Строительство новых заводов в России должно стать государственной задачей
7 июля 2022, 14:18 [ «Аргументы Недели» ]
Санкционный режим создал более жесткие условия, резко повысив значимость перерабатывающих предприятий.
Ужесточение внешнеэкономических условий, в которых с февраля 2022 года существует Россия, на новом уровне поднимает вопрос обеспеченности промышленной базой и перерабатывающими предприятиями. Строительство новых заводов уже некорректно воспринимать исключительно как средство расширения ассортимента конкретного крупного производителя, позволяющего компании увеличить прибыль и расширить нишу рынка. Несмотря на значительные достигнутые в прошлые годы успехи в плане импортозамещения, зависимость России от внешних поставок остается заметной, а в ряде направлений – абсолютной.
Особого внимания заслуживают базовые сферы, такие как обеспеченность населения продуктами питания и смежными товарами. Например – заменителями грудного молока, 90% ингредиентов которых Россия импортирует. Для чего ежегодно Министерство сельского хозяйства устанавливает отдельную квоту.
Развитие отечественного АПК имеет определенные перекосы, на фоне огромного валового производства сельскохозяйственного сырья присутствует нехватка перерабатывающих мощностей. Имеющая, на уровне некоторых регионов, угрожающий масштаб. Например, Новосибирская область имеет развитый агропромышленный комплекс, перевыполняя норму по обеспеченности ключевыми продуктами потребления. По итогам 2021 года, Новосибирская область обеспечивала себя зерном на 190 %, молоком — 102 %, мясом свинины — 127 %, куриными яйцами — на 126 %, а тепличными овощами — 134%.
Вместе с тем, до 60% сырого молока, произведенного под Новосибирском, перерабатывается за пределами региона, а затем возвращается на прилавки области в виде готовой молочной продукции. Такая логистика негативно сказывается на цене для конечного потребителя, вынужденного оплачивать услуги транспорта и посредников. А также, в известной степени, ухудшает картину занятости населения в Новосибирской области – регион входит в группу субъектов, пока не отыгравших локальный всплеск «коронавирусной» безработицы.
Завод «тройного назначения»
Реальный сектор экономики неизбежно будет драйвером развития экономики в ближайшие годы – России придется активно замещать, восстанавливать и создавать с нуля целые отрасли промышленности. В том числе и пищевую: например, Россия стабильно наращивает импорт сыра – потребление этого продукта увеличилось на 25% за последние 6 лет, а в натуральном выражении на протяжении последних пяти лет импорт растет в среднем на 10% в год — в частности, в 2021 году он составил 301 тыс. тонн по оценке Россельхозбанка.
Как будут развиваться внешнеэкономические отношения дальше, сказать никто не может, тем самым значимый сектор продовольствия оказывается в зоне риска.
Определенные подвижки существуют. Так, в Новосибирской области строится завод компании «ЭкоНива», который после ввода предприятия в эксплуатацию будет одним из крупнейших в своей категории в стране. Пример этого завода интересен тем, что предприятие имеет прекрасный баланс частных и государственных интересов.
Мощность переработки в 420 000 тонн позволит если не устранить, то снизить до приемлемого уровня дефицит перерабатывающих «молочных» мощностей в сибирском регионе. На заводе будет трудиться порядка 400 человек, что для сферы АПК – крайне хороший показатель. Завод от «ЭкоНива» будет производить порядка 100 тонн сыров в сутки, но перечень выпускаемой продукции этим не ограничится. По плану, завод должен ежегодно производить 15 000 тонн сухой молочной сыворотки максимально высокой степени деминерализации. Это необходимый ингредиент для производства сухих детских смесей – заменителей грудного молока.
Квота на сыворотку в 2022 году составляет 3361 тонну, а значит запуск завода «ЭкоНивы» позволит с большим запасом устранить любой потенциальный дефицит этого ключевого продукта. По актуальным данным, от заменителей грудного молока в России зависят более миллиона детей в возрасте до одного года.
Меньше вывезти и больше заработать
Заводы, подобные тому, что строится под Новосибирском, могут играть ещё одну важную роль, для которой необходима координация усилий бизнеса и государства. Строительство любого завода требует значительных инвестиций, собственники бизнеса логично ожидают максимальной прибыли, а государство нуждается в максимизации налоговых и других отчислений.
В 2021 году экспорт продукции АПК из России составил почти $38 млрд, что на 23,6% превосходит экспорт предыдущего года. В соответствии с положениями федерального проекта «Экспорт продукции АПК», к 2030 году необходимо достичь объема экспортных поставок в $47,1 млрд.
Однако структура российского экспорта меняется. К середине февраля 2022 поставки продукции АПК за рубеж были меньше на 17%, чем в аналогичный период прошлого года - примерно $2,7 млрд. Сильнее всего снижаются поставки зерна – на 61%, до $609 млн.
Зато увеличивался экспорт товаров масложировой категории - на 41%, до $769 млн и молока – в прошлом году Россия продала более одного 1 млн тонн молочных продуктов, что на 15% выше, чем в 2020-м. В финансовом измерении экспорт увеличился на 29%, до $470 млн.
Для сохранения позитивной динамики доходов частных компаний и госбюджета от экспорта, необходимо усилить долю продукции высокой степени переработки в российских поставках АПК.
Сейчас до четверти объема российского «молочного» экспорта составляют сыры, есть значимые количества кисломолочной продукции и мороженого. Эти виды продукции относятся к категории продуктов с высокой добавленной стоимостью, а значит производитель может получать большую прибыль при меньших объемах. Соответственно, растут экспортные поступления в бюджет.
Открытие любого завода по переработке в идеале должно решать несколько задач. Это избавление от импортозависимости и снижение затрат на ненужные статьи расходов, вроде перевозки исходного и конечного продуктов на сотни километров. Кроме того, предприятия могут по своему профилю избавлять государство от, без преувеличения, стратегической проблемы, вроде отсутствия производства компонентов для заменителей грудного молока.