Прошедший 2020 г. поставил рекорд по числу банкротств граждан – их стало больше сразу на 70%. Около 120 тыс. официально обнищавших граждан приходится в основном на Москву, Петербург, Самару, Екатеринбург и ещё несколько крупных городов. До настоящей провинции, где концентрация бедняков наиболее велика, процесс просто не дошёл: часто бывает, что человек просто давно не платит по кредитам, взять с него нечего, а идти в суд он не видит никакого резона.
Нужно понимать, что 95% личных банкротств в 2020 г. было инициировано самими гражданами. То есть они рассчитывают когда-нибудь разбогатеть – города полны идей, планов и мечтаний. Поэтому и хотят списать старые долги, в течение 5 лет отдавая определённую часть своих доходов, чтобы впоследствии им не предъявляли бесконечно жестокие пени. В глубинке люди просто доживают, и надежды у них в дефиците.
Банкроты 2020 г. на всех были должны около 320 млрд рублей, а погасили менее 4%. Это говорит о том, что процедурой стали чаще пользоваться простые люди, а не крупный и средний бизнес, который первым бросился добиваться списания долгов после вступления в силу соответствующего закона в 2015 году.
Законодательная база за 5 лет действия закона тоже меняется в пользу должников. В 66% случаев банкротство гражданина регистрируется, даже если банку не удалось получить с него ни копейки. Но это возможно, только если он добросовестно сотрудничал с правосудием и не скрывал имущество или мешки с деньгами. Официально лишь 5% банкротов физлиц пытались обмануть суд.
За три квартала 2020 г. задолженность россиян по кредитам возросла сразу на 10% и достигла устрашающих 19,3 млрд рублей. Люди всё чаще берут новые кредиты, чтобы закрыть старые – перекредитовываются. Таких, по разным оценкам, 30–50%. Поэтому Суды рискуют столкнуться с волной банкротств физлиц, а банки – с высоким процентом невозврата.
Подробнее читайте в свежем номере «Аргументов недели».