Импортозамещение началось и в Программном обеспечении
№ () от 3 марта 2020 [«Аргументы Недели », Сергей ГРИНЁВ ]
«Роснефть» объявила, что стремится достичь 100% доли собственного геологического программного обеспечения к 2025 году. Как рассказывают представители компании, уже в этом году доля такого софта составит 58%. Причём это ПО – собственные разработки «Роснефти». Очевидно, что наличие уникального софта даст компании неоспоримое преимущество перед конкурентами и снизит зависимость от возможных зарубежных санкций.
КАК рассказал представитель «Роснефти», ПО собственной разработки будет моделировать различные стадии нефтегазодобычи. Среди них, например, софт для геологического моделирования. Что касается темпов импортозамещения ПО, то в 2021 году планируется заместить зарубежные программы на 68%, а в 2022‑м – на 80%.
К слову, в конце февраля «Роснефть» провела уже 10‑тысячный гидроразрыв при помощи отечественного ПО «РН‑ГРИД». Этот софт симулирует процесс гидроразрыва пласта и используется для проектирования. Комплекс программ «РН-ГРИД» применяется с 2017 года и за это время не только сэкономил деньги самой «Роснефти», но и стал приносить доходы. Компания с 2018 года начала коммерческую реализацию этого софта – им пользуются как отечественные, так и международные добытчики нефти и газа.
Сейчас реализовано более 200 лицензий. Ожидается, что к этому числу прибавится ещё 50 лицензий – переговоры по контрактам уже на стадии заключения. Вдобавок «Роснефть» готовит к работе на своём ПО и студентов – вузам-партнёрам «Роснефти» передано 140 академических лицензий.
В ближайшие годы компания планирует заменить зарубежные симуляторы многофазного потока для оптимизации добычи. Кроме того, создаётся ПО для геологического моделирования, которое появится уже в этом году. Оно позволит исследовать расположение пластов: где находятся песчаники, в которых есть нефть, а где – непроницаемые глины. Это даёт понимание формы месторождения, раскрывает оптимальные места для бурения скважин.
«Уникальность нашего ПО в том, что оно новее, поэтому лучше. Зарубежные софты в массе были разработаны давно, и они реально медленнее или неудобнее с точки зрения интерфейса», – пояснил представитель компании.
Кроме того, собственное ПО – это дополнительное подспорье в плане информационной безопасности. С таким софтом данные точно не попадут в чужие руки.
«Роснефть» разрабатывает ПО своими силами и не привлекает для этого сторонние компании. Всё благодаря собственным институтам, в которых есть математики, физики, программисты и специалисты по внедрению софта. Так, в проектном институте «РН-БашНИПИнефть» работает около 250 разработчиков.
«Именно в контакте технических специалистов и IT-специалистов, которые сидят рядом в одном институте, получается тот софт, которому можно верить. Программное обеспечение – это не просто код, который программисты написали, это процесс с обратной связью, с постановкой задач, с исправлением ошибок, с учётом пожеланий пользователей на местах», – рассказывает представитель «Роснефти».
Разработчики компании пишут софты с закрытым исходным кодом. Это значит, что выпуск модификаций программ «Роснефти», с целью создать новые, сторонними программистами не допускается. Причина в уникальных решениях, которые компания стремится запатентовать и получить на это свидетельства. Плюс часть разработок действительно дают конкурентные преимущества, потому раскрывать их не планируется.
Вдобавок «Роснефть» собирается внедрить в IT-программы «искусственный интеллект», а также хочет использовать облачные технологии и инструменты продвинутой аналитики и средств машинного обучения для высокопроизводительных вычислений.
К слову, уже сейчас внедрён модуль «голосового помощника» в программный комплекс нефтеинжиниринга «РН-КИН». Благодаря этому модулю времени на поиск, анализ, проектирование и мониторинг уходит существенно меньше. По скромным оценкам, такой инструмент позволяет сократить время на работу почти вдвое.
Как считают специалисты «Роснефти», благодаря комплексному подходу к геологическому сопровождению процесса бурения накопленный экономический эффект уже сегодня составляет более 1, 2 млрд рублей.