> В российских вузах за последние восемь лет число иностранных студентов выросло вдвое - Аргументы Недели

//Экономика 13+

В российских вузах за последние восемь лет число иностранных студентов выросло вдвое

№  () от 7 июня 2022 [«Аргументы Недели », Юрий АНТОНОВ ]

За 8 лет активного противостояния с Западом в российских вузах вдвое выросло число иностранных студентов. В 2015 г. их насчитали 156 тыс., а сегодня – 315 тыс. человек. При этом Минобрнауки заодно с Россотрудничеством требуют ещё увеличить для них квоты, прямо заявляя, что обучение иностранцев в России необходимо для «формирования пророссийских национальных элит». Но удастся ли пожать плоды этой работы? И как отразится запланированный выход России из Болонской системы?

 

Студенты о двух концах

Согласно целям нацпроекта «Образование», в российских вузах к концу 2024 г. должно обучаться 425 тыс. иностранцев. Получается, каждый десятый студент в стране будет не гражданином России. Но в правительстве уверены, что это ни капли не много, а в мире идёт борьба за 6 млн мобильных студентов, треть из которых вольётся в будущую интеллектуальную и технологическую элиту мира. Поэтому Канада рассчитывает привлечь 450 тыс. иностранных студентов, Франция – 500 тысяч. И даже Индия, вечно обучавшая своих молодцов за границей, рассчитывает дать знания 200 тыс. приезжих. Это существенно больше, чем в названных странах обучают сегодня.

Во-первых, обучать у себя иностранцев выгодно чисто коммерчески. Великобритания сегодня получает около 30 млрд долларов от иностранных студентов, США – 39 млрд, даже в Австралии продажа приезжим образовательных услуг даёт 25 млрд баксов и является третьей по значимости статьёй экспорта после железной руды и угля. И это не считая экономического эффекта от деятельности выпускников, которые остались в стране после обучения.

Во-вторых, студенческие годы – святое, и выпускники обычно благодарны стране, в которой закладывались основы их карьеры. Среди выпускников Гарварда – члены советов директоров 300 тыс. компаний по всему миру, а 20 питомцев бостонского универа стали главами государств за пределами США. Неудивительно, что все передовые страны используют многоуровневые стратегии привлечения, куда входят упрощение визового режима, ребрендинг университетов, резкий рост стипендиальных предложений. Чтобы выучить, заработать да ещё и повысить своё влияние.

В России весь консолидированный бюджет индустрии высшего образования – около 15 млрд долларов. Но даже мы извлекали большие выгоды из успешных карьер иностранных студентов советских вузов. Болгарка Ирина Бокова окончила МГИМО в 1970-е и работала генеральным директором ЮНЕСКО в 2009–2017 гг., а некоторые западные СМИ писали, будто без Боковой антироссийские санкции ещё тогда стали бы жёстче. Нынешний зампред Еврокомиссии по энергетике словак Марош Шефчович тоже тепло вспоминает учёбу в МГИМО, а позиции «Газпрома» в Европе до недавнего момента были очень надёжными. Или экс-президент Египта Хосни Мубарак учился в СССР, и при нём наши страны восстановили дипломатические отношения и даже отменили визовый режим.

Бывший премьер Госсовета Китая Ли Пэн окончил Московский энергетический институт и чуть было не остался работать в Советском Союзе. Десять членов Политбюро КПК, десять академиков, добрых четыре десятка генералов – все они выпускники вузов России и СССР. С этим связывают тот факт, что Китай очень сдержанно отнёсся к воле антироссийских санкций, отказавшись вливаться в возмущённый хор Запада. Между нашими странами в последние годы не отмечено ни одного обострения, а «поворот на Восток» стал символом альтернативного пути для России.

Но не нужно забывать, что в политике нет друзей, а есть интересы. У нас теперь сильные позиции в китайской экономике или у китайцев в нашей? Кто чьим сырьевым придатком рискует стать? У России выстроились неплохие отношения с Ираном, когда президентом был экс-студент Симферопольского университета Махмуд Ахмадинежад, и продолжаются после его ухода с высокого поста в 2013 году. Но кто извлекает из этого сотрудничества больше пользы? В ноябре 2015 г. Россия, находившаяся в отчаянной бюджетной ситуации, предоставила Ирану кредит в размере 7 млрд долларов. Президентом Монголии в 1997–2005 гг. был выпускник Одесского политехнического института Нацагийн Багабанди. А в конце 2003 г. Россия с какого-то перепугу простила Монголии 11 млрд долларов долга.

 

Советское гостеприимство

Сомнительно также, что наше образование сможет много зарабатывать непосредственно на обучении иностранцев. Деньги в кассы вузов несут в основном российские платные студенты. А как России конкурировать за иностранцев, если, например, в вузах Скандинавских стран высшее образование в основном бесплатное и в изобилии есть стипендиальные программы? Приходится создавать «спецусловия».

Обучение иностранных студентов с советских времён стало частью национального престижа. Если к нам едут – значит, мы котируемся. СССР начал массово обучать у себя иностранцев при Хрущёве – в 1960 г. их было 13, 5 тысячи. К московской Олимпиаде 1980 г. студентов из-за бугра набралось 88 тыс., а к 1990-му – и вовсе 126 тысяч. Поначалу власти рискнули пустить иностранных студентов лишь в 10 городов огромной империи, но к моменту её заката преподавание велось в 120 городах. Политбюро так и не выявило какого-то вреда системе от пребывания зарубежной молодёжи, а их вкрапления в советский генофонд были точечными, хотя порой и заметными.

По числу иностранных учащихся страна находилась на третьем месте в мире после США и Франции. Но после распада Союза выяснилось, что обучались они чаще всего за наш же счёт. И к 1992 г. общежития для варягов опустели более чем на две трети! Всего за год 126 тыс. превратились в 39 тыс., потому что подавляющее большинство студентов попали к нам «по набору» из братских стран. Каждый третий представлял Восточную Европу, каждый четвёртый – Индию, Китай, Афганистан или Монголию, с Ближнего Востока и Северной Африки приехали 12%, примерно по столько же – из остальной Африки и Латинской Америки. Американцев и западных европейцев училось несколько сотен человек.

Новый рост числа иностранных студентов в российских вузах пришёлся на краткий период нефтяного изобилия: в 2012 г. министр образования Дмитрий Ливанов сообщил, что в 750 образовательных учреждениях РФ учатся около 250 тыс. граждан 150 стран (вдвое больше, чем при СССР), из них свыше 40 тысяч – за счёт федерального бюджета. В действительности мы обучали на халяву значительно больше иностранцев: кто-то приехал по обмену, чьё-то пребывание оплачивалось по линии госструктур, околоправительственных организаций или образовательных грантов.

 

Особый путь

Сегодня в России 766 вузов, и в 92% из них есть иностранцы. Обычно они приезжают из стран Азии и СНГ, но есть и свыше 11 тыс. европейцев – из Италии, Германии и Франции в первую очередь. Чаще всего приезжих интересуют инженерно-технические специальности в строительстве, машиностроении и энергетике. В официальных отчётах Минобра можно найти гордое упоминание: 60% иностранных студентов учатся в России на платных программах. Но кто тогда платит за остальные 40%? Разгадка, вероятно, кроется в таких сообщениях: правительство РФ оплатит ста кубинским студентам проезд в Россию, медицинскую страховку, проживание и «повышенную стипендию».

В международных исследованиях отмечают, что в российских вузах сквозь пальцы смотрят на базовый уровень подготовки приезжего студента. Он может не знать ни русского, ни английского языков – с ним всё равно будут возиться. Он может не понимать тригонометрии за 6‑й класс, но ему сразу объяснят теорию матриц из высшей математики. На Востоке в отличие от Запада обычно признают российские дипломы, а получить его в России проще, чем в Гарварде, где никто не будет «тянуть» нерадивого ученика ради поддержания «международной стабильности». А в России это в крови: даже если число бюджетных мест в государственных вузах для россиян падает, нельзя ударить в грязь лицом перед зарубежными друзьями.

Во многом поэтому российское образование востребовано не в самых развитых странах: из Казахстана приехали 27, 5 тыс. иностранных студентов, а из Индии – всего 4, 7 тысячи. Сирийцев больше, чем американцев, 12 тыс. туркменских друзей против 1 тыс. французских. Согласно рейтингу британской компании QS, российская «вышка» на 26-м месте среди 50 стран. То есть «середнячок».

Но если Россия реально выйдет из Болонской системы, то мы можем «откатиться». Иностранные студенты, откуда бы они ни приехали, хотят диплом бакалавра или магистра. Вряд ли кому-то интересен «неконвертируемый» диплом, пусть за ним стоит 5–6 лет обучения вместо четырёх. Возможно, выход из Болонской системы в отдалённом будущем позволит снизить «утечку умов» из самой России. Но для высшего образования в стране это может стать катастрофой. Вузам придётся переписывать все учебные планы – и далеко не факт, что увеличение продолжительности обучения сделает его более качественным. А расширение квот для иностранцев просто не будет востребовано.



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте