 61 процент — за первичное нарушение.

Сотрудники администраций обследуют места стихийной торговли: точки у остановок общественного транспорта, площадки вблизи розничных рынков и крупных торговых центров, а также обочины дорог. Всего за три месяца специалисты провели более 5,2 тысячи выездов.

В Краснодарском крае развитая инфраструктура для сбыта продукции. В регионе действуют ярмарки, рынки, нестационарные торговые объекты, где имеются свободные места, в том числе на безвозмездной основе. Реализуя товары на законных площадках, продавцы получают все условия для работы, а жители и гости края — качественную продукцию,— отметили в пресс-службе департамента потребсферы региона.

В ведомстве призывают граждан не покупать продукцию в местах, не предусмотренных для торговли. Товары могут быть опасны для здоровья, так как реализуются зачастую в антисанитарных условиях, без соблюдения обязательных требований и документов, подтверждающих качество продукции. Стихийная торговля влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех до пяти тысяч рублей, на должностных лиц — от десяти до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц — от тридцати до пятидесяти тысяч рублей.

Градус роста

Почти на три четверти выросло производство алкогольной продукции на Кубани. С начала 2024 года объем производства алкогольной продукции в регионе увеличился на 74,3 процента — до почти 380 млн литров. Восемьдесят восемь процентов приходится на вина и крепкий алкоголь, 12 процентов — на пиво и напитки на его основе. На Кубани сегодня насчитывается 99 производителей вина и крепкого алкоголя и сто девятнадцать — пива и пивных напитков, из них сорок два открылись в текущем году.

Рост поступлений от акцизов на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию в бюджет Краснодарского края составил пять процентов — до 2,6 миллиарда рублей. Это однозначно говорит о легализации отрасли. Потребитель делает выбор в пользу качественной продукции, отказываясь от приобретения опасного незаконного товара,— отметили в Департаменте потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края.

В ведомстве напомнили, что по итогу 2023 года поступления от акцизов выросли до 11 млрд рублей, что на 19 процентов выше, чем в 2022 году. При этом рост по России составил 6,3 процента. Этот заметный показатель не был бы достижим, если бы не бесконечный контроль за качеством и борьба с контрафактом. Огромная работа всех уполномоченных служб региона стоит за этими убедительными цифрами. Сказывается она и на привлекательности местных напитков в глазах потребителя. Спрос тоже неуклонно растет.

Для большей привлекательности на прилавке самые уверенные в своем продукте производители края поборются за победу в конкурсе. Завершился прием заявок на участие в первом блоке традиционного конкурса «Сделано на Кубани». Сто двадцать три организации из 33 муниципалитетов посоревнуются за присвоение кубанского знака качества.

Всего зарегистрировано 345 заявок в трех номинациях: «Продовольственные товары», «Непродовольственные товары» и «Товары производственно-технического назначения». Представлены товары различных сфер: от продуктов питания до сельхозоборудования. Среди участников 52 предприятия, которые впервые принимают участие в конкурсе, в том числе и небольшие семейные предприятия.

Конкурс рекордными темпами завоевывает популярность у производителей и потребителей. Одна из главных причин — эффективность созданной системы преференций и льгот для обладателей знака, а для потребителей — уверенность в качестве и безопасности товаров. Знак «Сделано на Кубани» позволяет защитить производителей региона от подделок и помогает продвигать продукцию на рынке,— пояснили в Департаменте потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края.

Итоги первого блока конкурса «Сделано на Кубани» комиссия подведет в июне



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте