Аграрный сектор — безопасность страны
№ () от 13 декабря 2022 [«Аргументы Недели Кубань», Вячеслав СТОЯНОВ ]
Эффективное сельское хозяйство возможно только при условии еще более широкого внедрения высоких технологий.
Рекордные урожаи, которые стали уже привычными, являются результатом суммы факторов: усилий аграриев, технологических новаций и помощи государства. Этот рецепт успеха применим абсолютно ко всем отраслям сельского хозяйств: от растениеводства до животноводства и переработки.
Вопрос стабильного развития агропромышленного комплекса (АПК) особенно остро проявился после начала санкционной войны со стороны зарубежных «партнеров». В то же время уход с российского рынка многих иностранных игроков дал шанс отечественному производителю. Как заменить импортные технологии, семена и агрегаты? Что нужно сделать для развития АПК в современных условиях? Какие шаги необходимо предпринять, чтобы обеспечить продовольственную безопасность страны? Ответам на эти вопросы был посвящен круглый стол «Создание собственных технологий в аграрном и перерабатывающем секторах», в котором приняли участие руководители предприятий аграрного сектора, специалисты в области инноваций и IT-технологий, представители научного сообщества. За более чем трехчасовое общение обсудили целый спектр тем: обеспечение аграриев семенным и посадочным материалом, создание селекционно-генетических центров по производству птицы и животноводства, развитие инфраструктуры агропродовольственного рынка, доступность передовой техники и технологического оборудования для хранения и переработки продуктов, обеспечение производителей инновационными и цифровыми ресурсами, доступность кредитных ресурсов и механизмы господдержки предприятий.
Государственный интерес
Государственная помощь агропромышленному комплексу измеряется миллиардами рублей. При этом инструментарий постоянно растет и не ограничивается исключительно финансовой поддержкой.
— Аграрный сектор края по праву считается одним из локомотивов региональной экономики, и именно здесь традиционно много субъектов предпринимательской деятельности, которые пользуются государственной помощью. Если же говорить об общих объемах, то за время работы нашего фонда более 28 тысяч предпринимателей получили помощь государства. А около пяти тысяч физических лиц, благодаря поддержке, смогли начать собственное дело, и среди них очень значительную часть занимают те, кто работает в аграрном секторе,— рассказала исполняющий директор Фонда развития бизнеса Краснодарского края Елена Пистунова. — В последнее время заметный прогресс идет в области содействия начинающим сельхозтоваропроизводителям в организационном плане. В качестве примера можно привести Фонд развития инноваций Краснодарского края, учредителем которого мы являемся. Одной из основных целей работы этой организации является создание работающей площадки коммуникаций между предпринимателями-инноваторами, крупным бизнесом, властью, фондами, инвесторами и другими партнерами. Все услуги для инноваторов оказываются бесплатно. Данный фонд работает недавно, но уже можно говорить о положительной динамике развития. Одним из маркеров является рост интереса к грантовым программам. Предприниматели, специалисты в области IT-технологий представляют свои стартапы, получают от государства финансирование и реализуют их. Этот тренд, безусловно, является мощным рычагом для модернизации аграрного сектора, что особенно актуально в условиях необходимости импортозамещения.
Наука побеждать
Высокие технологии начинаются с науки, но именно здесь, по оценкам экспертов, наиболее трудно заместить импортные технологии и оборудование. Вместе с тем в нашем крае есть очень яркий пример успешной работы в этом направлении — кубанская селекция зерновых культур.
— Ни для кого не секрет, что в нашем крае аграрии предпочитают семена кубанской селекции,— напомнил заместитель директора по семеноводству Национального центра зерна имени П. П. Лукьяненко Вагиф Керимов. — Достаточно сказать, что мы предлагаем более ста сортов только озимой мягкой пшеницы. Такое разнообразие позволяет использовать наши семена растениеводческим предприятиям с любыми возможностями производства. Нас знают не только в России — мы имеем очень хорошие примеры борьбы за рынки за рубежом. Так, в Узбекистане еще недавно использовали семена австрийского производства. Мы заинтересовались ситуацией, изучили ее и выяснили, что наши семена могут увеличить урожайность в три раза. Многие узбекские аграрии сомневались, но первые же результаты показали, что мы правы. И сегодня можно с уверенностью констатировать, что мы практически полностью вытеснили иностранных конкурентов из Узбекистана. Аналогичные процессы идут в Таджикистане, Казахстане и других странах ближнего зарубежья. То есть все эти разговоры о том, что зарубежные разработки априори лучше, не более чем маркетинговые ходы. Мы можем и должны обеспечить продовольственную безопасность страны.
Наше — значит лучшее
Если с семенами зерновых у нас всё в порядке, то в животноводстве картина иная. Особенно остро стоит вопрос относительно крупного рогатого скота. О сути проблемы рассказала представитель АО «„Московское” по племенной работе» в ЮФО Екатерина Буланова.
— Ситуация, в которой оказались российские животноводы после массированного введения санкций, показала огромную зависимость отрасли от иностранных партнеров, которые поставляли семя и эмбрионы. Краснодарский край, к большому сожалению, в этом плане не является исключением. Можно сказать, что иностранные компании захватили очень значительную часть рынка и диктуют свои условия. Простой пример: в 2017 году в нашу страну было завезено двадцать процентов семени от требуемого количества для воспроизводства популяции молочного скота, а сейчас этот показатель превышает половину. Более того, иностранные поставщики семени, а в основном это компании из США, не намерены отказываться от нашего рынка и довольно успешно используют обходные пути. Так, нам известно, что в Казахстане, где во многих районах объявлен карантин по ящуру, была задержана партия семени из США. Где гарантии, что возбудитель этого опаснейшего заболевания не будет завезен с биоматериалом на территорию нашей страны? Более того, во время проведения мониторинга качества спермопродукции, поступившей в Россию из-за рубежа, контрольный институт ФГБНУ «ВГНКИ», который находится под ведомством Россельхознадзора, обнаружил различные нежелательные заболевания: от микоплазмоза до ку-лихорадки, а также генетические аномалии. Мы очень уязвимы не только потому, что рискуем получить некачественный материал, но и вследствие высочайшего риска завоза возбудителей опасных болезней, и никто не поручится, что в условиях нынешней политической обстановки это не будет намеренным действием со стороны недружественных сил,— объяснила Екатерина Александровна.
Получается, что обеспечение животноводов качественным отечественным семенем выходит за рамки продовольственной безопасности и является стратегическим направлением в плане общественной безопасности. Но есть ли у нас возможности? Оказывается, есть, и очень хорошие. Вопрос в менталитете.
Например, АО «„Московское” по племенной работе» создано на научно-производственной базе предприятия, которое занимается этим вопросом с 1957 года. За это время накоплен уникальный опыт и колоссальный объем информации, что позволяет получать качественный генетический материал в объемах, которые закроют значительную часть внутренних потребностей. Также на предприятии действуют две лаборатории по селекционному контролю качества молока и иммуногенетическому анализу происхождения, которые собирают сведения более двадцати пяти лет. Создан и успешно функционирует отдел по воспроизводству, в его задачи входит обучение сотрудников предприятий, аудит стада и решение возникающих проблем.
Отдельного внимания заслуживает тот факт, что в АО «„Московское” по племенной работе» трудятся профессионалы высокого класса, в том числе четыре доктора и двенадцать кандидатов наук. Сотрудники племпредприятия справедливо считаются авторитетными в различных областях племенного дела.
Казалось бы, вот правильное решение. Однако на деле всё выглядит иначе.
— Несмотря на наши убедительные результаты, сельхозтоваропроизводители не спешат сотрудничать с отечественными племенными предприятиями. Мы понимаем, что преодолеть внутренний порог и отказаться от иностранного биоматериала для животноводов очень непросто, особенно если есть возможность продолжить сотрудничество, пусть и по сомнительным схемам. Но это необходимо. И не только из-за растущего санкционного давления, но и по простой причине превосходства нашей продукции над импортными конкурентами. В то же время важно понимать, что решение проблемы импортозамещения невозможно только силами государственного руководства и отдельными племенными предприятиями. Чтобы реально выстроить систему, необходимо желание российского общества, граждан, предпринимателей и компаний. Пока ситуация складывается таким образом, что даже предусмотренные квоты на использование отечественного племенного материала для проведения оценки быков-производителей племенными хозяйствами часто просто игнорируются и возникают вопросы о правомерности выделения им субсидий. Конечно, у производственников много проблем и им проще купить здесь и сейчас, чем вкладываться в улучшение условий кормления и содержания, воспитывать кадры и проводить мероприятия по оценке качества скота. Но это только усугубляет проблемы,— поясняет Екатерина Буланова.
Запланированное развитие
Генеральный директор ЗАО «Элеваторстройдеталь» Виктор Погорелов поддержал Екатерину Буланову в необходимости расширения роли государства в стратегических секторах экономики.
— Наше предприятие на рынке уже более четверти века, и за это время мы уже много раз доказали свою конкурентоспособность. Наши металлические зернохранилища, силосы, конвейеры ни в чем не уступают, а по многим характеристикам и превосходят зарубежные аналоги. Но менталитет, который был навязан в течение последних десятилетий, создает удивительную ситуацию: сельхозпроизводители готовы переплачивать за импортные сооружения, притом что их качество зачастую не выдерживает никакой критики. Простейший пример: большинство иностранных производителей не рассчитывают снеговые нагрузки, потому что у них не бывает снега — на юге живут. И с этими стандартами они работают в России. Результат — масса примеров, когда крыши сооружений проваливались. И найти крайних в этой ситуации получается далеко не всегда. Получается абсурдная ситуация: нас заслуженно считают одними из лучших и очень часто приглашают работать в Белоруссии, Казахстане и других странах, а в России продолжают поклоняться иностранцам. При этом все прекрасно знают, что наши технологии одни из лучших. Металлы мы используем только отечественные, что является дополнительной гарантией качества. На мой взгляд, сейчас уже нет времени для того, чтобы ждать эволюционных перемен менталитета. Необходимо усиливать роль государства в формировании внутренней экономики,— считает Виктор Алексеевич. — Безусловно, интеграция с мировым рынком должна быть. Но не надо подменять понятия. Одно дело — сотрудничество, другое — зависимость. Сейчас государство делает очень правильные шаги для развития отечественного производителя. Вместе с тем эти процессы движутся медленно и явно не успевают за быстроменяющейся обстановкой. Конечно, поощрение предприятий, которые активно занимаются импортозамещением, играет положительную роль. Многочисленные программы поддержки отечественных товаропроизводителей дают свой эффект, но, на мой взгляд, существенно ситуацию не меняют. По роду своей деятельности мы много общаемся с фермерами, руководителями крупных сельхозпредприятий, партнерами, и в последние годы всё чаще и настойчивее звучат голоса в пользу возвращения к элементам государственного планирования. Не везде, но в стратегических отраслях. А сельское хозяйство и перерабатывающая промышленность как раз таковыми и являются. Я абсолютно согласен с Екатериной Александровной Булановой в том, что без твердой государственной политики такие масштабные задачи не решить. Необходимо очертить круг отраслей, где во главу угла должен стать государственный заказ. Сейчас мы переживаем очень сложные времена, которые заставят нас меняться. У нас нет другого пути, кроме как воссоздавать целые отрасли, утраченные за годы доступного импорта: животноводство, овощеводство, садоводство. В промышленности — станко- и машиностроение, производство высокотехнологичных продуктов и разработку отечественных цифровых технологий. А заниматься координацией всех этих процессов должен единый центр, созданный на основе государственно-частного партнерства.
Защита отечественных рынков
Генеральный директор союза «Садоводы Кубани» Николай Щербаков еще более расширил тему необходимости импортозамещения.
— Садоводы просят только об одном: на время массового сбора фруктов закрыть доступ дешевому польскому яблоку и другим плодам на российские прилавки. Официально Польша к нам свою сельхозпродукцию не везет, но в то же время их «химические» яблоки заполонили торговые сети. Говоря о «химических», я ничуть не преувеличиваю. Давно и неоднократно доказано, что польские яблоки содержат чуть ли не всю таблицу Менделеева, а воски, которыми покрывают плоды, вредят здоровью. Наши же яблоки, опять же доказано, несут только пользу. Это знают маркетологи, и нередко под видом наших плодов они продают дешевый импорт. Только полное закрытие, а не одно официальное декларирование химического импорта даст толчок к развитию садоводства и, главное, положительно скажется на здоровье людей,— сказал Николай Алексеевич. — Самое печальное, что при полном осознании глубины проблемы и очевидности ее разрешения мы продолжаем находиться в подвешенном состоянии. Те же польские яблоки востребованны потому, что их себестоимость в разы ниже нашей. Достигают они этого за счет субсидий всего Евросоюза. У нас всё иначе: недавно посчитали и выяснили, что наценка на наши яблоки в одной из торговых сетей составляет 234 процента. При этом нам цену сбивают до уровня ниже рентабельности. Но я не с просьбой помочь материально. Совершенно согласен с мнением коллег о необходимости включения государственных рычагов в регулирование рынка, чтобы защитить отечественного производителя. На примере садоводов могу сказать, что мы сегодня вполне способны обеспечить посадочным материалом всех желающих. То есть не надо его заказывать в Голландии или Италии. Не надо рисковать завезти с саженцами какую-то болезнь. Не надо входить в рабскую зависимость от поставщика, который навязывает огромный список дополнительных услуг и требований. Я уже не говорю, что у нас гораздо дешевле. Но, невзирая на все плюсы решения в пользу отечественного производителя, многие садоводы не могут сойти с накатанной в Европу дороги. Вместе с тем хотелось бы предостеречь от излишнего рвения тех, кто будет нам всем помогать. Есть еще немало тонких мест, где наша зависимость от импорта высока. Постепенное снижение этой зависимости должно всё же происходить за счет замены иностранных товаров и услуг российскими, а не запретов. Поэтому считаю, что для выработки эффективной системы необходимо ставить во главу угла мнение непосредственных участников рынка — производственников. А уже для реализации привлекать госаппарат.
Обсуждение наболевших вопросов заняло почти три часа. Все участники отмечали, что экономические санкции, введенные против нашей страны, надо использовать как драйвер развития собственных технологий, производств, научного потенциала. Роль государства в данном процессе является одной из определяющих. При этом у нас есть практически всё необходимое, чтобы закрыть внутренние потребности собственными ресурсами. Не хватает опыта и смелости сделать шаг в сторону самостоятельности. Но если мы его не сделаем сами, нас обязательно к этому подтолкнут. Ждать нельзя.