> Премьер из класса «Ё» - Аргументы Недели

//Экономика 13+

Премьер из класса «Ё»

№  () от 24 сентября 2019 [«Аргументы Недели », Константин Гурдин ]

Фото РИА НОВОСТИ

В сентябре премьер-министр Дм. Медведев продемонстрировал удивительные знание русского алфавита и способности к счёту. На совещании с главой Татарстана по проблемам школьного образования Дмитрий Анатольевич с удивлением узнал, что одна из местных школ набирает аж 11 первых классов. «Это что, первый М получается? Когда я учился, были максимум Б, В, Г», – поразилось второе лицо государства. Ему аккуратно подсказали, что 11-я буква всё-таки К. Или Л, если пропустить класс Ё.

Первый раз в первый «Я»

На деле эта вроде бы занятная история лишь подчёркивает вовсе не смешные проблемы как с качеством руководящих кадров, так и с дикой перегруженностью школ, виной чему давняя политика как раз шибко грамотного медведевского правительства. В том же Татарстане в начальные классы набивают по 26–30 детей. В среднем по России пока по 20.

Хотя при нынешней ситуации, похоже, не за горами появление «яшек», по аналогии с «ашками и бэшками», то есть учеников классов «Я». И даже Я-2 и Я-3, в случае если школьной системе перестанет хватать 33 букв алфавита.

Как иначе, если знать, что скоро 20 лет, как правительство в этой области работает по принципу: делай наоборот. Это началось не сегодня. В 2000 г. общее число школьников в РФ добралось до рекордных 20, 8 млн – это было эхо знаменитого горбачёвского пика рождаемости. В тот момент в нашей стране было 46 тыс. сельских школ, 23 тыс. городских, то есть всего 69 тысяч. Их хватало, число почти не изменилось с советского пика 1985 г., когда в стране работали 52, 5 тыс. школ на селе, 21, 5 тыс. в городах. Затем волна резко пошла вниз, потому что в школы пришёл мрачный демографический фронт из лихих девяностых. В 2010 г. в школах по всей стране насчитали только 13, 6 млн детей.

Государство не упустило случая сильно сэкономить на спаде. Чиновники всласть оторвались, занимаясь любимейшим процессом, который они называют оптимизацией. С 2000 г. эти оптимизаторы без лишнего шума закрывали по несколько сотен школ каждый год. Только в одном 2001 г. на селе уничтожили ровно 1 тыс. школ! Также от души проехались пилой по финансированию образования как такового. Если брать в доле от ВВП, даже сейчас в РФ оно на уровне 3, 5%, то есть как у самых нищих стран третьего мира. Причём показатель 2019 г. хуже, чем 10 лет назад, – в пиковом в этом плане 2009 г. правительство тратило на образование 4, 1% ВВП, с тех пор цифра лишь усыхала.

Оптимизаторы взяли хороший разгон и не останавливаются по сей день. В результате к 2019 г. в России осталось 24 тыс. школ на селе, 18 тыс. в городах. Значит, за все 19 лет государство закрыло почти половину сельских и четверть городских школ. Состояние оставшихся зданий таково, что в каждом 10-м нет центрального отопления! 13% зданий школ, то есть 5, 46 тыс., в нашей стране требуют капремонта, 550 – полностью в аварийном состоянии, 20% школ на селе лишены центрального водопровода и канализации. Что касается частных школ, на которые в своё время было немало надежд, они прижились разве что в пределах округов таких сельских образований, как Рублёвка и Жуковка. В целом по стране частные школы не делают ни малейшей погоды. На всю страну 800 частных школ, в них только 113 тыс. детей.

В общем, при нынешней власти лозунг «Всё для детей» – явно неактуален. Между тем спад, под предлогом которого резали по живому систему, давно миновал, детей в школах всё больше. В 2019 г. – 16, 2 миллиона. Уже сейчас мест не хватает, по данным Росстата, почти каждый пятый школьник с 1‑го по 4-й классы вынужден учиться во вторую или третью смену. Особый бред в том, что те, кто давал сверху отмашку на массовое закрытие школ, отлично знали, что будет дальше, т.к. цифры по рождаемости, а значит, и будущему числу школьников вовсе не секрет. Мало того, уже сейчас отлично видны контуры новой надвигающейся катастрофы. Демографическая волна опять резко пошла вверх, через 5 лет в школах снова будет 20 млн детей, если всё оставить как есть, дефицит мест достигнет 7, 4 миллиона.

 

Дрова преткновения

Теперь пройдёмся по проблеме от корней до вершины. В школу идут вообще-то за знаниями, но они не падают с неба, нужен хороший учитель. Увы, нынешняя российская система сложилась так, что есть несколько десятков золотых школ, с элитным налётом, особо щедрым госфинансированием, детьми непростых родителей и зарплатами директоров в десятки миллионов рублей в год. И многие тысячи остальных школ для простого народа. Кому интересен список этих особых, привилегированных учреждений, его давно без всякого стеснения ведёт Министерство образования. Мало кого удивит, что его Топ-500 на треть состоит из столичных заведений.

К простым учителям, тем, кто не занят детьми разнообразной элиты, отношение со стороны государства, мягко скажем, другое. Вообще в российских школах 1, 315 млн педагогических работников, но именно учителей из них только 1, 074 миллиона. Кстати, 84% – женщины, при этом 23%, практически каждый четвёртый учитель, старше 55 лет. Живётся им, в массе, очень несладко.

Тут первым делом приходит на память нашумевший звериноголовский бунт. Едва отгремели майские указы, обещавшие учителям по всей стране повышение зарплат до средних по регионам, как учителя многих тысяч школ по всей стране, в том числе средней школы в селе Звериноголовское Курганской области, столкнулись с совершенно другой реальностью. До 2014 г. дела у них шли ещё ничего, пусть и с изрядными переработками, – на руки набегало по 23–25 тыс. руб. в месяц. Потом ветер наверху резко поменялся, денег становилось всё меньше и меньше. К моменту, когда терпение полностью лопнуло и школа объявила забастовку, даже учителя высшей категории со стажем в четверть века, даже перерабатывая по 25 часов в неделю против положенных по закону 18, реально получали на руки 14, 7 тыс. руб. в месяц. Кроме потери 40% реальных доходов их окончательно добила отмена дровяной помощи от властей. В районе нет газа, раньше учителям от государства полагались дрова. Когда льготу отменили, оказалось, на топливо из усохшей до нищенских размеров зарплаты придётся тратить по 40 тыс. руб. в год.

Когда приехали чиновники из местного Курганского департамента Минобра, первым делом, как водится, попытались давить и брать на испуг. Помимо прочего заявили, мол, вы всё врёте, по всем цифрам зарплаты учителей в регионе давно, как велено указами, доросли до средних. На это получили в ответ коронную фразу: «Один ест мясо, другой – капусту. Вот и выходит, что в среднем все повально лопают голубцы». В Курганской области история для учителей кончилась благополучно, в итоге сняли шесть местных чиновников, начиная с того самого функционера Минобра. Но та же ситуация в десятках тысяч других школ.

Появились десятки леденящих фактов про школьное бытие. Вкратце, в основе оплаты – безумнейшая система. Раньше всё было просто, учитель отрабатывал положенные по закону часы, плюс капали повышенные сверхурочные за дополнительное время преподавания. Но с новой системой, которую Минобр постепенно, но верно внедрил по всей стране, учитель понятия не имеет, сколько он заработает. Потому что в расчётных листах появились многие десятки пунктов. Нарисовал с детьми стенгазету, провёл кружок или мероприятие на патриотическую тему – вот тебе столько-то баллов. Сдал вовремя кучу бумажной отчётности – вот ещё немного баллов насыпали. По задумке баллы должны конвертироваться в деньги, Минобр назвал это стимулирующими выплатами. На таких мелочах учителю может набегать до трети дохода, вот только далеко не у всех школ есть деньги на их оплату. А договоры составлены так, что по баллам можно и не платить. При этом каждый регион изобретает собственные зарплатные пункты, в некоторых число идёт на сотни. Хуже всего понижающие выплаты, скажем, требование, чтобы у 90% учеников не было двоек, иначе вычтут из зарплаты. И учителя массово завышают оценки.

 

 План всеобщего обмана

Но самое несправедливое – оплата базовой части, потому что в некоторых крупных городах час работы учителя оценивают в 500–800 руб., тогда как в других краях он же может стоить 50–100 рублей. В особо нищем Алтайском крае молодой учитель без стажа получает за свои обязательные 18 часов уроков в неделю менее 6 тыс. руб. в месяц. Тогда как в крупнейшем городе страны, где годовой бюджет разжирел до 2, 4 трлн руб., за ту же работу могут платить 60 тысяч. В целом, по данным крупнейшего педагогического профсоюза, нищенские базовые ставки приводят к тому, что более 80% учителей в РФ вынуждены брать по две нагрузки и больше, то есть отпахивают в классах по 36 часов в неделю и более. Это тяжело, потому что каждый час в классе это ещё плюс один дополнительный час на проверку домашних работ и контрольных. Как объясняют эксперты, сложившаяся система намеренно вынуждает к переработкам, она изрядно бьёт и по здоровью учителей и – разумеется – ещё сильнее по качеству их работы.

Главное, даже этого, со всей адской пахотой, в подавляющем большинстве регионов рядовому учителю не хватает, чтобы реальной зарплаты накапало до той самой средней, вписывающейся хотя бы в майские директивы. Хотя, по официальной статистике, всё прекрасно, практически все регионы рапортуют, будто давно добрались до заветной планки. Делается это по всей стране массово, совершенно нехитрым способом. Рядовые учителя получают по 20–30 тыс. в месяц, зато школьное руководство, в том числе завучи, в 3–4 раза больше. Начальство тоже записывают в преподавательский состав, в результате средняя по школе зарплата выходит весьма недурная.

В общем в школьной системе по всей России царят полнейший ад и дикое очковтирательство. Обычно пострадавшие склонны винить в своих бедах региональные власти, поскольку именно на них федеральный центр возложил обязанность содержать местные больницы и школы. Но, если разобраться, обвинение часто несправедливо. Важно понимать, как эта система устроена на самом высоком уровне.

Работает она вот как. В 2019 г. из всего общероссийского финансирования образования, как такового, федеральный бюджет выложил на стол только 19%. Конкретно: 598 млрд рублей. Из 3, 1 трлн руб. общих расходов, включая те, что на вузы и детские садики. При этом федеральные деньги пошли в основном вовсе не школам, а на щедрую поддержку университетов-витрин наподобие лояльнейших к властям МГУ и СПГУ.

Остальные 2, 5 трлн руб. должны где-то найти региональные и муниципальные бюджеты. А им без того кранты, их и так давно, как чугунной крышкой, прихлопнуло майскими указами, щедрость которых также оплачивалась из дырявых региональных карманов. Между прочим, чтобы выполнить высочайшие повеления, абсолютно всем регионам, кроме Москвы, пришлось залезать в огромные коммерческие долги. В результате за несколько лет заняли 2, 2 трлн рублей. Вероятно, губернаторы полагали, что, когда ситуация дойдёт до края, с возвратом поможет федеральный центр. Не тут-то было, помогли немногим, только тем, кто в самом отчаянном положении. Остальным в 2018 г. центр дал приказ возвращать многомиллиардные долги своими силами. Это теперь задача номер один, всякие социальные реверансы решили пустить по боку. По федеральному плану в 2019 г. регионы обязаны вернуть 5% накопленного долга, год спустя ещё 10%, дальше 20% и так по нарастающей. Так что местным властям скоро станет не до зарплат, не до школ, не до больниц. Как бы с таким раскладом ещё через несколько лет мы не досчитались очередной половины школ. А на фоне грядущего бума числа школьников классы с буквами Л, М, а то и Я – могут оказаться совсем не фантастикой.



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте