После введения санкций экспертами на различных площадках многократно обсуждались последствия их введения для экономики России. Наиболее уязвимыми отраслями, чья деятельность зависима от импорта из недружественных стран, назывались фармацевтика, автомобиле- и авиастроение.
Сегодня по истечении уже двух месяцев мы собрали основные новости, чтобы попробовать провести первый поверхностный анализ влияния санкций на автомобильную отрасль. Ведь автомобилестроение имеет для Нижнего Новгорода и области в целом большое значение. Можно с уверенностью сказать, что экономика региона зависит от устойчивости крупных промышленных предприятий.
Плохие новости
Как стало известно на днях, компания Volkswagen не планирует возобновлять производство в Российской Федерации в ближайшее время. Остановка производственного цикла может продлиться до конца 2022 года. Российское представительство Volkswagen ранее направило дилерам соответствующее письмо (написанное от имени Михаэля Арндта, руководителя марки «Фольксваген Легковые Автомобили»), содержащее «ключевую информацию о бизнесе компании в России».
Также ГАЗ теряет доступ к комплектующим иностранного производства, наиболее необходимыми из которых были двигатели. При этом у компании есть собственные аналоги или их разработки для продолжения сборки как минимум части выпускаемого модельного ряда.
Сотрудничество иностранных партнеров с заводом «Группы ГАЗ» в Нижнем Новгороде зависит от генеральной лицензии, выдаваемой соответствующим ведомством США – OFAC (Управлением по контролю зарубежных активов). Сообщается, что лицензия позволяла «Фольксваген Груп Рус» завершить операционную деятельность с предприятиями до 25 мая 2022 года, но фактически сборка машин не велась уже с 3 марта.
До этого в Нижнем Новгороде производились Skoda Octavia, Skoda Kodiaq, Skoda Karoq и Volkswagen Taos. Всего в РФ в 2021 году было произведено 170,3 тыс. машин VW и Skoda: в Калуге 118 тыс. и 52,3 тыс. в Нижнем Новгороде.
А что у ВАЗ?
Telegram-канал «Русский автомобиль» со ссылкой на свои источники сообщил, что кроссоверы Renault Arkana и Kaptur, которые выпускались на московском автозаводе, больше не будут производить в России. АвтоВАЗ не готов тратить время на поиск комплектующих для этих моделей. В настоящее время основной задачей предприятия является организация производства упрощенной модели Lada Granta.
Но вот у Duster есть шанс остаться в строю: в ближайшие месяцы АвтоВАЗ наладит производство этой модели под маркой Lada. Оборудование и комплектующие с бывшего предприятия «Рено Россия» в Москве уже отгружаются на тольяттинскую площадку.
На сегодня сборка автомобилей на заводе остановлена, заместитель главы профсоюзной организации АвтоВАЗа В. Королев сообщил, что простой на предприятии будет продлен с 30 мая по 3 июня. По его словам, соответствующий приказ уже вышел, простой вводится из-за недостатка комплектующих.
Кстати, в своем заявлении президент Renault Жан-Доминик Сенар отметил, что возможное возвращение французской компании в Россию обойдется примерно во столько же, сколько стоил уход. Такую тему он затронул в рамках ежегодного собрания акционеров концерна.
Азиатский гамбит
Интересным на фоне всех событий является то, что проблемы с логистикой могут оказать влияние на сборку корейских автомобилей в России, а организация поставок из других стран в итоге может отразиться на цене.
Подстраховываются и китайские автопроизводители – Haval Dargo получил второе ОТТС с указанием уже завода Great Wall Motor Company Limited Xushui Branch в городе Баодин (новые ОТТС не отменяют прежние, с указанием российских заводов, но позволяет импортировать модель).
Если брать рынок в целом, то, по данным экспертов агентства «Автостат», китайские автопроизводители продолжают увеличивать свою долю на российском рынке.
Импортозамещение
На прошлой неделе пресс-служба «Группы ГАЗ» сообщила о запуске нового литейного завода в рамках проекта локализации «легкого» дизеля, «который до сих пор в России не выпускался». По предположениям профильных федеральных средств массовой информации, возможно, речь идет о локализации 2,8-литрового агрегата Cummins серии ISF, ведь из-за санкций компании придется отказаться от закупок у иностранных партнеров. Но, скорее всего, Нижегородский литейный завод (НЛЗ) будет изготавливать блоки для чугунного бензинового УМЗ Evotech 3.0. Такой мотор был представлен еще в 2018 году. В любом случае скоро стоит ожидать появления малотоннажных грузовичков «ГАЗель Next» и «ГАЗель NN» с собственным турбодизелем.
Эксперты отмечают, что слухи о том, что в России ведутся работы над турбодизелем для легких коммерческих автомобилей (LCV), ходят уже долгие годы. Пока семейство «ГАЗелей» обходилось бензиновым УМЗ Evotech (2,7 л, 120 л. с.), дизельными Cummins (2,8 л, 150 л. с.) и Volkswagen (2,0 л, 136 л. с.).
Напомним, что на территории Горьковского автозавода уже запущена в серию продукция НЛЗ и эта площадка чугунного литья для двигателей является самой современной в России (инвестиции в производство составляют 4,7 млрд рублей).
ЗМЗ не сбавляет обороты
Заволжский моторный завод нацелен на сотрудничество с Ульяновским заводом. В 2019 году УАЗ работал над глубоко рестайлинговым «Патриотом», на котором и должны были стоять моторы ЗМЗ. Как заявлял тогда глава (на текущий момент уже бывший) УАЗа Вадим Швецов, модель будет построена на новой платформе, которая по надежности не должна уступать Toyota Land Cruiser Prado. А буквально на днях спортсмены Вадим Новиков и Михаил Кутинов в интервью газете «Мотор», которая издается Заволжским моторным заводом, сообщили о первых впечатлениях от теста российского внедорожника с бензиновым двигателем ЗМЗ-409 в ралли и кроссовых соревнованиях.
«Легко можно уместиться в городских условиях на “Патриоте” с двигателем ЗМЗ-409 в расход не больше 15 литров – даже с агрессивной ездой с резкими ускорениями, с резкими торможениями, когда происходит максимальный расход топлива. Возможно, большой расход бензина и у тех владельцев, которые не очень любят свой автомобиль и не ухаживают за ним», – поделились своим личным опытом уазовцы.
Мотор ЗМЗ-409 в эксплуатации спортсмены охарактеризовали как «практически великолепный».
Гражданский «УАЗ Патриот» с завода оснащается атмосферником ЗМЗ-409051 (ЗМЗ-Про) объемом 2,7 л и мощностью 149,6 л. с. Внедорожник предлагается по цене от 1 545 000 рублей.
Кстати, 17 апреля Заволжскому моторному заводу исполнилось 64 года, а 20 апреля с главного сборочного конвейера Заволжского моторного завода сошел 15-миллионный двигатель за всю историю предприятия.
За бугром
Нужно отметить, что ситуация с остановкой производств на территории РФ и прекращением продажи ряда автомобильных марок вредит не только российскому рынку. Автопром переживает серьезный кризис и в Европе. В апреле продажи легковых автомобилей в Старом Свете составили 830 447 машин, что на 20,2% меньше, чем годом ранее. К настоящему моменту уже и в масштабах года падение выглядит довольно значительным: по итогам четырех месяцев европейские продажи машин составили 3 583 587 единиц, сообщает «Автостат» со ссылкой на данные Европейской ассоциации автопроизводителей (АСЕА).
Как было отмечено в ряде СМИ, член совета директоров BMW Милан Неделькович допустил полную остановку всей автомобильной промышленности Германии. Топ-менеджер считает, что индустрия начнет испытывать серьезные трудности, если возникнут перебои или последует полное прекращение поставок природного газа из России.
Конечно, это лишь одно конкретное мнение, но в целом это говорит об отсутствии четкого понимания ситуации и ее последствий в краткосрочной и среднесрочной перспективе!
Сегодня в государстве стоит задача сделать импортозамещение основой российской экономики. Именно поэтому многие отечественные бренды начали активную подготовку к работе на случай полного запрета на ввоз товаров из Европы. Доля отечественной продукции на рынке должна составить 70%.
Ситуация требует от предприятий адаптации под новые условия. Фактически введенные ограничения для наших компаний – это своего рода тест на устойчивость и в определенной степени возможности на увеличение присутствия на внутреннем рынке.
Справка «АН»
Наибольший вред санкции принесут фармацевтической отрасли: доля лекарств из стран, которые ввели ограничения, составляет почти половину всего конечного потребления фармацевтической продукции в стране (48,2%). На втором месте – сфера химических веществ и продуктов (44,7% конечного потребления попало под санкции), а на третьем – производство самолетов, кораблей, железнодорожных локомотивов (32,2%).
Значительная зависимость от импорта из стран, объявивших санкции, также наблюдается в автомобилестроении (27%), изготовлении резиновых и пластмассовых изделий (26,8%), производстве бумаги (19,9%) и электрического оборудования (19,4%), следует из данных доклада Центра макроэкономического анализа и прогнозирования (ЦМАКП).