Роль и место районных СМИ стоит уточнить
№ () от 4 ноября 2020 [«Аргументы Недели Нижний Новгород», Константин БАРАНОВСКИЙ ]
Ныне модно утверждать, что районные газеты – пережиток и анахронизм, достаточно интернета. Насколько это соответствует действительности, разбиралась редакция «Аргументов недели. Волга».
Сколько и зачем?
Правительство Нижегородской области является соучредителем 52 муниципальных газет, 10 телекомпаний и трех радиостанций. Всего в них работает около 800 сотрудников. Финансирование полностью лежит на муниципальных бюджетах, пояснили в пресс-службе правительства Нижегородской области. Тем не менее районные бюджеты получают субсидию на содержание СМИ: в 2020 году общая сумма субсидий муниципальным бюджетам на эти цели из областного бюджета составила 104 151 900 руб. По состоянию на 1 октября 2020 года, муниципальные бюджеты на выпуск СМИ выделили 47 228 600 руб., год назад – 50 868 300 руб.
«Чуть ли не все российские СМИ получают госсубсидии в том или ином виде. В период пандемии по рекламе демпингуют все, так что обвинять районки в ломании рекламного рынка несправедливо. Я не верю в расцвет независимой прессы, и в более тучные годы качественных частных газет было не более 5% от общего числа, а теперь еще меньше, – считает Владимир Касютин, секретарь Союза журналистов России, главный редактор журнала “Журналистика и медиарынок”. – Время районок отнюдь не ушло: «Профессионально сделанная газета, в которой есть новости территории, активная обратная связь, яркие статьи, классифайд, востребованы. Отдельные районки имеют тиражи и 7, и 10 тыс. экземпляров. Не забывайте, что в стране есть немало муниципальных образований с населением менее 10 тыс. человек. Мне не встречались паблики, которые выполняют весь набор задач местной газеты. И население сельских территорий пока не слишком смело осваивает соцсети, за исключением “Одноклассников”. Да и там выбирает в основном облегченный контент».
Не согласен Касютин и с тем, что районки дают сухой официоз: «Даже самые слабые издания создают контент, отражающий жизнь муниципального образования, рассказывающие о людях. Есть издания, где вообще нет официоза, потому что муниципальные власти отдают заказ конкуренту, нередко частному».
Несколько иного мнения придерживается Наталья Халезова, директор коммуникационного агентства АКС, преподаватель журналистики: «В то время как все “офедераливается” – и бизнес, и местная власть, и пресса, – районки, конечно, потеряли свое былое значение. Основная масса районных газет – это гладкие лаконичные материалы о героях села или городка, которые разбавляют парадные интервью с чиновниками и отчеты о работе местной администрации и новостях разных ведомств. Крайне мало проблемных материалов и острых тем, зато много официоза. “Только вперед”, “Вопреки трудностям” – такие заголовки и такой настрой. Конечно, встречаются теплые статьи о людях, судьбах, живые и добрые. Сайты СМИ часто состоят из материалов номера и пресс-релизов облправительства. Аудиторией районок остается старшее поколение в селах. Только у таких читателей остается привычка от корки до корки читать местные газеты с портретами земляков. Вся проблематика и все претензии – в разговорах и в пабликах соцсетей. Сейчас, наверное, у каждого села есть своя группа “ВКонтакте” или у каждого города страничка в Instagram. Там можно почерпнуть и интересные факты о жизни поселка и узнать о том, чем живут люди и какие проблемы их волнуют. Там размещают фото и видео о возмутительных случаях, о которых не напишет местная пресса. Причем часто группы ведут местные активисты своими силами и не размещают в них рекламы, просто для информирования жителей. Например, о вопиющем случае в Сокольском, когда дедушка четыре часа лежал на носилках в приемном покое, ожидая помощи, а потом скончался, сообщили именно районные паблики. А вот группы районных газет в соцсетях также достаточно ровные и позитивные».
В то же время пресс-служба регионального правительства поясняет, что уставами органов местного самоуправления за муниципальными СМИ закреплены функции «официального печатного издания для публикации муниципальных правовых актов». То есть пока решение не опубликовано в муниципальной прессе, он в силу вступить не может. Также на районках – задачи доведения до сведения жителей официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры. Вряд ли паблики в интернете справляются с этим хоть в какой-то мере. При этом основные направления деятельности каждого конкретного СМИ обозначены в уставах редакций СМИ, а примерная тематика или специализация – в свидетельствах о регистрации СМИ, выданных Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Как показывает практика посещения районов, газеты все очень разные – и по дизайну, и по содержанию, большинство соответствует самым строгим критериям современной журналистики. И в каждом районе бьется пульс жизни муниципалитета, то, что не попадает на страницы или экраны региональной прессы, но что составляет саму суть деятельности людей на этих территориях. Более того, в районах, где есть больше одной районной газеты, таких как Арзамасский или Кстовский, муниципальные газеты более чем выдерживают конкуренцию с частными изданиями, пользуются вниманием и популярностью у местных жителей. Наверное, недаром в разные годы 15 районок Нижегородской области стали лауреатами федеральной премии «Золотой фонд прессы».
В то же время Касютин считает, что районки плохо решают проблему взаимоотношения с районной властью и необходимости писать про имеющиеся в районе проблемы и сложности: «Если районки в целом не слишком профессиональны, то и муниципальная власть тоже нечасто может похвастать пониманием задач прессы. Часто строит взаимоотношения с позиции силы. Лучшие редакторы тем не менее находят возможность издавать газеты, содержащее голоса граждан, критические публикации. Яркий пример – “Змеиногорский вестник” из Алтайского края».
Кадры и реклама
Начнем с последней. Основное содержание рекламных полос районок – поздравления с разного рода счастливыми событиями в жизни, от дней рождения до свадеб или, наоборот, слова сочувствия в связи с утратой родственника. И это – тоже неотъемлемая часть жизни местного сообщества, где все знакомы со всеми, если сильно огрублять. Есть и коммерческая реклама – сугубо локального характера.
«Если говорить об использовании районных газет как медиаплощадок, то рекламу в них размещают лишь в том случае, если вопрос или проблема носят локальный, местный характер, а таких мало. Для продвижения скорее выберут областное издание. А местных рекламодателей очень мало. Исключение составляет разве что Дзержинск со своим разнообразием СМИ, в которых можно встретить и проблемные материалы, и острые темы. Поэтому медиарынок в городе химиков более интересен для рекламодателя», – считает Наталья Халезова.
Есть проблема с кадрами для районной прессы. Касютин уверен, что необходимо лепить их из представителей других профессий, искать молодых, мотивированных на работу, размышляющих о жизни.
Наталья Халезова, в свою очередь, указывает на маленькие возможности для самореализации журналистов в рамках районной газеты: «Это один из самых острых вопросов. Признаюсь честно, студенты из глубинки не хотят возвращаться на свою малую родину и работать в местной прессе. Они настроены на то, чтобы трудоустроиться как минимум в Нижнем, как максимум – в Москве. Выпускница моего последнего курса в ННГУ из Балахны Вероника Кузьминова уже в студенчестве поработала в нижегородских СМИ, девочка талантливая, активная, ей стало тесно в местной прессе, сейчас она трудится в столичном издании “Вечерняя Москва”. Работоспособность молодой журналистки поражает – например, 30 октября в ленте она написала 30 новостей! Скажите, где в районных и даже областных СМИ такая работоспособность найдет применение и адекватную оплату?»