«Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее». Крылатая фраза из «Алисы в стране чудес» как нельзя лучше отражает нынешнюю ситуацию в автомобилестроении. Тем не менее коллективу Заволжского моторного завода пока удается отвечать на возникающие вызовы.
Пандемия сильно ударила по автомобильной отрасли. Во-первых, удаленка, самоизоляция и местами вводимый жесткий карантин серьезно снизили мобильность людей и. как следствие, снизило их интерес к приобретению новых автомобилей. Во-вторых, падение доходов снизило финансовые возможности людей, и многие отложили приобретение нового автомобиля на неопределенное будущее.
Для Заволжского моторного завода это обернулось сокращением выручки (по итогам 9 месяцев 2020 года – на 7,4% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года), точные размеры которого станут ясны после подведения итогов года. При этом заволжские моторостроители с честью вышли из возникших трудностей, сумев добиться впечатляющего роста прибыли (на 35,9% за те же девять месяцев). Как это удалось?
Промплощадка и диверсификация
Во многом рост финансовых показателей стал результатом большой работы по реструктуризации наследства, доставшегося ЗМЗ от советской эпохи, когда завод работал на газовский конвейер и выпускал огромное количество моторов и запчастей к ним. Раздельная приватизация заводов разорвала кооперативные цепочки, а вхождение их в конкурирующие холдинги (ГАЗа – в «Руспромавто», а ЗМЗ – в «Соллерс») заставило нижегородцев переводить продукцию ГАЗа на двигатели Ульяновского моторного завода, а соответственно «уазики» – на двигатели ЗМЗ. Конечно, на части газовской продукции продолжается использование двигателей ЗМЗ, но лишь на части. А поскольку «уазиков» выпускалось гораздо меньше, чем «Волг» и «ГАЗелей», ЗМЗ пришлось пройти через жесткое сокращение производства. Следствием этого стало уменьшение используемых производственных площадей. Но опустевшие цехи продолжали оставаться гирей на шее предприятия: сохранялись расходы на коммуналку, охрану.
Превращение освободившейся территории в промплощадку для размещения других производств позволило вместо затрат получить доходы, а нижегородский автомобилестроительный кластер пополнился несколькими предприятиями, производящими автокомпоненты для большинства российских автозаводов и для зарубежных автоконцернов.
Сам завод тоже расширял номенклатуру производимой продукции. На ЗМЗ уже наладили производство 15 деталей шасси для новой «тяжелой» модели грузовика УАЗ «Профи», которая начнет сходить с конвейера Ульяновского автозавода с января 2021 года. Еще 19 деталей для новой модели начнут производить на ЗМЗ до конца года.
Мощнее и надежнее
Сказалось на результатах деятельности Заволжского моторного и расширение выпуска топовой на сегодняшний день версии двигателя – ZMZ Pro мощностью 150 л. с. На разработку модернизированного силового агрегата на ЗМЗ потратили более 100 млн рублей. В результате было внесено 30 оригинальных деталей, в их числе – блок и головка цилиндров, сальникодержатель, усилитель картера, картер опоры АКП, водяной насос, термостат, коленчатый вал, штампованные изделия и детали, поставляемые со стороны, – трубки, клипсы, патрубок, полый болт и т. д. Новый термостат позволяет циркулировать охлаждающей жидкости по малому кругу через отопитель. Новая система охлаждения повышает общую надежность двигателя. В сентябре 2020 года в Ульяновске окончательно сняли с конвейера УАЗ «Патриот» со старой (более дешевой) модификацией двигателя ЗМЗ-409.
Вообще линейка продукции Ульяновского автозавода расширяется «сверху» за счет топовых моделей, оснащенных разнообразным допоборудованием и более мощными моторами. Вот и для упоминавшейся ужу выше «тяжелой» версии грузовика УАЗ «Профи» нужны более мощные моторы, и большинство из них в первые годы будут оснащаться двигателями ZMZ Pro.
Вызовы – дизельный и электрический
Нынешние успехи ЗМЗ не гарантируют заводу беспроблемного будущего. Главный вызов – узкая специализация предприятия на чисто бензиновых двигателях. Сейчас автопроизводители в попытках занять бóльшую долю рынка (или хотя бы не упустить имеющуюся) стараются идти навстречу любым желаниям клиентов и следовать любым движениям автомобильной моды. Популярность дизельных движков заставляет производителей предусматривать для своих моделей дизельные версии. И основной для ЗМЗ заказчик – Ульяновский автомобильный завод – не исключение. Объявлено, что в 2021 году, как только на Минском моторном заводе доработают турбодизель MMZ-4DTI объемом 2,1 литра до стандартов «Евро-5», начнутся его поставки на Ульяновский автомобильный завод.
Но пока минский дизель не сертифицирован, существует и запасной вариант оснащения 2,2-литровым турбодизелем от Ford Transit следующего поколения уазовских внедорожников, которые планируется поставить на конвейер через год (в конце 2021-го – начале 2022-го).
ГАЗ тоже интересуется новым белорусским дизелем и собирается ставить его на «ГАЗели», чтобы не отстать от конкурентов. Калужская компания «ПСМА Рус» – совместное предприятие PSA Peugeot Citroеn (70%) и Mitsubishi Motors Corporation (30%) – объявила о начале с лета 2021 года выпуска французских дизельных двигателей семейства DV6 для оснащения коммерческих моделей Peugeot и Citroen калужского производства.
В своей весовой категории о завершении разработки нового 13-литрового дизельного двигателя для грузовиков (мощностью от 420 до 560 л. с.), удовлетворяющего нормам «Евро-6», объявил КАМАЗ.
Еще одно направление борьбы за экологию, меняющее облик автомобильной индустрии, – внедрение электрических двигателей. КАМАЗ уже объявил о создании первого российского легкового электромобиля «Кама-1». Планы производства электрокаров озвучили и калининградский «Автотор» и пока еще не очень известная российская компания «Монарх», которая планирует малосерийное производство люксовых электромобилей мощностью 272 и 544 л. с. (стоимостью от 4,4 млн рублей и выше).
Тренд на экологичность и экономичность сохранится на обозримую перспективу, а это значит, что ниша бензиновых двигателей в лучшем случае не будет расти. Для ЗМЗ это серьезный вызов.
Пока реальный ответ на него – выпуск модификаций двигателей, приспособленных для работе на пропан-бутане. Так, уже упоминавшийся двигатель ZMZ Pro разработан в двух вариантах. ЗМЗ-409051.10 имеет степень сжатия 9,6 и потребляет бензин АИ-95. Второй вариант – двигатель ЗМЗ-409052.10 рассчитан на бензин АИ-92 и пропан-бутановую смесь. В нем использована итальянская газовая аппаратура, а процессор, управляющий впрыском и зажиганием, настроен на двухтопливный режим.
Задел на будущее
На УАЗе ведутся работы над внедорожником следующего поколения, который получил неофициальное название «Русский Прадо». Для него на ЗМЗ разрабатывают двигатели нового поколения двигателей, разработанных на основе ZMZ Pro. Это безнаддувный двигатель объемом 2,5 литра ЗМЗ-25002.10 и два движка с турбонаддувом: ЗМЗ-223002.10/223012.10 (наименование зависит от степени форсировки).
Оба бензиновых мотора являются дальнейшим развитием двигателя ЗМЗ-409 и «унаследовали» от него чугунный блок цилиндров и общую архитектуру.
Атмосферный 2,5-литровый двигатель ЗМЗ-25002.10 по мощности и крутящему моменту будет практически идентичен актуальному 150-сильному (235 Н∙м) 2,7-литровому мотору ZMZ Pro, но новый агрегат должен быть экономичнее предшественника и будет соответствовать нормам «Евро-5» и «Евро-6».
В отличие от своей базовой версии 409-го двигателя 2,5-литровый атмосферник 2.5 иначе скомпонован: он впервые обзавелся впускным коллектором изменяемой длины, а горизонтальное размещение отверстия дросселя поменялось на вертикальное.
Предварительные характеристики 2,3-литровых турбомоторов ЗМЗ-223002.10/223012.10 – отдача 150 л. с. и 330 Н∙м или 170 л. с. и 350 Н∙м в зависимости от степени форсировки. Конструктивно турбомотор похож на атмосферник, однако впускного коллектора переменной длины нет.
Предполагается, что новые моторы ЗМЗ будут работать в связке с импортными коробками передач – шестиступенчатым автоматом Punch Powerglide, который знаком по «Патриоту», и шестискоростной механикой китайского концерна BAIC. В доводке новых двигателей Заволжскому моторному заводу помогает немецкая фирма FEV Motorentechnik.