Заявку на развитие в Нижегородской области научно-образовательного кластера надо подкреплять делами. И этими делами должны заниматься не только руководители ведущих нижегородских вузов и представители академической среды.
Ответ на ключевой вопрос: для кого готовятся кадры и какова будет дальнейшая карьера вузовских выпускников, — для абитуриентов, выбирающих тот или иной вуз, важен не меньше, чем известность научной школы и давние университетские традиции.
Нижний Новгород входит в число ведущих образовательных центров страны. Не на первых позициях (тут Москва и Питер вне конкуренции). И даже в конкуренции с Новосибирском, Екатеринбургом, Томском нам есть на что равняться и к чему тянуться. Но и достигнутые в нашем городе результаты для кого-то тоже становятся ориентирам.
Но чем больше наши вузы включаются в мировую конкуренцию на рынке образования, чем больше к нам приезжают учиться молодые люди из других городов и из других стран, тем важнее становится вопрос для наших нижегородских школьников о выборе будущей профессии и, соответственно, о выборе того, куда пойти учиться.
Почему индийские или африканские студенты поступают, например, в Приволжский исследовательский медицинский университет — объяснять не надо. И отучившись они возвращаются на родину. Иногородние студенты тоже приезжают к нам в поисках того образовательного профиля, который отсутствует в их регионе. Поэтому у нас выбор образовательных траекторий богаче, чем возможность потом найти себе применение в соответствии с полученной специальностью.
Вопрос о том, какой процент выпускников работает по специальности, в вузах не очень любят. И это понятно. Вузы, как теперь принято выражаться, «оказывают образовательные услуги». И если есть спрос — появляется и предложение. Но как правило спрос идет со стороны абитуриентов и их родителей. А это спрос во многом формируется модой и надеждами на будущее хорошее трудоустройство. В какой части эти надежды оправданы — вопрос прозорливости самих выпускников (ну или их родителей).
Предприятия направляют своих сотрудников на обучение значительно реже, предпочитая искать на рынке труда готовых специалистов. А о будущих потребностях в специалистах задумываются, пожалуй, только госкорпорации и крупнейшие (и то, далеко не все) российские компании.
Это расхождение между неполным представлением о разных вариантах учебы и трудоустройства со стороны молодежи, логикой «квазирыночного» поведения вузов (если есть спрос на платное обучение или есть финансирование бюджетных мест по специальности, то и здорово — чего еще желать), и текущими, а главное — будущими потребностями экономики ставит в повестку дня вопрос формирования современной системы профориентации.
Конечно в школах «как бы есть» такой предмет. Школьников вывозят на экскурсии на существующие предприятия. Впрочем, какого-то глубокого содержания в таких экскурсиях нет, и впечатления от этих экскурсий оказывают лишь поверхностное влияние на решения, которые школьники принимают после окончания учебы. Мероприятия по профориентации проводятся центрами занятости. Но это скорее история попытки облегчения трудоустройства зарегистрировавшихся там безработных.
Ну и вопрос соответствия компетенций выпускников вузов профилю их будущей работы тоже актуален. Логика преподавания обладает некоторой инертностью. И если хороший преподаватель как правило держит руку на пульсе последних научных достижений по своей специальности, то с последними изменением требований к специалистам со стороны работодателей его как правило никто не знакомит.
Попытка системно решить эту проблему связана с созданием в Нижегородской области Научно-образовательного центра. Его приоритетной задачей стало поддержание и развитие в регионе исследований и разработок мирового уровня, создание и коммерциализация конкурентоспособных технологий и продуктов. Иными словами, обеспечить более тесную связь научных и технологических разработок с потребностями производства.
А второй задачей НОЦ стало обеспечение подготовки кадров для решения задач Национальной технологической инициативы (НТИ). В рамках деятельности НОЦ контакт нижегородских вузов с крупнейшими предприятиями, занимающимися созданием и освоением новых технологий позволяет прогнозировать появление потребностей в новых специальностях и изменения требований к набору компетенций в рамках уже существующих.
На водоразделе школа — вуз потребность в изменениях тоже назрела. Дни открытых дверей вузов дают возможность в какой-то мере познакомиться с атмосферой вуза (содержание их учебных программ сейчас вполне доступно и в интернете). Но даже если у абитуриента есть представление о своей будущей работе, далеко не всегда среди имеющихся в нижегородских вузах специальностей есть полностью удовлетворяющая запрос по набору изучаемых предметов.
Все, что сверх базового набора раньше осваивалось самостоятельно уже в процессе работы. Ну или на каких-либо курсах повышения квалификации.
Теперь появилась структура в идеале призванная решать эти вопросы. Причем, не только для тех немногих выпускников школ, которые осознали возникающую перед ними проблему.
В Нижегородской области создан Центр опережающей профессиональной подготовки. Это современная платформа для профессиональной ориентации, получения первой профессии, возможности попробовать себя в той или иной профессиональной роли, получить вторую профессию или даже две одновременно.
Такие центры опережающей профессиональной подготовки открываются по всей стране в рамках майских указов Президента Российской Федерации и национального проекта «Образование». Теперь такой центр есть и в Нижегородской области.
— Сегодня технологии так быстро меняются, что сложно понять, какие специальности потребуются в ближайшее время, — подчеркнул, комментируя создание Центра министр образования, науки и молодежной политики Нижегородской области Сергей Злобин. — Поэтому чем более широкий спектр подготовки пройдёт специалист, тем больше шансов, что он будет успешен на рынке труда. И надо создать ему условия для профессиональной переподготовки. Здесь важен основной принцип работы – создание индивидуальной траектории образования для каждого, кто приходит на обучение.
ЦОПП призван стать также центром аналитики ситуации на рынке труда: проводить мониторинг востребованных специальностей в регионе, отслеживать изменения в требованиях к уровню подготовки квалифицированных рабочих кадров, и корректировать в соответствии с этим программы подготовки специалистов.
ЦОПП ориентирован не только на школьников и студентов. В нем предусмотрены программы повышения квалификации для уже работающих граждан (или ищущих работу). Есть программы по цифровому ликбезу для граждан старше 50 лет. Среди этой возрастной категории на «обычных» производствах полно классных специалистов с огромным опытом, которым не хватает компетенций именно в области информатики и цифровых технологий, которые все больше приходят и в традиционные отрасли.
Работодатели могут разместить на портале ЦОПП вакансии. Но главное, они могут влиять на формирование компетенций будущих специалистов, анализировать результаты обучения и даже заказать подготовку программ обучения по необходимым им профилям.
Есть в ЦОПП и интерфейс для взаимодействия с образовательными организациями. Для них Центр предлагает проведение экспертизы имеющихся в образовательном учреждении учебных программ и при необходимости разработку новых образовательных программ, осуществление учебно-методического сопровождения. Предусмотрена и предоставление доступа к платформе, на которой формируется электронное расписание, ведется электронный журнал, формируются отчеты и статистика.
Впрочем, и школьное образование нуждается в модернизации. Сегодня, в 11 классе выбирать профессию бывает поздно. Требования вуза по предметам ЕГЭ и баллам лучше узнать заранее, чтобы посвятить подготовке не только последний год. Причем это речь идет о формальной стороне дела. Какие знания потребуются для будущей профессии — это отдельный вопрос. Поэтому задача придания школьному образованию большей гибкости тоже стоит в повестке дня.
Ведущееся в Нижегородской области создание образовательного комплекса нового типа — «Школы 800» — ориентировано вы том числе и на решение этих вопросов.
Система образования в школе будет двухуровневой. Учащиеся с 1 по 7 класс смогут помимо прочего получать доступное и насыщенное дополнительное образование, что даст им возможность попробовать себя по более, чем 12 направлениям подготовки. Они сами будут выбирать уровень сложности и педагога. В старших (8-11) классах школьник сам сможет выстраивать образовательный процесс. При этом в "Школе 800" решено отказаться от линейного расписания и класс-комплектов.
Ранняя профориентация и подготовка по индивидуальным образовательным траекториям позволят выпускникам определиться с будущим местом работы. По словам Сергея Злобина, интерес к проекту высказывают большое количество индустриальных партнеров, которым необходимы кадры. В перспективе предполагается организовывать профессиональные стажировки.