Международное пассажирское авиационное сообщение практически парализовано: страны закрыли границы и воздушное пространство. Редкие спецрейсы возвращают незадачливых путешественников домой.
Сидим дома
Совсем недавно из общей массы выделялись США, там внутренние перелёты осуществлялись в обычном режиме. Но уже есть данные, что США и Канада собираются закрыть своё воздушное пространство для всех самолётов, кроме военных, правительственных, спецслужб и грузовых компаний.
В России этот процесс тоже набрал ход, отменяются десятки и сотни внутренних рейсов. Иногда инициаторами становятся региональные власти. Структура авиационной сети такова, что большинство полётов осуществляются из аэропортов Москвы и Санкт-Петербурга. Именно из этих «заражённых» городов в регионах не ждут гостей. Раньше очень популярным направлением у «Аэрофлота» был рейс Москва – Краснодар. 49 рейсов в неделю! Сейчас – восемь... Мало того, прилетающих из столичных городов ждёт неласковая встреча. Например, рейс авиакомпании S7-6221 из Владивостока в Южно-Сахалинск закончился для не имеющих регистрации на острове граждан карантином в местном санатории. Вокруг – полицейское оцепление. Таковых оказалось около 30 человек, у всех взяли анализ на COVID-19. Будет готов – здоровых отпустят на все четыре стороны. Надо сказать, их обеспечили питанием, выдали туалетные принадлежности. На Кузбассе на два дня вообще закрыли аэропорт Новокузнецка. Аэропорт Шереметьево отправляет часть сотрудников «в простой» с сохранением двух третей оклада. Авиакомпании распихивают по рулёжным дорожкам, по всем свободным уголкам аэродромов приземлённые авиалайнеры. Смотреть на эти парады техники жутковато. До 90% самолётов уже стоят на земле. К слову, их всё равно надо обслуживать или делать серьёзную консервацию, иначе самолёт после простоя придётся отправлять на восстановительный ремонт. По утверждению специалистов, консервация каждого авиалайнера типа «Боинг-737» – это около 400 человеко-часов работ.
Подбитые гиганты
В целом перепугались и потенциальные пассажиры, они решили пересидеть невзгоды дома. И региональные власти. Справедливо и то, что, как ни дезинфицируй пассажирский салон на земле, в полёте система кондиционирования воздуха при наличии носителя вируса на борту разнесёт заразу по самолёту. А экспресс-тесты, способные за приемлемое время до посадки на рейс выдать результат «болен-здоров», пока не созданы. Авиаотрасль, по разным прикидкам, может к концу года потерять до четверти триллиона долларов. С учётом того, что авиазаводы в Тулузе и Сиэтле тоже притормозили работу, свет в конце тоннеля разглядеть не получается. Но всеобщее торможение производства самолётов даёт шанс нашим авиастроителям, в первую очередь «Иркуту» с МС-21, потеснить «Боинги» и «Эрбасы», особенно на внутреннем рынке. Для этого надо в самое ближайшее время выходить на крупносерийное производство этого среднемагистрального авиалайнера.
Другое дело, сам рынок авиаперевозчиков ждёт большой передел – сколько авиакомпаний растворятся в коронавирусной заразе, предугадать сложно. Многие уже не способны выполнять обязательства по лизинговым платежам. А в мире так или иначе на гражданскую авиацию работает до 67 миллионов человек: пилоты, стюардессы, техники, водители, грузчики...
Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) в режиме «сводок с фронта» практически ежедневно публикует всё более мрачные данные. По прогнозам организации, если жёсткие ограничения на поездки продлятся в течение трёх месяцев, то 25 млн рабочих мест в авиации и смежных секторах окажутся под угрозой исчезновения по всему миру. Доходы авиакомпаний в 2020 г., по предварительным подсчётам, снизятся на 252 млрд долл. – на 44% ниже годового дохода компаний в 2019-м.
Глава германского авиаперевозчика Lufthansa Карстен Шпор, обращаясь к персоналу авиакомпании, сообщил, что в условиях пандемии компания теряет на 1 млн евро ликвидных резервов в час. «День и ночь, неделя за неделей, и нужно исходить из того, что месяц за месяцем». Это самая серьёзная проблема за всю историю компании. По сообщениям немецких СМИ, пассажиропоток в аэропортах Германии упал на 98%.
Грузовые в плюсе!
Авиакомпании, специализирующиеся на грузовых перевозках, сегодня активно зарабатывают. По данным ИД «Коммерсант», в марте тарифы на грузовые авиаперевозки в среднем выросли на 45% в сравнении с мартом прошлого года и на 30% по сравнению с январём 2020-го. Авиакомпания «Волга-Днепр» демонстрирует прибыль, её грузовые самолёты Ан-124 и Ил-76 чрезвычайно востребованы для переброски разнообразных грузов, включая гуманитарную составляющую. Многие авиакомпании стали прорываться в нишу грузоперевозок, грузы размещают прямо в пассажирском салоне. Авиационные власти России также разрешили возить грузы в пассажирских салонах, и этой возможностью сейчас спешат воспользоваться компании, где есть дальнемагистральные воздушные суда.