Возрождение советских брендов и традиционных народных промыслов с обновленным содержанием цифровизации с импортозамещением не помеха.
На «Волге» к «Победе»
«У коллег есть планы возрождения, например, бренда “Волга” или “Победа”. Или и то и то», – заявил в недавнем интервью РБК министр российской промышленности Денис Мантуров, вызвав немало кривотолков и полярных комментариев.
Вопрос, будут ли выпускать такие автомобили в Нижнем Новгороде, Мантуров оставил без конкретного ответа, отметив, что проект может быть реализован на разных площадках.
Готовность поддержать подобные планы сразу выразил губернатор Глеб Никитин. Откликнулся на них и сенатор Андрей Клишас, отдав предпочтение заявлению Мантурова, в противовес предложению министра финансов Силуанова пересадить чиновников на отечественные «Лады».
Сами нижегородцы к заявлению министра промышленности отнеслись довольно скептично. В частности, в соцсетях прозвучали предложения о возрождении производства на ГАЗе легендарной полуторки, «шишиги» и «козлика». Отозвался даже бывший нижегородский чиновник с профильным образованием Сергей Абышев. «Инженеры, которые могли это сделать, мне преподавали (им в 1986-м уже было за 70), а сейчас это будет китайский машинокомплект, как на “Москвиче”?))))», – отметил он в своем комментарии.
Посыпались и предложения с мест. Кулебачане, в частности, предложили возродить и вывести на новый уровень бывшее производство местных телевизоров «Русич». Правда, не объяснили, как и где это можно сделать. Кулебакский радиозавод уже давно приказал долго жить. А недавно в Кулебаках был снесен до основания недостроенный огромный производственный корпус этого бывшего предприятия.
Заявление Мантурова – хороший повод поностальгировать и вспомнить добрым словом уничтоженные «реформаторами» нижегородские предприятия и конкретные производства. Среди них выпуск телевизоров «Чайка» на НИТЕЛе и «Радуга» на сормовском заводе «Лазурь». Полностью был уничтожен Горьковский станкозавод, почти до основания развален завод «Двигатель революции». Торговые залы сегодня в цехах бывших предприятий «Старт» и «Орбита».
Немало уничтоженных брендов можно возрождать у нас и за пределами Нижнего Новгорода. Из самых известных – неубиваемые дзержинские стиральные машины «Ока», такой же арзамасский фонарик «Жучок». Он, кстати, уже возрождается в сувенирном варианте. До сих пор еще служат надежные безымянные лысковские утюги. Многие вспоминают достойный инструмент и прекрасные столовые наборы бывшего вачского завода «Труд».
Полезные ископаемые
Я было тоже вслед за скептичными нижегородцами сначала хотел постебаться над начавшимся возрождением всяческой архаики и разных ископаемых совковых брендов в силу нашего технологического отставания и закрывшихся рынков. Мол, опять наши технократы будут свои виртуальные «цифровые щи» лаптем хлебать. Да призадумался. А почему бы параллельно со всяческими цифровизациями, импортозамещениями государству не задуматься о разработке модернизированных образцов разнообразной энергонезависимой техники на основе уже имеющегося опыта, в том числе и советского. Отключи сейчас электричество, и вся эта «цифровая цивилизация» быстро рухнет. А вот арзамасский «жучок» будет работать наряду с лучиной. Уже сейчас подобные отключения не редкость, особенно в сельской местности. Но сегодня еще выручают керосиновые лампы и генераторы, в большинстве своем тоже импортные.
Автомобиль без электроники в экстремальных условиях будет конкурентоспособнее навороченного. Например, после преодоления вброд водной преграды. Сейчас, кстати, снова появляются автоэкземпляры с газогенераторами, работающими на дровах. Значит, есть умельцы по их изготовлению и установке.
При отключении газа и электричества печка будет нужнее самого «нафаршированного» импортного котла. А печник – важнее крутого мастера из сервисного центра. Умелые печники тоже еще не совсем вымерли, хотя специалисты уже штучные. Если раньше при подводке газа печки в домах жители сплошь ломали, то теперь стараются их оставить. Мало ли…
Выражение «Мой дом – моя крепость» становится все актуальнее, особенно дом загородный. Элиты это уже давно осознали. Гляньте декларации чиновников, депутатов, имущество бизнесменов – практически у всех нехилые «домишки», способные функционировать с максимальной автономностью. Прозорливый народ в мегаполисах, да и в райцентрах, тоже потянулся из многоэтажек в окрестные деревни. При нынешнем состоянии ЖКХ (аварии на коммуникациях, некачественная вода, проблемный атмосферный воздух) жить в городах становится не очень комфортно даже при официальных декларациях о комфортной городской среде. Многие загородные жители завели сады-огороды и мини-фермы, включая состоятельных людей, способных купить все на стороне.
Народные промыслы – от развлечений к здравому смыслу
В свете новых экстремальных угроз есть смысл сменить угол зрения на возрождение так называемых народных промыслов. Сегодня их возрождение связано в первую очередь с развитием внутреннего туризма, ну, и с попутным освоением бюджетных средств на это трендовое направление. Наш регион в этом плане особый. Здесь находится треть всех художественных промыслов России. Местами их традиционного бытования признано 29 муниципальных образований.
В Нижегородской области в 2022 году будет организован ряд масштабных мероприятий федерального уровня, посвященных народным художественным промыслам. На Питерском экономическом форуме было подписано соглашение об их совместной подготовке между региональным правительством, Советом Федерации и Министерством промышленности и торговли РФ.
Соглашение направлено на совместную подготовку и проведение в 2022 году в Нижегородской области Глобального форума креативных территорий и X международного фестиваля народных художественных промыслов «Секреты мастеров», Всемирного конгресса традиционной игрушки, приуроченного к 100-летию нижегородской матрешки, а также фестиваля «История игрушек» в рамках проекта «Столица детского туризма». Эти мероприятия призваны привлечь внимание представителей разных поколений к теме сохранения промыслов, способствовать повышению туристического потенциала территорий их бытования.
Однако, на мой взгляд, игрушечно-туристическое направление развития промыслов несколько переоценено. Если в советские времена деревянных игрушек матрешки и другие народные художества были практически в каждой семье, то сегодня практический интерес к ним заметно ослаб. Это, в частности, подтвердил и недавний Международный фестиваль народных художественных промыслов в Семенове, который, несмотря на хорошую погоду, не отличался соответствующей статусу массовостью.
В свете нарастающих экстримов появляется потребность наряду с традиционным культурно-туристическим значением придать народным промыслам больше практического, утилитарного смысла.
К примеру, для нашего региона актуальны в этом плане гончары-горшечники, плетельщики корзин и мебели, плотники, печники, колодезники, бондари, кузнецы, кожевенники и обувщики, саночники, валяльщики валенок, ткачихи льняного и конопляного полотна. К ним надо добавить фермеров, производящих продукты питания традиционных местных брендов. Не менее актуально для региона и возрождение учебных заведений, готовящих таких умельцев.
В одну телегу впрячь возможно – коня и «цифровую» лань
Кстати, наши региональные технократы пошли значительно дальше Мантурова в желании возродить местные транспортные бренды. Они прозорливо решили возрождать старейший в России Починковский конезавод, разводивший знаменитых советских тяжеловозов. А если еще и Перевозский конезавод вывести на полную мощность с его большегрузными тяжеловозами и скоростными русскими рысаками, тогда нам никакие энергетические катаклизмы не будут страшны. Такому транспорту ни бензин не нужен, ни импортные комплектующие – производство конской упряжи сохранено у нас в Богородске.
А раз уж региональная власть планирует перепрофилировать кремль под интересы туристов, то напрашивается возрождение под его стенами Посада мастеровых людей. В случае проблем там с собственностью для такого Посада найдется место и в самом кремле. К примеру, в здании заксобрания можно разместить мастеровые ряды, а в областной администрации – обжорные. Для развлечений остается филармония.
В связи с такими трендами напрашивается реальное, а не виртуальное возрождение Нижегородской ярмарки. Ей пора возвращать бывалый утилитарный смысл, с элементами купеческих и народных развлечений. Такое перепрофилирование ежегодным ЦИПРам и прочим «цифровым» форумам нисколько не помешает, только придаст особый шарм.
Как результат, получим в «цифровой столице закатов» привлекательный народно-туристический сегмент, этакий внутренний нью-средневековый «Городок мастеров». Он органично впишется в нынешнюю региональную картину мира, потому что общественные отношения у нас и так уже феодально-средневековые.