> Компания Александра Удодова и Олега Логвинова производит пятую часть российских шампиньонов - Аргументы Недели

//Экономика 13+

Российские производители грибов опередили немецких

13 апреля 2021, 19:06 [ «Аргументы Недели» ]

Шампиньоны становятся все популярнее у российских потребителей

По итогам прошлого года Россия обогнала Германию по производству шампиньонов. Урожайность этих популярных у потребителей грибов составила более 100 тысяч тонн в нашей стране и чуть более 80 тысяч в Германии. Это рекордный скачок вперед, ведь еще годом ранее наши грибоводы производили на 10 000 тонн меньше немецких. А если отмотать пленку на семь-восемь лет назад, то мы увидим полную зависимость России от импортных поставок. Ситуация коренным образом начала меняться после старта программы импортозамещения в 2014 году. В течение нескольких лет в стране запустили ряд крупных производств, таких, например, как курская компания «Грибная радуга» бизнесменов Александра Удодова и Олега Логвинова - сегодняшний лидер рынка, и отрасль стала развиваться семимильными шагами.

Как отечественные шампиньоны стали лучшими

Быстрый рост отечественной грибной отрасли в последние годы справедливо называют грибным бумом. И это неудивительно, если посмотреть на цифры и вернуться к событиям семилетней давности. В 2014 году наша страна ввела ограничительные меры на ввоз сельхозпродукции из ряда европейских стран. Под удар попали и польские шампиньоны. Напомним, что Польша являлась главным поставщиком этих грибов на отечественные прилавки. Часть продукции поставлялась также из Китая, но китайские грибы не могли конкурировать с польскими ни по ценам, ни по качеству – из-за слишком длинного маршрута транспортировки. Объем отечественного производства в то время был ничтожно мал. Например, в 2014 году совокупный урожайность отечественных грибоводов не дотягивала даже до 7,5 тысяч тонн, в стране было только три более-менее крупных грибных теплицы. Шампиньоны выращивали частники на маленьких фермах, в ангарах, гаражах, подвалах и даже просто на квартирах. А теперь сравните – за несколько месяцев прошлого года только курская компания Александра Удодова и Олега Логвинова, которая выращивает пятую часть российских шампиньонов, произвела больше, чем вся российская грибная отрасль в 2014 году. В 2018 году в России было выращено около 50 тысяч тонн шампиньонов, почти столько же ввозили из Польши до введения ограничительных мер. В этот год объем собственного производства этих популярных у населения грибов превысил импорт в два с половиной раза. Мало того, Россия даже начала понемногу экспортировать шампиньоны в страны ближнего зарубежья, в прошлом году объемы экспортных поставок выросли в 3 раза. Впечатляющие результаты и с этим не поспоришь.

Примечательно, что это не первый грибной бум в российской истории. Нечто подобное  происходило в нашей стране до революции, в девятнадцатом веке и начале двадцатого. Правда, темпы развития не сравнить с современными, но по тем временам рост был внушительным. Например, в 1861 году в Санкт-Петербурге было всего десять шампиньонных теплиц, а на рубеже двадцатого века их количество достигло сотни. Выращивали шампиньоны и московские грибоводы, в начале XX века в регионе насчитывалось порядка ста теплиц, а к 1913 году их было уже триста. Шампиньоны выращивали и мариновали в Киеве, их поставляли в рестораны крупных городов Российской империи. Тогда впервые в нашей стране шампиньоны начали консервировать – на заводе Коркунова. После первой мировой и революции отечественное грибоводство восстанавливалось с трудом. Выращивание шампиньонов возобновилось  лишь в тридцатых годах XX века. Грибы стали культивировать в артемовских каменоломнях, известковых выработках Одессы и Крыма, в подмосковных и ленинградских совхозах. До Великой Отечественной войны в Москве, Ленинграде и Киеве насчитывалось до 500 шампиньонных теплиц, а общий урожай по Советскому Союзу составлял около пятисот тонн. К 1990 году производство шампиньонов в СССР немногим превышало 2 000 тонн. По нашим современным реалиям эти цифры кажутся смешными, столько производит грибная компания Удодова и Логвинова меньше чем за месяц. Но тогда и популярность шампиньонов была далека от сегодняшней. После распада СССР в Россию хлынул импорт, и наша грибная отрасль остановила свое развитие. Мелкие предприятия не могли конкурировать с зарубежной продукцией. И только после введения государством протекционистских мер в 2014 году отрасль вновь получила мощный импульс к развитию.

В России на сегодняшний день запущен ряд крупных грибных проектов – таких, как  «Грибная радуга» бизнесменов Александра Удодова и Олега Логвинова, кубанский «Русский гриб», «Зеленая линия» ритейлера «Магнит», «Тандер», «Агрогриб». Основные производственные мощности по выращиванию шампиньонов базируются в Курской, Тульской, Ленинградской, Пензенской областях, а также в Краснодарском крае. На эти регионы приходится более 80% продукции. Только в минувшем году, несмотря на пандемию, в нашей стране были запущены мощности по производству 50 тысяч тонн шампиньонов ежегодно. По оценкам экспертов, рынку есть куда расти. В Германии, например, потребление грибов на душу населения составляет 3,2 кг в год, у нас – чуть более 800 граммов, при этом спрос на них постоянно увеличивается. Соответственно, есть перспективы для роста и у российских производителей. Свои бонусы – улучшение  качества и снижение цены – получают и потребители.

Курские грибоводы на волне успеха

Агрокомплекс «Грибная радуга» запустили в 2017 году под Курском бизнесмены Александр Удодова и Олег Логвинов. Всего за год в поле, где гулял ветер, было построено предприятие полного цикла, в котором было предусмотрено производство не только шампиньонов, но и необходимых материалов – компоста и покровной почвы. Это было стратегически верным решением, тем самым предприятие обеспечило себе независимость от импорта. В то время не было ни отечественных поставщиков компоста и покровки, ни грамотных специалистов. Курский грибной проект Александра Удодова и Олега Логвинова все эти позиции закрывал своими силами. «В России никто не производил компост, в России никто не производил покровную почву, а если производили, то это была не покровная почва, а просто торф, который нам не подходил, – рассказывает совладелец «Грибной радуги» Олег Логвинов. – Поэтому когда мы пришли на рынок, мы сами начали производить компост, через год мы пришли к тому, что нам надо самим производить покровную почву, которая занимает 15 % в себестоимости». Специалистов обучали сами, так как в нашей стране голландская технология, по которой работает компания Удодова и Логвинова, была тогда в новинку. А в мире она признана одной из лучших. Основные принципы – производство полного цикла, большинство процессов на котором автоматизированы.

Для выращивания шампиньонов необходимы помещения, в которых создаются оптимальные климатические условия, такие как температура воздуха, влажность, уровень углекислого газа, скорость движения воздуха. Причем эти показатели должны варьироваться в зависимости от стадии производственного процесса. На предприятии Александра Удодова и Олега Логвинова за этим следят автоматические устройства и  специальная лаборатория. Не менее важны и предшествующие этапы – изготовление компоста и покровки. Компост – это солома, которую обрабатывают удобрениями. Солому заготоваливают заранее, летом, хранится она на открытом воздухе, следующий этап – превращение соломы в компост, это кормовая база для будущих шампиньонов. Тюки соломы окунают в жидкие удобрения, и укладывают штабелями в бетонные тоннели, где происходит процесс ферментации. Через двое суток солому еще раз обрабатывают удобрениями – и снова в тоннель, температура внутри которого 85 градусов. Еще 10 суток – и компост почти готов. Всего на превращение соломы в компост уходит 14 суток. После этого компост поступает на конвейерный траснпортер и «едет» на производство. Там его ждет мицелий – сам зародыш гриба. Его перемешивают с компостом, и дальше они вместе отправляются в специальные тоннели на 17 дней, где споры шампиньонов будут постепенно прорастать. Но перед тем, как отправиться непосредственно в теплицы, грибные зародыши укрывают покровной почвой, которая производится из торфа и известняка. Это как одеяло для грибной колыбели – без хорошей покровки не будет урожая. В России не было своей качественной покровной почвы, а импорт стоил дорого. Поэтому в компании Удодова и Логвинова наладили собственное производство, причем в таком объеме, что хватит всем отечественным грибоводам. Дальше вся эта смесь компонентов поступает в теплицы, в специальные камеры, где тщательно регулируются все показатели, о которых говорилось выше. Сбор грибов – тоже процесс непростой, ему надо научиться. Хорошие и трудолюбивые сборщики на «Грибной радуге» зарабатывают прилично. Средняя зарплата на предприятии – 44 тысячи рублей, одна из самых высоких по области, но умелый сборщик обычно зарабатывает гораздо больше.

Полный цикл производства шампиньонов два с половиной месяца, но и после сбора грибов заботы не заканчивается. На этом этапе главное – довезти продукцию до покупателей в лучшем виде. В специальных камерах грибы подвергают шоковому охлаждению, чтобы они сохранили свежесть на две недели – это максимальное время доставки. Чтобы доставлять продукцию без потери качества и вкусовых свойств, в курской компании Александра Удодова и Олега Логвинова отстроили логистику и запустили собственное производство тары – за качество упаковки производители теперь спокойны. Шампиньоны под маркой «Грибной радуги» поставляются в торговые сети на расстояния до 4000 километров, продукция представлена в 80 регионах страны. Сложное современное производство требует грамотной и мотивированной команды. Поэтому на «Грибной радуге» хорошие кадры ценят, премируют, продвигают по службе. «В этом бизнесе самое главное – человеческий фактор, – считает Олег Логвинов. – Команда единомышленников – на компосте, на грибах, на покровной почве, –  которые могут своевременно решить возникающие вопросы».

По итогам 2018 года компания Александра Удодова и Олега Логвинова стала лидером отечественного грибного рынка с урожайностью около 14 тысяч тонн в год. В 2020 году было произведено уже более 20 тысяч тонн свежих шампиньонов. «Грибная радуга» продолжает развиваться, в прошлом году инвестиции в производство составили почти 3 млрд. рублей. В ближайших планах – запуск новой производственной очереди, которая сейчас тестируется, с ее выходом на полную мощность предприятие сможет производить до 30 тысяч тонн шампиньонов ежегодно. В перспективе рассматривается запуск цеха по переработке и заморозке. В компании заверили, что для дальнейшего развития у «Грибной радуги» есть и идеи, и финансовые инструменты. Спрос на шампиньоны растет, растет и развивается рынок, а вместе с ним открываются и перспективы для российских грибоводов. Главное – уметь вовремя разглядеть новые возможности и точки роста.

АГ


Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте