Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели Нижний Новгород → Экономика № 39(733) 7–13 октября 2020 г. 13+

«Нижегородпассажиравтотранс» вернулось в региональную собственность

, 14:35

«Нижегородпассажиравтотранс»  вернулось в региональную собственность

На первом же заседании новоизбранной Думы Нижнего Новгорода депутаты передали в собственность Нижегородской области МП «Нижегородпассажиравтотранс» и его дочернюю структуру. Депутатов не смутило, что девять лет назад была проделана обратная работа, причем многие нынешние депутаты были парламентариями и тогда и отдали голоса за передачу транспортного предприятия от области городу.

 

Было плохо. Как станет?

НПАТ – классический вариант чемодана без ручки: носить тяжело, бросить жалко. Предприятие ни разу не показало не то что доходность – хотя бы безубыточность. Есть те, кто обвиняет в этом частных пассажироперевозчиков – мол, все выгодные маршруты себе забрали. За последнюю пару лет городская администрация позакрывала многие маршруты частников, вроде как даже увеличился парк муниципальных автобусов. Ничего не помогло. НПАТ не вылезает из убытков и долгов, а встретить на любом маршруте муниципальный автобус сравнимо с чудом.

Интересно, что передача из муниципальной собственности в региональную в 2011 году и нынешний возврат НПАТ в регион аргументировались одним и тем же доводом: так будет выгоднее и эффективнее для предприятия. К слову, находясь на балансе муниципалитета, НПАТ нарастил долги с 0,6 до 1,2 млрд. Из опасения банкротства предприятия была создана «дочка» – Нижегородская городская транспортная компания (НГТК), куда на баланс передали автобусы, выводя их таких образом из потенциальной конкурсной массы. Оно и понятно, маршруты нужно обслуживать независимо ни от чего.

За время нахождения в муниципальной собственности НПАТ сменило восемь директоров – безрезультатно. Финансовое состояние НПАТ попросту плачевное, и непонятно, что может его улучшить.

На заседании гордумы состоялся примечательный диалог. Ставший спикером Олег Лавричев поинтересовался причинами экономического бессилия НПАТ. На что региональный министр транспорта области Павел Саватеев уверенно заявил: виновато «бесконтрольное и беспринципное отношение к формированию маршрутной сети в Нижнем Новгороде», приоритеты отдавались частным перевозчикам, забиравшим пассажиров, значит, и доходы у муниципалов.

Главное – правильный маневр

Впрочем, и. п. мэра города Юрий Шалабаев полагает, что у регионального правительства больше возможностей по развитию НПАТ, в том числе благодаря масштабными планам модернизации системы пассажирских перевозок наряду с привлечением «федеральных институтов развития». И вот как раз с федеральным уровнем удобнее взаимодействовать региону, а не муниципалитету. Источник, пожелавший остаться неизвестным, сообщил «Аргументам недели. Волга», что поможет ситуации и продолжающееся создание нижегородской агломерации, в которой НПАТ рассматривается как базовое предприятие по организации пассажирских перевозок в агломерации (не считая троллейбусного сообщения и метро). Напомним, в агломерацию входят Нижний Новгород, Арзамас, Бор, Балахна, Дзержинск, Кстово, Богородск, Городец и Заволжье.

Будет уточняться тарифная политика НПАТ

Логичным выглядит переподчинение НПАТ региону и в разрезе того, что с прошлого года именно минтранс Нижегородской области получил полномочия в сфере организации пассажирских перевозок, то есть муниципалитет в данном случае становится лишним административным уровнем, проще подчиняться напрямую региону. Кроме того, передача пассажирского предприятия на уровень выше высвобождает в бюджете Нижнего Новгорода деньги, ранее предназначенные на лизинговые платежи, и их можно направить на иные, более неотложные цели.

Председатель бюджетной комиссии гордумы Марк Фельдман пояснил, что он и девять лет назад был против передачи НПАТ муниципалитету: у Нижнего Новгорода нет средств на содержание и модернизацию как подвижного состава, так и инфраструктуры предприятия, на платежи по лизингу. Неудивительно, что за это время долг удвоился. Впрочем, вопрос ответственности муниципалитета перед жителями за обеспечение транспортной услугой остается.

Не исключено, что в региональную собственность будет передано и МП «Нижегородэлектротранс».

Продолжится ли борьба с маршруточниками в Нижнем Новгороде для расчистки поляны под государственный общественный транспорт, покажет будущее.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram