Аргументы Недели → Экономика № 9 (906) 6 – 12 марта 2024 г. 13+

Свыше 60% россиян оптимизируют праздничные траты

, 18:58 , Обозреватель отдела Наука

Свыше 60% россиян оптимизируют праздничные траты

Первые три месяца каждого нового года – это испытание креативного мышления и финансовых возможностей каждого гражданина страны. Ведь подобрать подарки для столь разношёрстных торжественных дат для всех членов семьи – затея непростая. И весьма затратная.

Здравствуй, Дедушка Мороз

Кто не сталкивался с вопросом, что подарить на очередной Новый год своим близким, тот никогда его не отмечал. Это ежегодная головная боль: так, чтобы не обидеть, не разориться, чтобы не забросили в шкаф или не передарили. По результатам новогодних продаж маркетплейсов (основной источник покупки подарков в крупных и средних городах), самые популярные категории подарков: косметика и парфюмерия, еда и напитки, товары для детей, дома, интерьера и хобби. При этом почти 70% опрошенных поделились, что иногда дарят одинаковые подарки разным людям. А себе любимому респонденты чаще покупают на праздник косметику и парфюм, смартфоны, украшения, одежду и обувь.

Перед наступившим 2024 г. один из крупнейших интернет-магазинов провёл опрос полутора тысяч своих клиентов. И выяснил, что на основные расходы (подарки, еду, напитки и ёлку) россияне планировали потратить около 29 тыс. рублей. В эту сумму входят подарки близким на 12 тыс. рублей, новогоднее застолье на нехилые 10 700 рублей, а также украшения для дома и ёлки (5600 рублей). Почти половина респондентов, 44%, задумываются о том, чтобы сделать подарок самому себе в среднем на 12 700 рублей.

При этом более 60% сограждан рассказали, что оптимизируют свои праздничные траты. 29% используют рассрочку платежей за покупки, 34% заранее откладывают на них деньги. Большинство опрошенных (58%) считают, что рассрочка и оплата частями позволяют им сэкономить или дают эмоциональный комфорт. Большинство опрошенных подарят подарки, причём не только новогодние, только членам семьи и друзьям.

Посленовогодние опросы показали, однако, что 41% ничего не подарили на Новый год, а 21% банально нашли под ёлочкой деньги, 11% – смартфон, 9% – парфюм, по 5% получили наушники и ювелирные украшения, по 3% – книги, пластинки и фен. Остальным подарили электронику, свечи, комнатные растения и другое.

Несмотря на 41% несчастных, оставшихся без подарка, продажи на маркетплейсах выросли более чем на 50%. По словам представителя одного из них, средний чек в последний месяц 2023 г. вырос на 30%, а средняя стоимость товара – на 15%.

Не отказывали себе россияне в продуктах и спиртном. Продажи в торговых сетях увеличились от 10% (экономкласс) до 15–20% (мелкий опт) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Как привыкли гулять с размахом, так и гуляем вопреки всем санкциям.

День мужчин и день женщин

Не успели вынести ёлку, пережившую Новый год, Рождество, Крещение и актуальный ныне китайский Новый год, как наступил праздник всех мужчин. А именно День защитника Отечества, или Красной армии и Военно-морского флота. Кому как привычнее.

В канун праздника «Яндекс. Маркет» опросил своих покупателей, что именно они готовы купить в подарок. И за сколько денежных знаков. И опрос традиционно показал, что мужчины и женщины на Землю прилетели с разных планет.

Итак, чего хотят мужчины в подарок (в порядке убывания предпочтений!), а в скобках, что дарят нам женщины. Первое место – деньги (получаем парфюмерию). Мы что, плохо пахнем? Второе – инструменты! Слышите, девушки: инструменты, а не ходовую косметику. На третьем месте – электроника и гаджеты, а не одежда, обувь и аксессуары. Они гораздо ниже в списке желаемых подарков, но вместо них нам дарят кондитерские изделия. В опросе порядка двадцати пунктов, и ни один не совпадает.

По данным аналитиков «Яндекса», люди готовы потратить на подарки на гендерные праздники от 4000 до 6500 рублей. При этом потратить к Международному женскому дню от 10 до 30 тыс. рублей планирует 21% опрошенных, а к 23 Февраля – всего-навсего 13%. И всего-то статистически малый один процент готов приобрести подарок дороже 50 тыс. рублей.

В основном на 8 Марта (и 23 Февраля) подарки дарят любимым и родителям: 48% мужчин и 77% женщин рассказали, что обязательно подарят на 8 Марта подарки своим мамам. Также каждый третий родитель сделает подарок дочери на 8 Марта, а 25% опрошенных сделали подарок сыну на 23 Февраля​. Ну и треть женщин и каждый десятый мужчина готовы потратиться, чтобы купить «что-нибудь приятное для себя».

Кто последний? Я за вами!

Если бы праздников не было, то их стоило бы выдумать. Так, наверное, размышляют ретейлеры. Ещё бы, как подсчитали в Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), в праздничные дни народная тропа за подарками превращается в многополосное шоссе. Количество покупателей вырастает процентов на 25–30! Вместе с выручкой, конечно. Особенно растёт спрос на товары низкого и среднего ценовых сегментов, продукты и услуги категории здорового образа жизни.

Так, например, под Новый год, по данным АКОРТ, продажи повышаются до 50%, а пиковые значения спроса приходятся на сегмент продовольственных товаров. Перед гендерными праздниками россияне обычно покупают детские игрушки, гаджеты, одежду и декор, растут продажи косметики и парфюмерии, предметов для домашнего уюта.

Иногда выстреливают самые неожиданные вещи: пару лет назад, например, к 23 Февраля на 70% вырос спрос на электробритвы. Банальной логикой объяснить это невозможно.

Лень, как известно, – двигатель прогресса. Тащиться в стационарный магазин за подарком для второй половины или подождать двадцать минут курьера из интернет-магазина? Ответ очевиден. Онлайн-торговля теснит офлайн по всему фронту. По различным оценкам, объём российской интернет-торговли в 2023 г. увеличился минимум на 30% по сравнению с предыдущим годом и составил порядка 7, 5 трлн рублей. Причём доля универсальных маркетплейсов (Wildberries, Ozon, «Яндекс. Маркет», Aliexpress Russia) в общем объёме онлайн-покупок в России достигла 58%.

Всё больший процент россиян, причём в разных возрастных категориях, осваивают прелести онлайн-шопинга. Если в 2013 г. таких было 15%, то к концу 2022 г. – почти 54%. Понятно, что в прошлом году их число только прибавилось. Интересно, что при росте числа заказов до 4, 6 млрд средний чек покупки снизился до 1600 рублей.

По итогам 2022 г. Россия буквально ворвалась на 12-е место в списке стран по доле населения, использующего Интернет для заказа товаров и услуг. В тройку лидеров вошли Британия (90% жителей делают покупки онлайн), Канада (86%) и Швеция (86%). Что же покупают наши люди? Больше всего покупок по объёмам приходится на цифровую и бытовую технику – 18%, мебель и товары для дома – 15, 4%, одежду и обувь – 14, 6%, продукты питания – 11%, а также товары для красоты и здоровья – 8, 1%.

Некоторые алармисты даже говорят, что стационарная торговля умирает под давлением онлайн-шопинга. Немудрено, крупнейшие маркетплейсы в совокупности владеют более чем 100 тыс. пунктов выдачи заказов и постаматов.

Оборот же розничной торговли и, естественно, количество объектов сокращаются. И хотя в 2023 г. отмечен рост оборота до 47 404, 9 млрд рублей, или 106, 4% (в сопоставимых ценах) к 2022 г., но в 2022 г. оборот рухнул на те же 6, 7%, только по официальным данным. А по годовым объёмам продаж розничная торговля в 2022-м находилась на уровне 2012 г. и на 10–11% ниже максимума 2014-го.

Так что тенденция очевидна: интернет-шопинг будет завоёвывать всё новые вершины, особенно в провинции. Традиционная торговля никуда не денется, конечно, но будет потихоньку сокращать объёмы. И отменить такое онлайн-развитие может только бедствие в масштабах отключения всего Интернета или электричества в стране. Или падения национальной валюты в два-три раза. Что, согласитесь, маловероятно.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram