Аргументы Недели → Экономика № 6(700) 19–25.02 2020 г. 13+

Нет металла для родного авиапрома

, 20:30 , Обозреватель отдела Промышленность

Из последних новостей Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК) следует, что в апреле совершит второй полёт прототип лёгкого военно-транспортного Ил-112В. Практически год спустя после первого, который состоялся 30 марта 2019 года с заводского аэродрома Воронежского акционерного самолётостроительного общества (ВАСО). Но стоит добавить ложку дёгтя в медовые речи функционеров. Главная претензия к самолёту со стороны заказчика – перевес конструкции в две с лишним тонны. Для самолёта, который по техническому заданию Минобороны должен перевозить при полной загрузке 5 тонн на 1200 км, этот перевес на деле означает, что экипажу остаётся или взять вдвое меньше груза на ту же дальность, или лететь с максимальной взлётной массой на смешные 600 км. Согласитесь, в нашей огромной стране это не вариант.

Надо отметить, стараниями конструкторов и технологов самолёт, как боксёр-легковес перед титульным боем, уже начал сгонять лишний вес, к апрелю он будет на тонну легче. Бескомпромиссная война за каждый килограмм в разгаре. Похожими «страданиями» мучаются конструкторы и других летательных аппаратов, да и создатели космической техники не исключение.

1 килограмм = 1 километр

По снижению массы самолёта всё, что было обещано военным, уже сделано. Третий самолёт, который начали собирать в Воронеже, будет построен в рамках заявленного веса. Но в отчаянной борьбе за снижение массы Ил-112В «ильюшинцы» вышли на очень интересный металлический сплав – алюминиево-литиевый (Al-Li). Его использование позволяет сэкономить 7% от массы планера. Есть заключение-рекомендация по его применению от двух самых уважаемых институтов – Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского (ФГУП «ЦАГИ») и Всероссийского научно-исследовательского института авиационных материалов (ФГУП «ВИАМ», крупнейший материаловедческий центр страны).

Задача любого конструктора авиационной техники заключается в том, чтобы создать максимально лёгкий и при этом прочный планер самолёта. Всё зависит от размера воздушного судна. Для производителя маленькой одномоторной поршневой «Цессны» на двух пассажиров сбросить 50 килограммов – счастье. А тяжёлый военно-транспортный Ил-76МД-90А эти полцентнера и не заметит – его максимальная грузоподъёмность 60 тонн, взлётный вес – до 210 тонн.

По мнению авиаконструкторов, на сегодняшних самолётах «Ильюшина» – Ил‑112В, Ил-114‑300, Ил-76МД‑90А и Ил‑96‑400 алюминиево-литиевый сплав даст снижение массы 7%. Это по меркам авиастроения очень много. При массе планера регионального лайнера Ил-114 (фюзеляж, крыло, центроплан, оперение, хвост в сборе) всего 10 тонн это даёт выигрыш 700 килограммов. Ил-114 – самолёт небольшой, в компоновке с максимальной пассажировместимостью на 64 места. Расход топлива – около 500 кг за 1 час полёта со средней скоростью 500 км/ч. Отсюда и формула – 1 кг керосина равен 1 километру в полёте. Сбросит самолёт эти 700 кг, значит, можно заправить больше топлива и дальность полёта увеличится. Или взять на борт больше груза.

 

За небо и космос надо платить

Когда авиаконструкторы обратились за материалом на Каменск-Уральский металлургический завод, к единственному производителю алюминиево-литиевых сплавов, ответ был предельно ясный: «Государство нас не финансирует, мы частное предприятие, и нам нужно кормить свыше трёх тысяч сотрудников, поэтому вынуждены работать на американские и китайские авиастроительные концерны, выполнять экспортные контракты». Иностранцы, будучи заинтересованы в развитии собственного авиастроения, давно инвестировали средства в восстановление уникального литейного производства. Аргумент у металлургов один: если наше государство посчитает нужным производить заготовки и лист из алюминиево-литиевого сплава по рецептуре, разработанной в ВИАМ, то решение простейшее – надо профинансировать ремонт и восстановление печей, которые с середины прошлого века, мягко говоря, поизносились, пользоваться ими стало попросту небезопасно. Что-то где-то рванёт, случится авария – кому отвечать?

Только после серьёзного восстановительного ремонта появится возможность полностью обеспечить самым перспективным «строительным материалом» отечественный авиапром и ракетостроение. Следует добавить, что для космической отрасли, для создателей ракет-носителей перспектива лишиться поставок из Каменск-Уральского станет трагедией. Ракеты наберут лишний вес, придётся пересчитывать и вносить изменения в конструкцию, снизится масса выводимого на орбиту полезного груза.

 

А Минпромторг против!

Допустим, небольшие партии крылатого металла для производства небольших Ил-112 и Ил-114 завод КУМЗ сделает. Но как быть с остальными проектами? На каждый из крупных тяжёлых самолётов, таких как Ил-76 и Ил-96, требуется от 34 до 38 тонн алюминиево-литиевого сплава. При этом и снижение массы планера будет очень заметным – 5–7 тонн. То есть растёт экономичность, дальность, грузоподъёмность. Всё в тренде мировых тенденций авиастроения. Но, по сведениям источников в отрасли, директор Департамента авиационной промышленности Минпромторга Дмитрий Лысогорский объявил: КУМЗ – предприятие частное, пусть как хочет, так и развивается. Денег на ремонт и реконструкцию литейного производства нет и не будет.

Позиция явно антигосударственная. Предприятие работает на укрепление обороноспособности России? Работает. Авиастроители, ракетно-космическая отрасль от продукции КУМЗ зависят? Несомненно. Более того, исторически каменск-уральские металлурги оказались в этом сегменте монополистами. Кроме них, никто производить уникальные сплавы не в состоянии. И, в конце концов, приватизацию и курс на рыночную экономику не в Каменск-Уральском Свердловской области придумали.

Авиационная промышленность и предприятия «Роскосмоса» готовы платить за этот металл. Потому штаб промышленности, Минпромторг во главе с Денисом Мантуровым, обязаны обеспечить возможность поставок. Иначе зачем это министерство вообще существует? Выходит, профильному министерству наплевать, как будут развиваться авиационная, ракетно-космическая промышленность и цветная металлургия. У нас очень любят приводить в пример эффективного американского миллиардера Илона Маска, при этом очень часто забывая добавлять, что финансирование его космических программ идёт по линии НАСА.

На протяжении последних десятилетий информация о суперсплавах для авиации регулярно появлялась в прессе. Академик РАН Евгений Каблов в интервью корреспонденту «АН» несколько лет назад рассказывал, что ВИАМ разработал алюминиево-литиевый сплав, который облегчает вес самолёта на 15–25%. Но тогда я не придал особого значения его словам, воспринял как одно из множества технологических чудес института. Сегодня, когда на каждом углу чиновники Минпромторга и профильных госкорпораций кричат об импортозамещении и инновациях, время применять эти «инновации» пришло.

Серийное производство на старом железе

НА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ площадке Нижегородского авиазавода «Сокол» приступили к изготовлению по серийным технологиям семи отсеков фюзеляжа регионального пассажирского самолёта Ил-114-300. В кооперации по изготовлению агрегатов участвуют также заводы «ВАСО» и «Авиастар-СП» в Воронеже и Ульяновске. Финальная сборка будет осуществляться на производственных площадях РСК «МиГ» – Луховицком авиационном заводе им. П.А. Воронина. «В 2019 году мы инвестировали более 400 миллионов рублей в подготовку производства к исполнению программы Ил-114, – заявил генеральный директор корпорации «МиГ» Илья Тарасенко. – Расширение производственных компетенций в рамках диверсификации оборонно-промышленного комплекса – одна из ключевых задач, стоящих перед нашими предприятиями сегодня».

Отличная новость – дело пошло. Но почему Мантурова совершенно не волнует, что самолёт может быть ещё более эффективным и конкурентоспособным, будучи сделан из самого передового на сегодняшний день алюминиево-литиевого сплава?

ВИАМ и ЦАГИ рекомендовали этот металл для производства авиатехники, самолётостроители сделали из него и испытали опытные элементы конструкции. Поняли, что это настоящий прорыв. До недавнего времени эти сплавы ограниченно использовались на боевых истребителях МиГ и активно в космических кораблях и ракетах-носителях. Так что же, прорыв не состоится? Странно... Задача по увеличению доли высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения в общем объёме продукции поставлена перед предприятиями оборонно-промышленного комплекса в соответствии с поручением президента Российской Федерации.

 

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram