Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Экономика № 13 (859) от 5 апреля 2023 13+

Прогрессивная шкала подоходного налога позволяет увеличить госбюджет

, 20:59

Прогрессивная шкала подоходного налога позволяет увеличить госбюджет

То, о чём мы будем сегодня говорить, может повергнуть в шок. С другой стороны, можно ясно увидеть, какой абсолютно гигантский промышленный и экономический потенциал заморожен у нас в стране и что будет, если привести в порядок всего несколько понятий, которые до сих пор не замечаются. К нашему счастью, их заметили и собираются представить на рассмотрение правительства члены специальной комиссии Российской академии наук, созданной по приказу президента РАН Геннадия Яковлевича Красникова. В РАН предложили «АН» рассказать об этом первыми, что мы с удовольствием и делаем. Главное в рекомендациях РАН – совершенствование нашей налоговой системы.

Да, мы ею заслуженно гордимся. Чего стоит один совершенно уникальный подоходный налог, которого нет нигде, – 13%! Но в мире, как оказалось, есть и другие сияющие высоты. О них и пойдёт речь.

Начнём с фразы, которую президент России Владимир Владимирович Путин произнёс на недавней встрече с китайским лидером Си Цзиньпином. Обращаясь к нему 20 марта, он сказал: «За последние годы Китай сделал колоссальный рывок вперёд в своём развитии. Во всём мире это вызывает неподдельный интерес, и мы даже немножко вам завидуем».

Попробуем обратить внимание на некоторые факты, которые, возможно, имел в виду наш президент.

В 1991 г. ВВП России составлял 496 млрд долл., что составляло 3,4% мирового ВВП, а ВВП Китая – 415,6 млрд долларов.

В 2021 г. ВВП России увеличился чуть больше чем в три раза – до 1,77 трлн долларов. Это 1,7% мирового ВВП. За этот же период ВВП Китая вырос в 40 раз – до 17,5 трлн долларов. Это 17,9% мирового ВВП. Таким образом, уже в 2020 г. Китай обогнал Россию по уровню ВВП на душу населения.

Два слова о роли России в экономике Китая. В 2021 г. импорт из России составил 68 млрд долларов, или 2,5% от общей суммы импорта Китая – это 2, 7 трлн долларов. Экспорт в Россию – 72,7 млрд долл., или 2,16% от общей суммы экспорта Китая в 3, 36 трлн долларов. Для справки: в 2022 г. импорт Китая из США составил 153,84 млрд долл., а экспорт Китая в США – 536, 75 млрд долларов. Объём торговли США и Китая в 2022 г. даже обновил исторический рекорд.

А сейчас перейдём к главному шоку – с чего это Китай рос тридцать лет как на дрожжах? Так вот – вы не поверите, но бурный рост ВВП Китая за последние годы во многом предопределили налоговая система и низкие ставки по кредитам.

Например, в Китае не облагают подоходным налогом и социальными взносами доход до 5 тыс. юаней/мес. (по курсу на 21 марта 2023 г. это примерно 50 тыс. руб./мес.). Если бы в России подоходным налогом не облагали 50 тыс. руб./мес., то от него были бы освобождены 72% работников. По данным на 1 декабря 2018 г., только 2% китайцев платят подоходный налог, и правительство хочет поднять этот показатель до 15%.

И что ещё важно – в Китае действует прогрессивная шкала подоходного налога с максимальной ставкой 45%, ставка по кредитам – 2,75%. У нас подоходный налог для всех – 13%, НДС – 20%, ставка по кредитам заметно выше 2% годовых. Разумеется, не считая специальные правила для ряда предприятий во время проведения СВО.

Сейчас очередной шок! Посмотрим, что дало бы китайское подоходное налогообложение России. Согласно данным Федеральной налоговой службы (ФНС), в 2020 г. в России был собран подоходный налог на физических лиц – НДФЛ – в сумме 4,25 трлн рублей. При этом официально известно, что совокупное состояние 500 российских миллиардеров в 2020 г. выросло на 207 млрд долл., т.е. их официальный доход по курсу 1 долл. = 72,1 руб. составил за 2020 г. – 14,9 трлн рублей. Если с этого дохода взять, как в Китае, 45% подоходного налога, то бюджет получит 6,7 трлн рублей. Сравните – «по-нашенски» 4,25 трлн и по-китайски – 6, 7 триллиона. То есть вполне можно ввести необлагаемый налогом доход в 50 тыс. рублей в месяц, как в Китае. Тогда и наши 72% работников можно смело освобождать от уплаты подоходного налога. Разница в 2,5 трлн рублей пойдёт в дополнительный доход для народа, в основном – на увеличение спроса. А значит, стимулирование промышленности. Это те самые инвестиции, которые мы ищем по всему миру.

Понятно, что дело не в Китае. А в том, что наш капитализм существенно отличается от того, что построено в развитых странах, примеру которых и следует Китай.

Основой существования капитализма в этих странах является система, основанная на мелкой и средней собственности. Главной фигурой при этом является предприниматель, мотивами деятельности которого являются прогнозируемый и очевидный успех.

В России таких всего 23% в валовом внутреннем продукте – ВВП – это 6 млн предприятий. В США уже в два с лишним раза больше – 53% ВВП и 23 млн предприятий. В Японии – 55% ВВП, в Китае – 60% ВВП и 18 млн предприятий. А в Евросоюзе – аж 75% ВВП дают предприятия малого и среднего бизнеса – таких в ЕС 22 млн в отличие от наших 6 миллионов.

Вы представляете, какой у нас гигантский потенциал при наших ресурсах, территориях, пахотных землях и вообще всего что только можно себе представить!

Прогрессивная шкала подоходного налога позволяет увеличить госбюджет

В нашей стране, похоже, была взята за основу модель южнокорейского государственного капитализма. Это когда производственный процесс концентрируется в нескольких гигантских корпорациях, контролируемых правительством. Таких как известный всем «Самсунг». В Южной Корее такая модель работает как часы. Заметим – только в Южной Корее, но не в ЕС, Японии, США или Китае. Но именно такую модель до сих пор пробуем мы. Вот уже 15 лет.

Как считают в Российской академии наук, при накоплении богатства в корпорациях меняется характер мышления. Главными фигурами в деловом мире становятся менеджеры-управляющие. Но менеджер обладает совершенно другими чертами, нежели предприниматель, и вместо стремления к нововведениям, риску и независимости мы видим осторожность, стремление к продвижению по службе, к согласованности принятия решений на всех уровнях. Да и само поведение менеджера не имеет ничего общего с поведением предпринимателя. Классический пример – Чубайс. Обворовал «Роснано» и сбежал в Турцию. А ведь было много людей, которые предлагали Чубайсу внедрить изобретения, имеющие мировое значение. Те же беспилотники ещё лет 10 назад. Но Чубайс оказался даже не менеджером, а чем-то совсем непотребным, даже слушать их не хотел.

В результате гражданский сектор нашей экономики развивается крайне медленно. Об этом в своих передачах на государственном радио и ТВ регулярно говорят Владимир Соловьёв, Евгений Сатановский, заместитель председателя Госдумы Александр Бабаков и многие-многие другие. Причина их недоумения вот в чём.

В 2021 г. объём промышленного производства в России относительно уровня 1991 г. составил 106,06%, а ВВП – 130,51%. То есть за 31 год среднегодовой рост промышленного производства в России составил 0,2%, а рост ВВП – 1,0%.

Продолжим официальную статистику от специальной комиссии, созданной по решению президента РАН академика Геннадия Красникова. На 1 января 2017 г. число средних и крупных предприятий и организаций составило 52 тысячи. Многие из них до проведения СВО не были загружены из-за отсутствия спроса. Коэффициент использования мощностей (КИМ) в обрабатывающей промышленности составлял около 60%, в том числе в отрасли «Производство машин и оборудования» – 35%, «Электротехника и приборостроение» – 34%, «Производство транспортных средств» – 38%.

Выпуск продукции в натуральном исчислении сократился в десятки раз. Например, в 1990 г. в России выпускалось 214, 0 тыс. тракторов, а в 2021 г. их было произведено 7,5 тыс., или 3,6% от уровня 1990 г.; зерноуборочных комбайнов в 1990 г. было выпущено 65,7 тыс., а в 2021 г. – 6,8 тыс., или 10,4% от уровня 1990 г.; производство металлорежущих станков относительно 1990 г. составило около 6%.

Понятно, долгие годы было дешевле и удобнее покупать импортные трактора и станки. Но сегодня этот процесс остановлен не нами – покупать трактора через третьи страны стало дорого и опасно – останешься без запчастей. Так что самое время обратить взор к Китаю, но не в смысле покупать китайские трактора и станки, а в смысле перевода экономики на правила, зарекомендовавшие себя, как в Китае, так и во многих развитых в экономическом отношении странах.

До сих пор недостатки российской экономической системы и в том числе системы налогообложения компенсировались высокими ценами на нефть. Но год назад всё стремительно изменилось. А непринятие срочных мер может привести к нежелательным последствиям.

Вернёмся ещё раз к налогам. Про китайские налоги мы уже говорили. Давайте сравним наши налоги и налоги в США.

Там шкала подоходного налога, как и в Китае, прогрессивная, а не плоская в отличие от нас. При этом в Штатах доход около 1 тыс. долл. в месяц налогом не облагается. Это более 70 тыс. рублей на наши деньги. Максимальная ставка подоходного налога – 37%, из которых социальные взносы – 13,3%. Там нет НДС (у нас 20%), хотя есть налог с продаж – разный во всех штатах. Нет налога на имущество предприятий (у нас 2,2%). Так что в США налоги берут прежде всего с богатых. Сбор подоходного налога составляет 45% доходов всего госбюджета США. У нас это лишь 10% доходов консолидированного бюджета. В результате в 2018 г. 77 млн американцев, или 44% трудоспособного населения страны, были освобождены от уплаты федерального подоходного налога. Вот что значит получать налоги с богатых, всего лишь лишая их возможности каждый год покупать по яхте за полмиллиарда долларов или по футбольному клубу в Британии или Монако. Не хочешь платить огромный налог – жертвуй на университеты, музеи, строй новые предприятия. И жертвуют миллиарды, и строят. То есть подменяют государство, куда бы оно и тратило их налоговые деньги. 

Завершая обзор рекомендаций специальной комиссии Российской академии наук, можно смело и с надеждой заявить – что именно от качества налоговой системы зависят уровень развития экономики, объём доходов государства и наше благосостояние. И опыт Китая – лучшее тому подтверждение.

Статья подготовлена по материалам членов комиссии РАН: Нигматулин Р.И., академик и член Президиума Российской академии наук; Кашин В.А., д.э.н., государственный советник налоговой службы II ранга; Абрамов М.Д., к.т.н., почётный профессор Московского налогового института.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram