> Это цивилизованный рынок: Кубань перешла к условиям торговли по правилам - Аргументы Недели Кубань

//Экономика 13+

Это цивилизованный рынок: Кубань перешла к условиям торговли по правилам

№  () от 20 октября 2020 [«Аргументы Недели Кубань», Даша БАКЛАН ]

Откуда выражение «налетай, торопись, покупай живопись!», можно и не вспомнить, а вот представить атмосферу рынка, на котором главная задача продавца — схватить покупателя и всучить ему товар, причем безразлично, какого качества, сможет каждый. Привычная оговорка «это рынок» в последние годы ощутимо сбавила оправдательные позиции. Незаметно мы перешли к условиям торговли по правилам, и возвращаться в хаос толкучки уже не хочется. На первый взгляд, работа, которая предшествовала порядку на прилавках, почти незаметна. А ведь на превращение базара в цивилизованный рынок пришлось выложиться.

 

За базар отвечаем

Рынок и мошенничество долгое время шли рука об руку. Многие слышали легенды о приобретении за баснословные деньги одной штанины вместо джинсов из рук советских перекупщиков или о продаже ушей от курицы под видом тушенки. А про обвесы и вовсе не стоит упоминать... И несмотря на то что многое уже успело забыться как страшный сон, искоренять эти проблемы было непросто. Более того, нет-нет да и встретится информация о задержании партии контрафактного алкоголя, например. Желающих нагреть руки одним махом не искоренить. Но установить правила, по которым работать честно выгоднее, можно.

Престиж, рекламное продвижение и гарантирующий качество (читай: покупательское предпочтение) бренд — вот инструменты влияния на торговцев. Шесть лет не снижает популярности краевой конкурс «Сделано на Кубани». Буквально в эти дни члены экспертной комиссии изучают состав продукции, которая претендует на присвоение ей регионального знака качества. В составе строгого жюри сотрудники Министерства сельского хозяйства, Роспотребнадзора и департаментов потребительской сферы, промышленной политики, информатизации и связи.

— Специалисты провели визуальный осмотр, оценили способность продукции удовлетворять индивидуальные и общественные социальные потребности, проверили документацию и соответствие маркировки предъявляемым требованиям,— сообщили в Департаменте потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края.

На рассмотрение экспертов были представлены 263 заявки 86 организаций и частников. Одежда, матрацы, бумажные салфетки, прищепки — производители этой непродовольственной категории товаров уверены, что их качество на высоте, и желают получить подтверждение комиссии. Позже специалисты подвергнут глубокому изучению вкус и состав продуктов питания, а в завершение испытают товары производственно-технического назначения.

До конца месяца будут объявлены результаты, а в ноябре состоится награждение победителей. Работа кропотливая, но она того стоит. Логотип «Сделано на Кубани» — это зеленый коридор для попадания на прилавки и в потребительские корзинки кубанцев. Уже давно покупатель, заметив привычный значок, откидывает в сторону сомнения, брать или не брать товар. Поэтому за шесть лет существования конкурса в количестве желающих получить знак качества нет недостатка.

 

Маркировка нам поможет

Спасательный круг покупателя — система обязательной маркировки товара, в случае если он растерялся в бурном море рынка. Цифровой знак сориентирует, на какой фирме, когда и в какой стране изготовлен продукт, кто импортировал этот товар, какие у него особенности эксплуатации и срок годности. Для этого достаточно скачать приложение «Честный знак». Сканирование кода защитит от подделки и напрасно выкинутых денег потребителя. Для соответствующих служб маркировка — это контроль за оборотом продукции и поступлением налоговых платежей, а также исключение контрафакта.

К принятой на федеральном уровне системе на местном стоило приучить. Впрочем, руководители предприятий сектора потребительского рынка Краснодарского края, с которыми работа ведется на протяжении многих лет, давно усвоили: честность — двигатель торговли. В регионе, где численность населения каждый курортный сезон возрастает в два — три раза, покупательский спрос гарантирован. Но, чтобы работать на этом поприще годами, надо заработать честное имя. Умные продавцы давно поняли: себе дешевле работать прозрачно.

По проявленной активности при подключении к системе маркировки наш регион в результате занимает солидную пятую строчку сверху. Более 2,1 тысячи импортеров края добровольно присоединились к идентификационному сервису. Всего в стране 62,5 тысячи таких организаций, и среди субъектов России Краснодарский край в лидерах по разным позициям. Так, производители и реализаторы обуви более чем на шестьдесят процентов — участники программы. Торгующие табаком на Кубани — третьи в России по прозрачным перевозкам и продажам. В целом уже заняли свое место в системе более половины участников торгового оборота на Кубани.

Оказались готовыми кубанцы и к требованию, вступившему в силу этой осенью. Так, с первого октября начала действовать обязательная маркировка парфюмерной продукции, фотоаппаратов, ламп-вспышек, производимых в России и ввозимых в страну. От края к системе уже подключены полторы сотни предприятий, занимающихся «ароматным бизнесом», и пятнадцать — фототоварами. А к запрету на производство и импорт немаркированных шин, который начнет действовать с первого ноября, региональные шинники уже готовы сегодня. К честному сервису федерального уровня из них присоединились уже более ста.

Одной федеральной программы для насыщения кубанского рынка всем необходимым и отличного качества недостаточно, решили в Департаменте потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края и внедрили собственную электронную платформу «Продукция Краснодарского края».

— Цель проекта — организовать активное и эффективное взаимодействие по обмену информацией между локальными производителями всех категорий товаров и их потенциальными потребителями, чтобы обеспечить региональный рынок качественной продукцией,— рассказали в ведомстве.

Проект уникальный: после регистрации руководители предприятий, как мелких, так и крупных, вплоть до сетевых акул торгового бизнеса, будут иметь доступ к полной базе предлагаемых на рынке товаров. Таким образом они получают возможность выявить для себя пустующие ниши или улучшить качество продукции при переизбытке товара, а также сделать конкурентоспособным ценник. Сориентировать на будущее, чего именно не хватает, помогут запросы потенциальных покупателей.

У кубанской торговой платформы большое будущее, обещают создатели. Для успешного функционирования она будет успешно обновляться и обрастать новыми возможностями. Предполагается, что в дальнейшем можно будет добавлять состав предлагаемой продукции и штрих-коды товаров.

 

Хорошо жить не запретишь

Уровень жизни населения во многом определяется доступностью и ассортиментом рынка. Между прочим, Краснодар в свое время уверенной поступью двинулся вперед в веренице других таких же российских городов, недотягивающих до миллиона жителей, сделав ставку на торговый сектор. Тогда многие шутили, что на каждого горожанина приходится по одному торговому центру. Когда кубанская столица единственная в России вышла с прибылью в бюджете после экономического кризиса 2008 года, ирония поутихла. Именно потребсфера помогла краевому центру остаться в плюсе, хоть и минимальном.

В регионе хорошо усвоили те уроки и снижать темпы развития отрасли не намерены. Так, за сложную первую половину этого года в торговую сеть на Кубани было инвестировано 7,3 млрд рублей. Это на 27 процентов выше прошлогодних объемов вложений в отрасль. К уровню обеспеченности торговыми площадями краснодарцев подтягиваются теперь жители районов края. В среднем этот показатель составил 881,5 квадратного метра на тысячу кубанцев. Результат выше на 57 процентов установленного в стране минимума.

В списке новых крупных объектов в Краснодарском крае выделяются: торговый центр «Тимашевск» стоимостью 144,5 млн рублей, двухэтажный армавирский магазин розничной торговли, в который вложено 30 млн рублей, и овощехранилище в Брюховецком районе, потребовавшее 29,6 млн рублей инвестиций. Всего 5,4 млрд рублей было освоено для возведения предприятий розничной торговли и 1,2 млрд рублей — для объектов логистики и оптовой торговли. Двести шестьдесят пять объектов потребительской сферы общей площадью 126,9 тысячи квадратных метров введено в эксплуатацию в Краснодарском крае с января до начала осени 2020 года.

Торговые площади края развиваются не только вширь. Потребитель чаще приходит туда, где чистота и красота, где удобно ему и семье, куда хочется возвращаться. Да, речь о современном оформлении, к которому когда-то привыкли относиться по остаточному принципу. Времена меняются: сегодня красота — залог и торговли тоже. В Департаменте потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края разработали единую концепцию оформления рынков и ярмарок, руководствуясь именно этим правилом.

Привести к единообразию как имеющиеся площади, так и проектируемые поможет бренд-бук. Помимо внешнего вида рыночно-ярмарочных объектов, позаботились и об удобстве, и о функциональности. При разработке концепта были учтены пожелания покупателей и продавцов. К бренд-буку в помощь предпринимателям список строительных материалов, которые помогут не тратить время на подбор образцов, соответствующих установленному дизайну, прилагается.

Сделать рыночную торговлю более конкурентоспособной — главная цель разработчиков меры. Ведь места на этих площадях предназначены преимущественно для реализации фермерской продукции, и в год ее оборот составляет 110 млрд рублей. На сегодняшний день средняя доля продаж на кубанских рынках и ярмарках в обороте розничной торговли региона составляет около девяти процентов.

 

Наторговали доходы

Экономические признаки выздоровления всегда приходят оттуда, где процессы наиболее активны. Торговля региона одной из первых начала подавать сигналы об экономическом восстановлении после кризисного застоя, вызванного пандемией. Уже в сентябре пришла радостная новость: налоговые отчисления предприятий торговли вышли в плюс и даже превысили показатели прошлого года. Так, за восемь месяцев с начала года в краевой бюджет поступило 29,2 млрд рублей, что в денежном исчислении составило 273 миллиона рублей и превышает аналогичный показатель 2019 года на 0,9 процента.

Конечно, преждевременно говорить, что спад полностью преодолен. Цифры всё еще упрямо показывают недостающие объемы в обороте отраслей торговли — на два процента ниже, чем год назад, и это 2,1 млрд рублей. Розница упала на 7,3 процента, составив 875,8 млрд рублей. Оптовые продажи просели заметно меньше — на 2,2 процента. Сложнее дела обстоят в сфере услуг и общественного питания. С января по сентябрь оборот по этим направлениям снизился на 17,3 процента. Но всё не так плачевно, если учесть, что показатели за полугодие, аккурат после снятия карантина, пугали провалом на четверть и даже на треть.

Сейчас уже можно смело говорить, что отрасль выходит из пике во многом благодаря поддержке, оказанной предпринимателям, работе с ними и капитальным вложениям в сферу. А это значит, что и у потребителя возможностей прибавилось. Ведь рынок, как и природа, не терпит пустоты. А в кошельках — тем более.



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте