Стать членом КЛАНа или Войти в КЛАН

Аргументы Недели Экономика 13+

День справедливости

№ 7(701) 26.02 – 3.03.2020 г. [ «Аргументы Недели », , Обозреватель отдела Экономика ]

День справедливости
Фото А. Коротаев / ТАСС

20 февраля с подачи ООН мир отмечал поразительный праздник – Всемирный день социальной справедливости. Для нас тема, как никогда, актуальна, поскольку в последние годы, судя по статистике, этой справедливости в нашей жизни всё меньше. «АН» решили разобраться, какое наследство в этом плане досталось новому правительству и чем оно может реально облегчить жизнь народа.

Очередь к миске

Бывший премьер Медведев закончил своё правление сакраментальной фразой «многое удалось». Забыл добавить: куда больше ему совершенно не удалось. Особенно самого важного – улучшения жизни народа. В результате его преемник М. Мишустин получил печальное наследие в виде затяжного, многолетнего падения реальных доходов народа, волнообразного роста бедности. Медведевский эксперимент Путина с руководством огромной страной стал не решением наших проблем, а, наоборот, – основной проблемой.

Неудивительно, что на этом фоне первым пунктом новой повестки 2020 г. стала помощь народу, прежде всего самым бедным. Так что сейчас мы наблюдаем крайне редкую в новейшей истории ситуацию, когда из кабинета министров сыпятся предложения о реальной помощи населению. Среди прочего обещают отменить 13%‑ный налог на доходы для самых бедных – с зарплатами не более двух прожиточным минимумов, – которых в РФ почти 35 млн человек. Обещают запретить банкам брать комиссии при оплате коммуналки. Временно пришёл в себя даже министр финансов А. Силуанов: 20 февраля внезапно заявил, что в стране запредельно высокие налоги на труд. Ему ли не знать! Мало того что государство напрямую отбирает у каждого 13% зарплаты, вдобавок ещё 36% от той же зарплаты состригают с работодателя. При том что средний аналогичный показатель по миру –16%, в Евросоюзе вообще только 11–12%.

Теперь что касается цифр, имеющих непосредственное отношение к социальной справедливости. Едва ли у кого-то повернётся язык назвать справедливой ситуацию, при которой 20% самых бедных слоёв населения нашей страны, по состоянию на 2020 г., достаётся лишь 5, 3% всех доходов. 20% самых богатых загребают почти половину, конкретно – 47% общих доходов. Мало того, в руках 1% самых богатых граждан скопилось почти 60% всех национальных богатств. Даже в начале 1990-х гг. ситуация была справедливее, у 20% бедных тогда было 10% общих доходов, у пятой части самых богатых – треть.

Вспомним афоризм: богатые становятся только богаче за счёт дальнейшего обнищания самых бедных. Вот отличная иллюстрация, как это работает на практике. В 2019 г. государство собрало 7, 88 трлн руб. тех самых налогов на труд, то есть того, что взяли из зарплаты у каждого. Треть населения нашей страны по всем критериям относится к категории бедных. Конкретно из их зарплат эти налоги унесли примерно 2 трлн рублей. Тем временем в том же прошлом году самые разжиревшие коты отечественной экономики, то есть нефтегазовые корпорации, получили от государства ворох дополнительных налоговых льгот. И это только дополнительные новые послабления, а не вообще все. Если суммировать, во что бюджету обошлась эта щедрость, – сырьевым корпорациям списали налогов на 1, 8 трлн рублей. Простыми словами, если представить бюджет как систему сообщающихся сосудов, эти два триллиона откачали из карманов самых бедных и щедро плеснули в переполненную кормушку самых богатых.

 

Главная цель

Справедливости ради стоит отметить, государство пока не совсем устранилось от помощи бедным. Оно все ещё выполняет какие-то социальные функции. Как подсчитали эксперты, в прошлом году примерно каждый пятый рубль в доходах российских семей был получен за счёт той или иной социальной помощи.

При этом для семей с двумя детьми и больше доля такой соцподдержки в общем доходе превысила четверть. Увы, тут статистика неумолима, потому что стараниями государства многодетный и бедный в России – почти синонимы. Как показывают многочисленные исследования, уже второй ребёнок в обычной российской семье часто ставит её на грань бедности, третий и более почти гарантированно вгоняет в категорию семей с очень низким доходом на каждого. Пособия на ребёнка, без того формально крошечные, на деле во многих регионах оказываются ещё ниже официально заявленной планки.

Где тут помощь? Основная проблема не её отсутствие, а безумная бестолковость. С одной стороны, формально за последние 20 лет сумма, которую государство ежегодно тратит на разнообразные меры социальной защиты, в реальном выражении выросла в 4, 5 раза. Конкретно в 2019 г. на соцвыплаты из бюджета ушло 3% ВВП, или 2, 5 трлн рублей. С другой стороны, уровень бедности в конечном счёте практически не изменился.

Потому что денег на деле немного. А те, что есть, тратят не слишком разумно. Правительство сыпет помощь на всех без разбора, в пересчёте на каждого получаются крохи, а то и вообще ничего. Нередко недодают как раз тем, кто в ней реально нуждается. В Институте народного хозяйства РАН проанализировали ситуацию, картина вышла прискорбная. Оказалось – в России действуют 98 разнообразных пособий и выплат для нуждающихся, это едва ли не мировой рекорд. Вот только помощь и льготы работают вовсе не на тех, для кого создавались. Потому что из каждого рубля бюджетной помощи до бедных семей доходит 25 копеек! Остальные три четверти расходятся на формальной основе по другим слоям населения, часто вовсе не бедным. Формально хоть какую-то социальную помощь получают 65% граждан РФ. Вместе с тем среди самых малоимущих 16% не получают вообще никакой поддержки. То есть система абсурдна: от бедности помогают богатым.

Россия сегодня мало похожа на настоящее социальное государство. Как отмечают лидеры левых партий, ни малейшей социальной справедливости в России нет ни в какой системе координат – ни в буржуазной, ни в социалистической. Капитализм предполагает, что те, кто пашет без продыху, гарантированно зарабатывают отменно, при социализме все хотя бы примерно равны в доходах, которых хватает на нормальную жизнь. У нас и близко нет ни того, ни другого.

Стоит ли ждать перемен в этом плане от нового кабинета министров, какие даны обещания? Редкий случай, тут есть не только слова, но и конкретная цифра: 4 трлн руб. до 2024 года. В такую сумму Минфин оценил грядущие расходы на разнообразные меры соцподдержки, которые пообещал президент В. Путин в недавнем Послании. В основном речь о поддержке семей и рождаемости. На грядущую соцпомощь 3, 8 трлн руб. выделит федеральный бюджет. Раньше большую часть оплаты громких обещаний такого рода перекладывали на нищие региональные карманы, которым чаще всего тянуть их было не по силам.

Кроме того, в правительстве М. Мишустина обещают, что соцпомощь станет более адресной. То есть начнёт доходить до бедных, а не богатых. Но главный рецепт борьбы с бедностью – регулярная помощь, которая у нас обычно случается под выборы или важные референдумы. Реальный рецепт безумно прост. Чтобы бедных было как можно меньше, население должно зарабатывать как можно больше. Значит, нужен серьёзный подъём реальных зарплат, в разы. Притом не в каких-то там секторах, но массовый, в целом по экономике. И это тоже азы: он невозможен без нормального, мощного и долговременного роста экономики. Так что это и есть главная задача на годы для нового кабинета министров.

Константин ГУРДИН

В мире

Журналист Юнус Эрдогду: закрытие Турцией Босфора для РФ «вернуло» бы Крым Украине за неделю

Аргументы НеделиАвторы АН

Аргументы НеделиИнтервью