Под Новый год эксперты взглянули на рост доходов бюджета: открылась страшная правда. Федеральный бюджет всё меньше делает для простого народа, зато всё глубже залезает к нему в карман. Реальный ежегодный рост налоговых сборов оказался в среднем в 15 раз больше роста ВВП, то есть нашего реального благосостояния. Государство, которое окончательно загнало экономику в угол и не может жить за счёт её роста, перешло к существованию за счёт населения, которое год от года стригут всё изощрённее.
ДЛЯ наших граждан, по крайней мере на уровне ощущений, это не новость. Любой на собственной шкуре чувствует, что всё более многочисленные налоги, которые каждый год государство выцарапывает из семейного кошелька, растут как-то подозрительно бурно. Причём совершенно не в тон и не в такт росту зарплаты, которая у большинства за последние годы в реальном плане скорее упала. При этом налоги растут не только на глазах, но и в квитанциях. Что характерно – львиная доля таких сборов замаскирована, поэтому её повышают совсем беззастенчиво.
Насколько мощнее с каждым годом давит на нас налоговый пресс, легко подсчитать с точностью в доли процента. Начнём с самого явного, заглянем в отчёты Федеральной налоговой службы. Как с гордостью сообщает ФНС, в 2017 г. общие сборы подпрыгнули на 19, 8%, год спустя из карманов граждан и бизнеса, вместе взятых, удалось выжать ещё на 22% больше. Полных данных по 2019 г. пока нет, но эксперты предсказывают очередной рекорд роста сборов на уровне 23%.
Откуда взяться такому бурному, рекордному по мировым меркам подъёму, если, как утверждает правительство, в глобальном плане налоги почти не меняются? Честный путь только один: бюджет может срубить больше денег, если выросла сама экономика. Простыми словами, чем крупнее овца, с которой стрижёшь, тем больше и шерсти.
Но посмотрим на другой ключевой показатель, официальный рост ВВП. Тут в отличие от налоговых дел правительству Медведева, мягко скажем, нечем гордиться. В 2016 г. наш ВВП подрос только на 0, 3%, то есть на уровне статистической ошибки. Год спустя насчитали 1, 5% роста, в 2018 г. после всех бурных ведомственных споров, ругани и пересчётов вышло 2, 3%. И то цифра сомнительная, многие считают её раздутой. Что радовало, так это невысокая инфляция, 3, 7% – в 2017 г. и 4% – в 2018 году. Спрашивается, каким образом при прошлогодней сумме роста ВВП и инфляции в 6, 3% государство ухитрилось собрать на 22% больше налогов? При этом якобы их почти не повышали. С одной стороны, было дело: год назад «Медведев и Компания», несмотря на протесты самых светлых, дальновидно мыслящих голов, увеличили на 2% главный налог в РФ под названием НДС. При этом они постоянно твердили, будто этот рост население почти не почувствует. В ответ же ещё сильнее выросла доля «тени», поскольку платить государству сполна многим и без того непосильно.
И это лишь первый повод задуматься, насколько сильно слова расходятся с делом в потешной экономике правительства Медведева. Второй повод вытекает из детальных отчётов об успехах ФНС в стрижке уже конкретно населения. Три крупнейших налога: на землю, на имущество и на транспорт. Рост по ним за последние годы оказался, мягко скажем, некислый. Как показывают данные ФНС, если в 2015 г. эти три статьи, вместе взятые, принесли бюджету 178 млрд руб., то в 2018 г. населению по ним прислали миллионы «писем счастья» на общую сумму 279 миллиардов. То есть за четыре года нагрузка только по этим трём пунктам на народ подскочила на 57%.
Между прочим, основные деньги налоговой – с огромным отрывом – приносит налог на личный транспорт. Если в 2014 г. по нему с населения собрали 88 млрд руб., то в 2018 г. – уже 133 миллиарда. По земле за то же время рост был с 30 до 45 млрд руб., по имуществу – с 27 до 61 миллиарда. Таким образом, налоги на имущество растут быстрее всего, вдвое за четыре года. Хотя, судя по всему, на транспорте ещё отыграются. В ноябре 2019 г. правительство, несмотря на критику, резко повысило так называемый утилизационный сбор на легковые автомобили. На деле это никакой не сбор, просто плохо замаскированный налог, один из крупнейших в цене новых машин. В зависимости от объёма двигателя утилизация подорожала на 46–145%. В среднем для легковушек – на 110%. Это не шутки, но дополнительные десятки, а то и сотни тысяч рублей плюс к цене каждой новой машины, которые правительство положит себе в карман, и сумма капнет немалая. Подсчитано, что за счёт роста этого сбора только в 2020 г. государство получит дополнительно 150 млрд рублей. То есть сумму большую, чем приносит весь налог на личный транспорт.
Неужели кто-то верит, что всего за год услуги по переработке старых автомобилей внезапно подорожали в 1, 5–3 раза? Спрашивается: зачем врать, называя очень крупный налог сбором на утилизацию, к которой он на деле не имеет никакого отношения? Наверное, по той же причине, по которой система тотального обдирания дальнобойщиков получила благозвучное название «Платон». Кстати, в 2019 г. он принёс 31 млрд руб., сборы с него за год подскочили на 22%.
При всём при этом очередной дичайший удар от медведевского правительства получил самый неблизкий государству бизнес. То есть малый и средний, тот, что по всей стране кормит 4 млн семей индивидуальных предпринимателей и примерно 18 млн занятых в нём человек. В октябре 2019 г. правительство решило в очередной раз проиндексировать «малышам» налоги, рост оказался крупнейшим за 8 лет. Самая неприятная новость для малых предпринимателей: государство разморозило рост единого вменённого налога, с которым в основном и живут самые мелкие предприятия. Он подскочит на 5%, хотя малышей много раз обещали в налоговом плане не трогать. Президент Путин обещал.
Увы, но самое печальное в том, что все эти выжатые из карманов населения десятки и сотни миллиардов рублей – полная ерунда на фоне роста скрытых налогов. Акцизы на бензин и табак с алкоголем – вот где настоящие деньги бюджета, сила и мощь. Особенно сильно Минфин любит курильщиков. Надо сказать, после нефти и газа они – третья истинная опора и столп госбюджета: в 2019 г. акцизы на табак принесут федеральной казне ни много ни мало почти полтриллиона рублей! Как ни цинично, сигареты бешено дорожают в последние годы в основном для того, чтобы федеральный бюджет ни в чём не нуждался. Для сравнения: в 2010 г. с налогов на табак состригли всего 57 млрд руб., в 2014 г. было 280 млрд руб., сейчас – уже 480 миллиардов. Такими темпами через пять лет курильщики принесут казне ошеломляющий триллион! Возможно, Минфину стоит задуматься, не поставить ли при входе в здание министерства памятник дымящейся сигарете. А рядом подыскать место для небольшой стелы в форме наполненной стопки, потому что акцизы на спирт и алкоголь тоже не пустое место. Их не забывают повышать год от года, в 2019 г. они принесут бюджету полновесные 80 миллиардов.
Что в итоге? На рубеже 2020 г. стало совсем очевидно, что правительство вместо умелого использования экономических рычагов роста бюджета и благосостояния населения отлично освоило лишь науку стрижки населения «под ноль». При этом с каждым годом оно действует всё увереннее. Вот реальная налоговая нагрузка на обычный простой народ и растёт непомерными темпами. С каждым годом, раздавая громогласные обещания не трогать налоги, они шкодливо продолжают давний эксперимент, всё глубже прощупывая карманы на прочность.
Понятно, что России с её огромной территорией, которую надо защищать от всего мира, нужны деньги. Много денег. Вот только людей в правительстве, кто умел бы это делать через рост экономики и без ущерба для населения, – нет. Они есть во Вьетнаме, Анголе, Китае, Белоруссии и Венгрии. Есть в Монголии, Норвегии и Сингапуре. Везде есть, а у нас их нет. Зато есть Кудрин, Голикова, Силуанов, Орешкин и...