Мэтр иркутской журналистики Игорь Альтер в авторской телепрограмме «Фактор здравого смысла» поднимает «живые» темы, «АН» резюмирует главное в печатной версии. О креативной экономике — разговор с гостем студии, доктором философских наук Андреем Атановым. Беседа состоялась в конце июня 2022 года. Игорь Альтер начинает провокационно: «У нас она, экономика, не слишком развита. Или я ошибаюсь?» Собеседник поправит или согласится?
Андрей Атанов: Шоры с глаз спали, и оказалось, что мы находимся в великолепной экономической реальности. Живем в великой стране с развитой экономикой и, по сути дела, её надо корректировать, но не менять.
Игорь Альтер: Я считаю, что сегодня у нас рубль сверхукреплен. Какие в этом плюсы и минусы?
А. А.: Он недооценен, Игорь Григорьевич, как валюта. На самом деле мы имеем искусственный курс рубля, который когда-то был 80 и больше. Эта переоценка диктовалась условиями экспорта, в том числе, влиянием западных государств на систему российской экономики. В реальности мы видим совершенно другой расклад экономических структур России, очень стабильную экономическую систему, которая выдерживает санкции, те самые, какие никогда в истории человечества против никакой страны не применялись. То есть мы крепкие, сильные, адекватные, умные и работоспособные. Раньше мне в таком тезисе виделся скепсис.
И. А.: Многие, когда речь заходила об экономике, обсуждали эту тему без особой улыбки. А вот сейчас поверили.
А. А.: Дело даже не в вере, а в фактах.
И. А.: Давайте так: появилось ощущение, что мы очень крепко стоим на ногах… А в нашей беседе я думаю, есть смысл взять за аксиому, что креативная экономика — это экономика идей. Сегодня идеи становятся самым дорогим и ценным продуктом.
А. А.: На самом деле это не так. Идей много, а вот воплощённых — мало. И надо понимать, куда эти идеи будут направлены.
И. А.: На 300% согласен. Но если не будет идеи, то вообще нечего будет воплощать. Даже, если мы сумеем из 10 идей воплотить 3, но классных — это уже хорошо.
А. А.: Из 10 инвестиционных идей, например (если мы берем связанные с получением прибыли), хорошо, если 1–2 выстреливает. Так что у Вас планка вполне высока.
И. А.: Вероятно, идей должно быть побольше. В том числе воплощенных. И тогда бы мы сегодня не говорили с Вами о наступившем мировом кризисе.
А. А.: Дело в реализации. Состояние экономического кризиса, которое в мире сейчас сложилась, во многом ситуативно. То есть у власти находятся силы, которым по какой-то причине выгодно, я не знаю по какой, чтобы ситуация хаоса существовала. Как-то странно все стало выглядеть, у нас на глазах США превратились в латиноамериканскую страну. И это факт. В Европе появились очень странные политические деятели, которые выражают странные политические и экономические идеи.
И. А.: Это «продукты» времени?
А. А.: Это не продукты времени, это такой расклад сил. Думаю, всю реальность процессов, происходящих на Западе, мы все-таки во всей полноте не наблюдаем.
И. А.: Понимаете в чем дело, мы же знали западных руководителей, де Голля, Черчилля, Рузвельта. А уровень сегодняшних?
А. А.: Не могу сказать, что они примитивны. Много проблем... Органичности сегодняшним политическим деятелям не хватает. Есть общее, что их объединяет — достаточно мутное прошлое.
И. А.: Бог с ними… Как Вы считаете, у нас сегодня есть креативный класс или нет?
А. А.: Думаю, есть.
И. А.: А кого в Приангарье, можно назвать креативным классом?
А. А.: Возможно, я скажу парадоксальную вещь, но с моей субъективной точки зрения, чиновники у нас — креативный класс. Они дисциплинированные, адекватные, умные люди. Во многом благодаря им Россия является адекватной страной.
И. А.: А кроме чиновничества?
А. А.: Думаю, здоровых людей гораздо больше. Последние события прозрачно высветили, что у нас здоровое адекватное население. Во всех слоях этот креативный класс есть. И тем не менее, одна проблема все-таки существует — касается молодёжи. Сейчас этот перекос может быть незаметен. Но в этой среде слишком большой акцент делается на свои права, и забывают про свои обязанности.
И. А.: Известная проблема отцов и детей. Та самая вечная «эстафетная палочка», которая всегда переходит из поколения в поколение. Просто Вы достигли определенного возраста и стали замечать людей моложе Вас, которые в силу определённых причин забывают про свои обязанности.
А. А.: Не могу сказать, что таких людей много, где-то 3–5%…
И. А.: Дело не в процентах, а в том вреде, который могут нанести эти 3–5%.
А. А.: Сейчас страна, на самом деле, становится более дисциплинированной. Наверное, всем нам надо стать более собранными.
И. А.: Если бы каждый на своем месте работал с полной отдачей, так скажем, на 100%, то многих проблем не было бы и в помине.
А. А.: Фактически мы почти на 100% и работаем. После февраля 2022 года все поняли, что экономика наша где-то, может, и прогибается, но не ломается.
И. А.: И эта устойчивость нашей экономики в критических ситуациях повлияла на сознание общества.
А. А.: Похоже, идея национального единства начала высвечиваться у нас на глазах. Это имперское мышление, в хорошем смысле этого понятия.
И. А.: Вернемся к заявленной проблематике. Президент указал на обеднение населения, состояние здравоохранения. Кстати, кафедра социологии МГУ провела социальный опрос. И выяснилось, что минимальная зарплата сегодня на психологическом уровне должна быть 30 тыс. рублей. А молодёжь нынче, меньше, чем за 50-70 тыс. рублей не хочет идти работать. При этом большое количество населения получает от 15 до 25 тысяч. … Но 15 тыс. при сегодняшних ценах, и даже 25 тыс. — это не Бог весть какая радость…
А. А.: Есть уровень инфляции, а есть откровенная спекуляция, то есть уловки наших отдельных недобропорядочных граждан, которые решают «накинуть» цены.
И. А.: Почему нет ограничителя?
А. А.: Интересно посмотреть в исследования, которые касались экономики СССР в последние годы его существования. Производим гигантское количество красной рыбы, а она вся оказывается экспортирована. Производим драгоценные металлы, а их все вывозят за пределы страны. Этот дефицит, который во многом послужил основанием для гибели Советского Союза, был искусственно инициирован. С этой темой — регуляции цен — надо быть предельно осторожным. Мы можем оказаться в такой ситуации, что дефицит будет создан искусственно…
И о месте России в мировых экономических раскладах. Мы — не сырьевая страна. Мы оказываемся экономикой, которая осуществляет крайне сложные переделы, где производства гигантские, а не производства на уровне этой комнаты.
И. А.: Но так устроена психология человека, что он оценивает ситуацию тем, насколько может обеспечить свою семью… Нам бы меньше потрясений и катаклизмов. Времена так часто меняются…
А. А.: В хаосе есть возможности.
И. А.: В мутной воде лучше рыбка ловится.
А. А.: Мы же используем не греческое определение хаоса. Если переводить с греческого, то это «бездна, которая падает в себя». А мы воспринимаем шумеро-аккадское трактовку хаоса, которое было привнесено к нам во многом через это восприятие христианства. Хаос — основание возможностей.
И. А.: Часто звучит: сегодняшняя ситуация и сегодняшние санкции — это большое окно возможностей. Скажите мне, пожалуйста, неужели нужно было дожить до санкций, чтобы получить это окно возможностей? А раньше что?
А. А.: Раньше мешала зашоренность мышления.
И. А.: Отсутствие самостоятельной инициативы?
А. А.: Нет. Нам долго говорили западные наши товарищи: «Ты — дурак, ты работать не умеешь, ты ничего не делаешь». Просто в это верить не надо было. Как только в это перестали верить, появилось окно возможностей. Оно не с санкциями связано, оно связано с реальным положением вещей в России.
И. А.: А с точки зрения технологии мы, по-вашему, где примерно?
А. А.: Это не моя тема. Я бы предпочёл поговорить об образовании. Предложил бы правительству обратить внимание на тему школьного образования. Выхлоп будет через 15 лет, но им сейчас надо заняться.
И. А.: Почему все, и вы, в том числе, преподаватели университетского уровня при полных регалиях говорят, что молодые ребята, пришедшие в университет из школы, не дотягивают? Школа не дает то, что должна давать? В чем промахнулась школа?
А. А.: В последние два года ученик школы занимается подготовкой к ЕГЭ. Он целенаправленно изучает 3, максимум 4 предмета. Остальные оказываются на периферии его внимания. Таким образом тема специализации вроде бы закрывается. Но откуда школьник в 17 или 15 лет знает, в чем его способности? Еще вовсю юношеский максимализм работает. В старой советской школе, или в старой немецкой школе, или в гимназиях ты все-таки изучал совокупность целых предметов, как гуманитарных, так и естественных. Впрочем, и для вузов это, наверное, характерно: предметный подход.
И. А.: Глубоко убежден, что любая оценка — это ещё не показатель знаний. Можно ответить преподавателю на пятерку, прочитав от одной странички до другой, выучив. Ну и что? А дальше этих двух страничек или книжки ты ничего не знаешь. В школах, где-то даже в вузах действительно недостаточно внимания обращают на то, чтобы молодого человека научить мыслить. Кругозор не в приоритете.
А. А.: Я бы все-таки такую глобальную цель — научить мыслить, не ставил. Пострадали наши физические, математические и гуманитарные школы сейчас. Почему бы на них акцент не сделать, не попытаться возродить?
И. А.: Говорят, сегодня прогнозы делают только сумасшедшие. Тем не менее, что осень нам готовит, как думаете?..
Здесь прервемся. Финал передачи можно досмотреть на сайте телекомпании «АИСТ». Надо сказать, участники программы вряд ли предвидели события этого сентября. Хотя Игорь Альтер прогнозировал: «На какой-то период времени, не знаю на какой, нам головокружение от успехов не грозит. Нет таких предпосылок».
А Андрей Атанов предложил «сохранять спокойствие, заниматься повседневными делами, думать о будущем, воспитывать своих детей, думать об их будущем, то есть жить в высоких человеческих ценностях». И красиво обыграл слова: «У нас почему-то привыкли эти ценности называть земными, а здесь перевёртыш как раз — это самое возвышенное, что есть в жизни человека».