> О ситуации на газовом рынке России - Аргументы Недели

//Экономика 13+

О ситуации на газовом рынке России

№  () от 11 июля 2023 [«Аргументы Недели », Александр Чуйков ]

Фото РИА Новости

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предлагает повысить регулируемые цены на газ в июле 2024 г. и в июле 2025-го на 8% для всех категорий потребителей. То есть: какой бы размер инфляции ни был (а Набиуллина только что сказала о 4–5%), газ для населения подорожает значительно сильнее. Сегодня он стоит в среднем по стране около 7 рублей за кубический метр. Значит, в 2024-м будет стоить 7 с полтиной, в 2025-м – более восьми. Понятно, откуда ветер дует. Ещё недавно газовый монополист грёб миллиарды от экспорта и «сидел на печи, ел калачи». Однако пришли иные времена: Минфин буквально на днях объявил, что «нефтегазовые доходы бюджета России за первое полугодие 2023 г. сократились на 47%, до 3, 382 трлн рублей». Как жил, как живёт и как будет жить газовый рынок страны – в материале «АН».

Мощно задвинул

Как известно, ситуация кардинально поменялась после событий февраля 2022 г.: введения санкций, контрсанкций и прочих козней мирового правительства, терактов на трубопроводах. Судите сами, в 2000 г. мы продавали сырой нефти 144, 4 млн т за 25, 27 млрд долларов (здесь и далее данные ЦБ РФ, Росстата и ФТС РФ). Нефтепродуктов – 62, 6 млн т за 10, 2 млрд долларов. И 193, 6 млн куб. метров природного газа – за 16, 64 млрд тех же долларов.

В пиковые годы: с 2011 по 2013-й, когда сырая нефть стоила более 100 долларов за бочку, мы экспортировали порядка 235–240 млн т, получая в среднем в районе 180 млрд долларов в год. Всего только по сырой нефти с начала века по 2020 г. включительно Россия получила 2 триллиона 153 миллиарда 78 миллионов долларов! По нефтепродуктам ещё один триллион и почти 200 млрд за нефтепродукты. И вспомним о нашем всём: природном газе. 847 млрд долларов в копилку. На круг выходит четыре с хорошим гаком триллиона долларов. Какое при таких объёмах промышленное производство, какое развитие, какое импортозамещение?! Качай и торгуй себе дарами природы.

Недаром, по данным Росстата, за это время закрылось или просто обанкротилось около шести тысяч предприятий в обрабатывающей промышленности. А в сфере добычи полезных ископаемых – всего шесть.

Но случилось то, что случилось. Запад закрыл заслонки, переориентировался на покупку углеводородов у других стран. Или даже нашей нефти не напрямую, но через ту же Индию. И кстати, доволен. А почему нет? В мае импорт сырой нефти Индией из России составил в среднем 1, 96 млн (!) баррелей в сутки, причём по средней цене 83 доллара за баррель. Сколько нефти и нефтепродуктов из двух миллионов бочек ежедневно уходит туда? Так что с нефтью пока всё в порядке, а вот газ остался сиротой.

Кто заменит коллективный Запад?

ПредСВОшный 2021 год тоже не подкачал. По данным ЦБ РФ, размещённым на официальном сайте, «суммарный экспорт основных энергетических товаров в 2021 году составил 243, 8 млрд долларов США, увеличившись по сравнению с 2020 годом в 1, 6 раза, или на 93, 4 млрд долларов США, что было обусловлено повышением экспортных цен (на 94, 9 млрд долларов США) при незначительном сокращении физических объёмов поставок (на 1, 5 млрд долларов США). Доля четырёх основных энергетических товаров в совокупном объёме российского экспорта товаров составила 49% (годом ранее – 45%). Экспорт природного газа в 2021 году стал больше в 2, 2 раза, или на 29, 8 млрд долларов США, составив 55, 5 млрд долларов США». Конец цитаты.

Проще говоря, в 2021 г. старая и новая Европа получила, не поморщившись, 155 млрд кубов российского газа. Это около 45% от общего объёма импорта газа в ЕС. То есть до 24 февраля «бабушка» покупала у нас половину необходимого ей голубого топлива. Но случилось то, что случилось. И в 2022 г. поставки российского трубопроводного газа в Европу снизились почти вдвое, примерно до 80 млрд кубометров.

Как подсчитал профильный вице-премьер Новак, общий экспорт газа из России в 2022 г. снизился на 25, 1% к предыдущему году, то есть до 184, 4 млрд кубометров. Могли упасть ещё глубже, но спас Китай, который увеличил поставки почти наполовину: до 15, 4 млрд кубометров. Естественно, параллельно падению спроса упала и добыча: примерно на 12%, или до 673, 8 млрд кубометров.

И самое главное – расти ей практически некуда. Да и зачем? В нынешнем году вместо пиковых 200 млрд кубов природного газа, который мы прокачивали по трубам, по контрактам нужно закачать всего 82 млрд кубометров. 30 млрд – в Турцию, 30 – в Европу и максимум 22 млрд – в Китай, который брать больше категорически отказывается. Даже после выхода газопровода «Сила Сибири – 1» на полную мощность с учётом дополнительных 10 млрд куб. м, согласованных в 2022 г., экспорт трубопроводного газа из России в Китай всего 48 млрд кубов, что составляет всего меньше трети от бывшего среднего европейского потребления. А широко анонсированный контракт по «Силе Сибири – 2» пока так и не подписан. И подписан в ближайшие годы, вероятно, не будет, так как Пекин заключил длительные контракты с Катаром на поставку СПГ.

Всё в дом!

У чиновников есть замечательная особенность: как только их что-то не устраивает в отчётах, тему сразу убирают из широкого обсуждения. Падение добычи природного газа не исключение. С весны Росстат перестал публиковать данные о добыче нефти и газа. Последние официальные данные статведомства такие: «в марте природного газа добыто 49, 8 млрд куб. м, что на 15, 3% меньше, чем в марте 2022 г., но на 6, 4% больше, чем в феврале 2023-го; за первый квартал добыто 149 млрд куб. м, что на 14, 1% меньше, чем за аналогичный период 2022 года». Сегодня «эксперты» говорят о 24% падения добычи. Правда: зачем добывать, если не с кем торговать?!

Хотя как это не с кем? А внутренний рынок? Уровень газификации в России в этом году может вырасти до 74 –75%. Так считает вице-премьер, куратор ТЭК Новак. Есть куда руки приложить. В России куча деревень и СНТ ещё с советских времён. И все хотят газификации. Но даже сегодня СНТ, пусть там даже круглогодично живут избиратели, ни в одной программе не упоминается: ни в соцгазификации, ни в догазификации.

– У нас среднее товарищество, порядка 140 домов. Подвести газ от ближайшей распределительной станции нам обошлось в 5 миллионов. Индивидуальный проект для конкретного дома – 250 тысяч. Врезаться в уже нашу сеть стоит 100 тысяч. 50 тысяч стоят работы на участке и 10 тысяч – подключение дома с твоим оборудованием. Мне дом полностью обошёлся в 750 тысяч рублей, – рассказал Антон, председатель правления одного из подмосковных СНТ.

Если населённый пункт попадает в программу социальной газификации или догазификации, то это, конечно, на порядок дешевле. Ты платишь только за работу по прокладке труб на своём земельном участке и оборудование внутри дома.

В общем, внутренняя газификация страны – тоже дело не простое. Сначала бы неплохо уточнить: сколько всё-таки квартир и домовладений в самой богатой по запасам газовой стране могут ответить на вопрос: «А у вас в квартире газ?» По словам вице-премьера Новака, на 2021 г. «газифицировано 43 млн квартир и домовладений в 48 тыс. населённых пунктов». По данным Росстата, к концу того же 2021 г. общее число жилых помещений в России составляло 70, 2 млн единиц. Как тут получается уровень газификации страны в 70 с лишним процентов, а именно с этой цифрой везде выступает «Газпром», – математически нерешаемая задача.

Кстати, таких задач в газовом вопросе немало. Вот, например, в 2006 г. была введена монополия нашего газового титана на экспорт «голубого огонька». В обмен на масштабную газификацию страны за счёт экспортной премии. «В период с 2015 по 2020 г. этот показатель составил у «Газпрома» 2, 1 трлн руб.» – подсчитали «Ведомости». Однако сам монополист признался в своей отчётности, что на реализацию программы газификации запустил около 209 млрд рублей. То есть десятую часть. Почему? Нет ответа.

Или ещё одна загадка. Как известно, «Газпром» осенью прошлого года впервые в истории выплатил промежуточные дивиденды за первое полугодие. Рекордные 1, 21 трлн рублей. В то же время «национальное достояние» в рамках программы развития газоснабжения и газификации регионов РФ на всю текущую пятилетку (!) с 2021 по 2025 год должно потратить 526, 1 млрд рублей. Плюс ещё 480 млрд на догазификацию в уже газифицированных населённых пунктах, а также 259 млрд руб. – на финансирование «последней мили», которая теперь также покрывается за счёт «Газпрома». Тот же триллион двести с лишним миллиардов получается. За полгода и пять лет. Математика – страшная сила!

Честно говоря, проблемы «Газпрома» на экспортном рынке, конечно, не радуют. Но есть и обратная сторона медали. На фоне падения нефтегазовых доходов, кажется (тьфу, тьфу, тьфу!), немного задышало промышленное производство. Основа основ экономики любой державы. И «АН» обязательно напишут об этом.



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте