Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Экономика 13+

Как Герман Оскарович с Эльвирой Сахипзадовной поссорился

, 17:20 ,

Как Герман Оскарович с Эльвирой Сахипзадовной поссорился

Руководитель крупнейшего банка России Герман Греф подверг критике решения Центробанка РФ в части повышения ключевой ставки. И не только.

«Сейчас ставка, конечно, запретительная. Она резко сократила кредитование не только корпоративное, но и даже потребительское, ипотека пока живет за счет государственных дотаций, но, конечно, темпы роста кредитного портфеля в следующем году будут значительно ниже. Ставку рефинансирования ЦБ на конец следующего года мы планируем все же выше 10%, но она после первого квартала, на наш взгляд, должна начать снижаться», — высказывается глава Сбера.

Впрочем, о слишком высокой ключевой ставке Греф говорит еще с сентября уходящего года. Тогда на прошедшем Восточном экономическом форуме глава «Сбербанка» раскритиковал политику ЦБ как по вопросу ключевой ставки, так и по валютному курсу, заявив, что «курс рубля не соответствует фундаментальным уровням, нужно искать причины этого и принимать меры».

В чем же причина явно просматривающегося недовольства Грефа?

«С одной стороны ведомство Набиуллиной не предпринимает шагов, которые напрямую не выгодны банковскому сектору. Ведь на девальвации банки смогли заработать порядка 800 млрд рублей за январь-июль. А повышение ключевой ставки, конечно, притормаживает объем кредитования, но банки забирают свою прибыль через увеличение дельты между процентной ставкой и ключевой. А еще при текущей ключевой ставке на уровне 16% едва ли стоит ждать, что по ней будут кредитоваться крупные проекты. Соответственно банку заработать будет гораздо сложнее. К тому же, ни одна экономика не способна нормально развиваться при такой денежно-кредитной политике. Причем, самое удивительное заключается в том, что абсолютно никакого отношения к борьбе с инфляцией повышение ставки не имеет. Для чего было необходимо проводить такие действия — не ясно до сих пор. Точнее, не ясно, если исходить из реальной ситуации в экономике, а не из примитивных монетарных теорий», — говорит эксперт.

Греф также не согласен с мнением главы Центробанка России Эльвиры Набиуллиной в части оценки рынка ипотеки. Набиуллина считает, что этот рынок сегодня «явно перегрелся». Герман Греф так не считает:

«Мы не видим перегрев. Перегрев рынка — это не только когда цена растет, он должен иметь тенденцию к тому, что он лопнет», — заявил Греф.

Но вообще-то многие как раз и отмечают, что так называемый «перегрев» имеется в наличии.

«Мы имеем как неадекватный рост цен (+74% за три года), так и существенное сжатие спроса. Если прекратится программа льготной ипотеки, то пузырь неминуемо лопнет. Другое дело, что правительство имеет все возможности для перенаправления ресурсов строительной отрасли с возведения „человейников“ на индивидуальное жилищное строительство. Но это отдельная тема», — считает эксперт.

Попытки Грефа противостоять монетарной политике Набиуллиной просматриваются уже давно. Вспомните хотя бы что говорил Греф о политике Центробанка в июне 2018:

«У нас в регуляторах сидят крутые парни, их огромное количество, и там собран очень большой интеллект. Они начали процесс ужесточения регулирования банковской сферы, и ничто их не остановит в том, чтобы они довели это до конца. Даже если мы и рынок будем плакать большими слезами, эта парадигма будет доведена до конца. Если вы меня спросите, какие угрозы существуют для российского банковского сектора, я вам скажу, что это самая главная угроза — если взятая ошибочная парадигма в регулировании будет доведена до конца».

Примером явно не очень-то дружеских отношений между главой Сбера и главой Центробанка может служить и пикировка, произошедшая между Грефом и Набиуллиной в ноябре 2022 года на Finopolis—форуме, проводимом Банком России в партнерстве с лидерами IT и финансового рынка:

«Герман Греф: хуже монополии может быть только государственная монополия.
Набиуллина: ну теперь я знаю, единственное, чего может бояться частная монополия, — это государственная монополия.
Греф: если клиент хочет быстро, качественно и дорого — это в ВТБ. Если быстро, качественно и дешево — к нам.
Набиуллина: ну, у вас тоже дорого.
Греф: тогда можно долго, некачественного и дорого — это в структуры Центробанка
Набиуллина: Регулятора может обидеть каждый».

Или вот еще. Уже июль года уходящего. В Петербурге, на форуме Банка России, в день резкого скачка курсов доллара и евро по отношению к рублю. Тогда Председатель ЦБ РФ заметила, что в России спокойствие расслабляет и не дает импульса для изменений.

«Лучше всегда расслабляться, в расслабленном состоянии лучше, в том числе трансформацию делать — Центральный Банк может не мешать, и это самый большой вклад», — со смехом ответил ей Греф.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram