Десять лет исполнилось планам российских властей превратить район Кавказских Минеральных Вод в «российский Баден-Баден». Наблюдатели ожидали даже, что здесь развернётся «стройка века» под стать олимпийскому Сочи. Все предпосылки были: не всем россиянам, нуждающимся в лечении на водах и грязях, по карману Висбаден и Карловы Вары. А Кисловодск, Пятигорск, Железноводск вполне способны их заменить. Но, несмотря на многомиллиардные инвестиции, сегодняшняя ситуация в Кавминводах во многом хуже, чем десятилетие назад.
Колесо оборзения
В сентябре 2020 г. ставропольские чиновники ненадолго стали звёздами Интернета. На видео губернатор края Владимир Владимиров орёт на мэра Кисловодска Александра Курбатова: «Если ты думаешь, что ты Герой Советского Союза, то ни фига ты не герой!» Губер остался недоволен отчётом о строительстве дороги в Кисловодске, возводимой на средства нацпроекта. Хотя объект должен быть сдан в 2021 г., там, похоже, ещё конь не валялся: «Проект на дорогу есть? Экспертиза есть? Предоставь мне сегодня. Не предоставишь – иди вон тогда! Я посмотрю, чтоб ты перестал врать».
На объект, о котором шла речь, выделено около 1, 2 млрд рублей. А как на юге страны расходятся теория и практика, губернатор знает не понаслышке: в начале года ставропольские чиновники огребали от спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко за срыв сроков и завышенную стоимость работ по программе развития Ставрополя. А с Кисловодском ставки выше – он даже грозит стать вскоре «золотым дном». За право осваивать эти деньги идёт нешуточная борьба, и губернатор, похоже, заранее стелет себе соломку.
8 октября премьер-министр Михаил Мишустин добавил Кисловодску ещё 8 млрд рублей до 2030 года. Кроме того, 54 млрд рублей на реновацию Кисловодска пообещала привлечь госкорпорация «ДОМ.РФ». Из них 71% приходится на бюджетные средства. В Кисловодске собираются реконструировать аж 30 парков, обустроить 6 км набережных и модернизировать проспект Победы. Просветлевший от этих новостей мэр Александр Курбатов обещал увеличить турпоток в город вдвое – до 800 тыс. человек ежегодно.
С какого перепуга столько людей отправятся по местам Остапа Бендера и Кисы Воробьянинова, непонятно: в Кавминводах около 100 санаториев нуждаются в восстановлении. Замгенпрокурора РФ Дмитрий Демешин констатировал, что из-за несогласованной работы местных властей только за два последних года «прекратили деятельность пять санаторно-курортных учреждений, сокращено более 350 рабочих мест». Площади одного из них чинуши уже сдали под торговлю. Даром что на развитие Кавказских Минеральных Вод за тот же срок ухнули 2, 8 млрд рублей по госпрограмме. И ещё 1, 5 млрд на развитие местных курортов запланировано в 2021 году.
В то же время на сервисе бесплатных объявлений появился новый лот: 24-метровое колесо обозрения из городского Парка Победы в Ессентуках, построенное в 1989 году. Продавец хочет 1, 5 млн рублей: «Аттракцион в очень хорошем состоянии. Чуть подкрасить, и будет как новый. Металл ещё лет 100 простоит». Зато суд Кисловодска постановил снести большую часть нового отеля «Башня»: застройщику выдали разрешение на строительство одноэтажного кафе, а он забабахал гостиницу в 4 этажа.
Бывшему мэру Пятигорска Льву Травневу за год предъявили обвинения по трём уголовным делам за похожие кренделя: согласовал заправку в охранной зоне, потом магазин. В прошлом году «АН» рассказали историю вовсе анекдотичную: в курортном Лермонтове собрались строить химический завод по производству нитроцеллюлозы – опаснейшей группы сложных эфиров, используемой для производства лаков, красок и бытовой химии. В 2015 г. в Китае нагрелся на солнце и рванул всего один контейнер с сухой нитроцеллюлозой: погибли 173 человека, уничтожено более тысячи автомобилей. В результате скандала власти Кавминвод и инвестор перевели производство в другие края, но ведь они же всерьёз рассчитывали, что проект «прокатит».
А почему нет? Местные власти услужливо выделили под проект стоимостью 6, 3 млрд рублей 22 га земли и уверяли, что всё это только к лучшему: на новом предприятии планировалось создать 170 рабочих мест. Госконтроль над проектом возложили на Минпромторг РФ, где департамент регионального развития возглавлял Виталий Хоценко – бывший министр промышленности Ставрополья, давно знакомый с инвестором Авдоляном. За химзавод высказалась зампред правительства края и министр финансов Лариса Калинченко. В СМИ сообщалось, что к проекту приложили руку могущественные лоббисты «Ростеха», с которым у Авдоляна тоже давние связи, а средства на финансирование проекта пойдут через кипрский офшор.
Именно эта непредсказуемость властей и отпугивает от Кавминвод не только отдыхающих, но и потенциальных инвесторов для сотни заброшенных санаториев. Частник размышляет здраво: я вложусь, а у них хватит ума мне под боком построить ТЭС или мусорный полигон. Зато когда «на развитие» идут только бюджетные деньги, их судьбу предсказать нетрудно.
Кислый отдых
Большинство здравниц на пути к знаменитому Провалу в Пятигорске не реставрировались с советских времён, а некоторые и вовсе не работают. Есть ощущение, что табличка «Закрыто» преследует вас и в Минводах, и в Железноводске. В Ессентуках питьевые галереи и до карантинных ограничений закрывали трижды за день: например, с 9:30 до 11:30. Красивейшее здание Главных нарзанных ванн в Кисловодске много лет на реставрации, в ходе которой молотом разбивали «индийские» башни на крыше здания. Соседнее здание Октябрьских ванн работало до 14 часов. Спецкомиссия долго разбиралась, куда делись 60 млн рублей, выделенные на реконструкцию Каскадной лестницы.
Практически половина Кисловодска, где собираются реконструировать 30 парков и закатывать в гранит километры набережных, не имеет централизованной канализации, а для снабжения курорта осталось менее половины ранее разведанных и освоенных запасов минеральных вод. В питьевых бюветах часто встречаются лишь «ржавые» дорожки. Разрушительные процессы пойдут ещё дальше, если не вернуть государственный мониторинг состояния недр КМВ, который с брежневских времён лежал на плечах «Кавказгидрогеологии», следившей за состоянием гидроминеральной базы через десятки наблюдательных режимных скважин. Но теперь на мониторинг у государства денег нет – только на проекты, где можно украсть сразу и много.
Счётная палата РФ подтверждает: мониторинг недр КМВ – большая проблема. В регионе насчитывается 22 аварийные скважины глубиной от 70 до 3 тыс. метров. Из них девять находятся в опасном, особо критическом состоянии. Есть опасность экологической катастрофы на ряде основных месторождений минеральных вод – Нагутском, Железноводском, Змейкинском, Бештаугорском.
Похожая ситуация с целебными грязями: за последние 25 лет не появилось желающих всерьёз вложиться в уникальное Тамбуканское озеро, которое называют «кавказским Мёртвым морем». Это солёное бессточное озеро овальной формы в 10 км от Пятигорска, на дне которого находится 1, 5 млн т лечебной грязи, которая используется в медицине с 1886 года. И вот сегодня экологи бьют тревогу – Тамбукан разросся в полтора раза, его вода перестаёт быть солёной из-за роста количества осадков. Если процесс опреснения воды не остановить, дно озера лишится грязи. А цена вопроса – 540 млн рублей.
Но чиновникам не до Тамбукана. Как уже рассказывали «АН», много лет лоббисты из различных ветвей власти перетягивают друг у друга Кисловодский курортный парк – второй по размерам парк Европы и так сократился с советских времён на 400 гектаров. Ровно то же в Пятигорске: общество отбивает одну за другой попытки властей провести масштабную реконструкцию Комсомольского парка с застройкой его магазинами, кафе и шашлычными.
Многим показалось, что за благополучие Кавминвод всерьёз взялись в 2010 г., когда родились госкомпании «Курорты Северного Кавказа» и «Корпорация развития Северного Кавказа». Ключевой целью назвалось создание в Кавминводах «медицинского кластера». А ответственный за Кавказ вице-премьер Александр Хлопонин прямо сказал, что делать собираются «российский Баден-Баден», который объединит 130 санаторно-курортных учреждений на 33 тыс. мест, более сотни источников минеральной воды, грязевые и другие источники. Будет создано и 10–20 частных медицинских клиник на уровне Фрайбурга и Мюнхена.
Всего три года спустя, в 2013 г., Генпрокуратура проверила «Курорты Северного Кавказа» и возбудила уголовное дело в отношении главы госкомпании Ахмеда Билалова. По версии прокуроров, затраты «Курортов» на содержание аппарата в 1, 3 раза превысили расходы на его инвестиционную деятельность. Билалов потратил десятки миллионов рублей на чартерные перелёты по миру: жил в Лондоне во время Олимпиады, а чтобы добраться из гостиницы в Эмиратах в аэропорт, заказывал вертолёт.
Ситуация с экологией стала ещё тревожнее. По словам главы Института демографии, миграции и регионального развития Юрия Крупнова, впору издавать «Чёрную книгу» псевдопредложений по Кавминводам: денег «попилили» много, но всё ушло на прекрасные презентации. Хотя вокруг горы Железной остаётся кладезь источников на любой вкус: хоть кальциево-натриевые, хоть борные. Пятигорск по соседству сочетает в себе более 50 видов целебных вод, но Железноводск вовсе не повторяет. Местные «хиты» – серные и радоновые источники, помогающие при сердечно-сосудистых и опорно-двигательных проблемах. Кисловодск помимо семи источников минеральных вод имеет в арсенале сульфидные иловые грязи Тамбуканского озера.
Но близок локоть. Многие светлые души до сих пор считают, что виноваты отдельные чиновники. И стоит их заменить, как Кавминводы за пару лет превратятся в Швейцарию. Однако десятилетиями не удаётся даже восстановить грубоватую советскую систему, пока частный инвестор за каждую справку платит взятки и всё равно не уверен даже в следующей неделе. А бюджетные деньги на развитие – это просто рента определённой группе интересов, которая априори не предназначена приносить пользу всем нам.