> Бензин играет ценами в Нижегородской области - Аргументы Недели Нижний Новгород

//Экономика 13+

Бензин играет ценами в Нижегородской области

№  () от 1 февраля 2022 [«Аргументы Недели Нижний Новгород», Борис СЕРГЕЕВ ]

В Нижегородской области снова подозревают сговор участников топливного рынка в вопросе о поднятии цены за литр бензина. Об этом сообщил заместитель руководителя Нижегородского УФАС Виталий Королев на заседании окружных штабов в территориальных органах ведомства по мониторингу за ситуацией на рынке нефтепродуктов. Напомним, что аналогичные ситуации возникают в регионе регулярно на протяжении последних лет.

 

Дело начали рассматривать

В Нижегородском УФАС России рассматривается дело в отношении ООО «Лукойл-Центрнефтепродукт» и ООО «Газпромнефть – Региональные продажи» по признакам нарушения Закона о защите конкуренции (ч. 1 ст. 10). Территориальный антимонопольный орган установил коллективное доминирование этих компаний на товарном рынке нефтепродуктов.

По данным Нижегородского УФАС России, компании реализуют автомобильное топливо по розничным ценам, значительно превышающим уровень расходов, который необходим для обеспечения производства и реализации бензинов Аи-92 и Аи-95.

Также участники указали, что в некоторых регионах есть случаи, когда базовое топливо заменяется на премиальное, которое продается по более высокой стоимости. В итоге компании ограничивают потребителей в праве выбора марки бензина.

По полученным данным, розничные перепродавцы и автозаправочные станции имеют торговую надбавку на бензины Аи-92 и Аи-95 в достаточном объеме для поддержания безубыточной предпринимательской деятельности. Таким образом, у них есть все условия для обеспечения потребителей нефтепродуктами, не повышая стоимости бензинов.

Виталий Королев рассказал, что в течение двух недель штабы в территориальных органах ФАС продолжат мониторинг запасов топлива в регионах. Это позволит обеспечить регионы необходимыми объемами запасов нефтепродуктов для бесперебойной реализации потребителям. Следующее рассмотрение данного дела назначено на 24 февраля.

 

Ситуация ухудшается

Нижегородские водители говорят, что начиная с осени минувшего года цена на бензин на многих заправках региона меняется практически раз в месяц. Естественно, в сторону подорожания.

Так, бензин Аи-95 в Нижегородской области уже давно стоит в районе 52 рублей за литр, Аи-92 – около 48 рублей за литр, а дизельное топливо уверенно приближается к отметке 55 рублей за литр. И это еще лишь начало года, а что будет ближе к лету? Ответить на этот вопрос, понятное дело, сейчас не сможет никто, но очевидно, что при существующей динамики литр топлива к лету подорожает еще минимум на 1–2 рубля.

По данным Росстата, за январь–сентябрь 2021 года оптовые цены на топливо в стране выросли на 27–30% в зависимости от марки, что в несколько раз больше величины, на которую увеличились розничные цены. Таким образом, бензин дорожает быстрее официальной инфляции (8,4%) в два-три раза. Сами топливные операторы считают, что ситуация в 2022 году может только ухудшиться из-за изменений в законодательстве.

С 1 января уже выросли на 4% ставки акцизов на легковые автомобили, а также на бензины, дизельное топливо и моторные масла.

«Для приведения оптовых цен в соответствие с розничными и предотвращения банкротства предприятий топливного ретейла считаем необходимым внести изменения в Налоговый кодекс, откорректировав параметры демпфирующего механизма и налогового маневра, а также решить ряд других давно назревших проблем», – говорится в обращении Российского топливного союза в адрес правительства России.

В обращении РТС, которое было опубликовано еще в конце минувшего года, особенно подчеркивается факт угрозы роста цен на бензин. В частности, участники рынка уверены, что если не скорректировать этот механизм и параметры налогового маневра, цены на оптовом рынке бензина могут вырасти в начале 2022 года. Многие АЗС в таком случае станут банкротами, а крупные игроки, скорее всего, воспользуются своим доминирующим положением и снова поднимут цены.

Эксперты говорят, что рост налоговой нагрузки автоматически перенесется на оптовые цены, а снижение экспортных пошлин при одновременном росте акцизов приведет к подорожанию топлива на внутреннем рынке.

При этом отмечается отсутствие каких-либо массовых выступлений либо акций протеста среди российских водителей по поводу роста цен на бензин. Но говорить о том, что ситуация устраивает абсолютно всех, преждевременно. Из-за дорожающего топлива уже начинают дорожать все транспортные услуги. В том числе речь идет о пассажирских перевозках, грузоперевозках, рынке такси и ряда других.

 

Денег на заправку надо уже побольше

Как уже отмечалось ранее, с 1 января 2022 года резко и довольно ощутимо выросли акцизы практически на все виды топлива. К тому же из-за высокого уровня инфляции горючее дорожает быстрее, чем другие товары.

На автофорумах владельцы личных автомобилей обмениваются информацией. Так, в 2022 году уже выросли цены на бензин в Москве, Иркутске, Краснодаре, Белгороде, Кемерове...

«Когда заправляешь даже неполный бак пару-тройку раз в неделю, начинаешь замечать, что деньги с зарплатной карты уходят намного быстрее. 25 литров 95-го бензина для моего хэтчбэка хватает как раз на пару дней. Таким образом, в месяц на бензин мне приходится тратить не 3–4 тысячи рублей, как год назад, а уже 7–8. И это только для поездок по работе и в выходные на дачу за 50 км от города», – поделился своими мыслями нижегородский водитель Артем Сенин.

При этом даже если у вас нет автомобиля, то рост цен на топливо все равно почувствовать придется. Например, чтобы осуществить развозку продуктов по магазинам, грузовик нужно заправить дизтопливом минимум на 8–9 тысяч рублей. Затраты на заправку грузоперевозчики сразу закладывают в отпускную стоимость перевозимых товаров. Следовательно, продукты питания в сетевых магазинах также начинают постепенно дорожать.

«Цена на нефть 28 января в 2021 году составляла 59,80 за баррель, а на сегодня – 88,20, что за собой и повлекло подорожание конечной продукции. Местным заводам выгоднее сейчас продавать на экспорт, чем на внутреннем рынке. Доллар подорожал, нефть подорожала, и они туда продукцию еще дороже продают, чем нам сюда, на внутренний рынок», – говорит коммерческий директор топливно-энергетической компании Александр Екименко.

Уполномоченный по правам предпринимателей в Нижегородской области Павел Солодкий также напоминает, что цена на топливо в России не привязана к стоимости нефтепродуктов. «У нас в стране цена на топливо не привязана к снижению цены на нефтепродукты. Нашим НПЗ невыгодно производить конечный переработанный продукт и продавать его в России. Поэтому мы имеем то, что имеем: низкие цены на нефть и высокие на бензин, и ситуация не меняется», – отмечает бизнес-омбудсмен.

Глава аналитического центра Независимого топливного союза Григорий Баженов считает, что интенсивный рост цен вполне объясним. «Оптовая цена топлива в России формируется не под воздействием факторов спроса и предложения внутри страны, а в первую очередь по принципу экспортной альтернативы. Когда у вас дорожает нефть на мировом рынке, возникает больше оснований для экспорта как готового продукта, так и самого сырья. И если вы поставляете за границу больше нефти, то падает производство внутри страны», – считает эксперт.

Вместе с тем Григорий Баженов говорит, что в России профицитное производство, то есть нефтезаводы делают больше топлива, чем потребляется внутри страны. В связи с этим есть уверенность, что резкого роста цен в 2022 году можно будет избежать. «Если предположить, что инфляция сохранится на нынешнем уровне, к концу 2022 года стоимость бензина АИ-95 достигнет 54–55 рублей за литр», – делится своим мнением эксперт.



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте