Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Экономика № 25(669) от 03.07.19 13+

Куда летит ОАК?

, 18:25 , Обозреватель отдела Промышленность

Сегодня стали достаточно прозрачны планы Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК) на ближайшее будущее. Худо-бедно, но происходит возврат к советской производственной линейке самолётов – от маленьких воздушных судов для местного авиасообщения до широкофюзеляжных дальнемагистральных лайнеров. То есть страна в перспективе будет способна при любом внешнеполитическом давлении обеспечить себя собственной воздушной транспортной составляющей.

 

Болевые точки

Они возникли там, где победил ультралиберальный подход к созданию новой авиационной техники. Там, где как мантру, как заклинание повторяли слова «международная кооперация». Это, конечно, «Сухой Суперджет 100» и МС‑21. Также в этот список можно внести Ту‑204 с двигателями ПС-90А2 и вертолёты: Ка-226, «Ансат», Ми-38. Все чиновники – от министра промышленности и торговли Дениса Мантурова до руководителей ОАК, «Вертолётов России» и Объединённой двигателестроительной корпорации (ОДК) – делали страшно удивлённый вид, когда Россия попала под санкции. Так они удивлялись в 2008 году после принуждения Грузии к миру и продолжают удивляться по сей день. Тогда «Пратт-Уитни Кэнэда» по приказу из Госдепа США отказалась поставлять двигатели для «Ансата» (РW-207K) и Ми-38 (PW-127T/e_SNbSS). Производственная и сертификационная программа этих вертолётов была изрядно заторможена. Ту-204, в двигателях которых имелась американская интеллектуальная собственность, не смогли поставить в Иран. А этот контракт мог серьёзно поддержать отечественный авиапром и «Туполева». Для наших самолётов и вертолётов с иностранными комплектующими, двигателями или интеллектуальной собственностью закрыты также Куба и Мьянма. Что уж говорить про «Суперджет» и иркутский МС-21, где доля зарубежных изделий непомерно высока. В 2014 году министр Денис Мантуров заявлял, что предполагаемая доля российских комплектующих в МС-21 – порядка 50%. К моменту серийного производства самолёта локализация (включая отечественные двигатели ПД-14) достигнет 80%. Сейчас МС-21 проходит испытания и сертифицируется с двигателями «Пратт-Уитни» PW1400G‑J. И только в следующем году на пятом построенном лайнере появятся ПД-14, с которыми он будет проходить цикл испытаний. Глава «Ростеха» Сергей Чемезов также не слишком обрадовал – поставки МС-21 заказчикам сдвинулись на год, первые самолёты для «Аэрофлота» сделают в 2021-м. Это в лучшем случае. Здесь тоже подвела «международная кооперация» – санкции Госдепа перекрыли поставки композиционных материалов для изготовления «чёрного крыла» из США и Японии. Того, что успели завезти, хватит всего на шесть самолётов. Что было, впрочем, для трезвомыслящих специалистов вполне предсказуемо. Сейчас в срочном порядке с помощью «Росатома» начинаем делать их самостоятельно, но эти материалы ещё надо доиспытать, сертифицировать – в авиации, тем более гражданской, мелочей не бывает.

Подсчитали – прослезились

В прошлом году ОАК построила всего 115 самолётов. Но из них только 35 гражданских. Остальные 80 – это боевые и учебно-боевые машины. При этом госкорпорация, начиная с момента основания в 2006 году, постоянно пребывает в состоянии структурных реформ.

L-410 – антагонист «Суперджета»

Как бы ни был хорош биплан Ан-2, но у однодвигательных самолётов, согласно международным нормам, есть существенное ограничение – не более 9 пассажиров. А Ан-2 рассчитан на 14 пассажирских мест! Правда, и Ан-2 с новым турбовинтовым двигателем и фюзеляжем, полностью сделанным из композиционных материалов, обещают поставить на производство в Улан-Удэ в 2020 году. Двигатель у самолёта импортный… Самолёт-демонстратор создан в СибНИА, уже два года летает. Возможно, его покажут на Международном аэрокосмическом салоне МАКС-2019 в Жуковском.

Есть симпатичный и хорошо известный в мире авиалайнер для местных линий L-410.Способен перевезти 19 пассажиров на расстояние до 1500 километров. Оснащён двумя импортными турбовинтовыми двигателями. Разработали его в 60-х годах прошлого века в Чехословакии, с 1969 года построили более 1200 единиц, экспортировался в десятки стран мира. Его рассматривают как базовый региональный самолёт. Он неприхотлив к качеству взлётно-посадочных полос, пользуется популярностью даже у парашютистов. В сентябре 2013 года «Уральская горно-металлургическая компания» приобрела чешского производителя самолёта Let Kunovice (Aircraft Industries) и стала единственным собственником Aircraft Industries. Сейчас производство самолёта локализовано на Уральском заводе гражданской авиации (УЗГА), его уже испытали с поплавковыми шасси, готовят вариант с лыжами. Как уверяют конструкторы, менять одно на другое будет необременительно. Завод обещает сдавать заказчикам по 20 самолётов в год. Как заявлял замминистра промышленности и торговли Олег Бочаров, «у чешских коллег в кооперации останется «жестяная работа» по планеру. Мы считаем, что её локализовать в России не нужно. А вся высокоинтеллектуальная производственная часть локализована в России». Так бы с МС-21 и «Суперджетом»!

Следующий региональный лайнер – Ил-114-300, его начнут серийно делать начиная с 2021 года. Эта машина полностью отечественная, о его долгом пути на производство в России «АН» писали регулярно. Сейчас для самолёта уже начали производить комплектующие, налаживается кооперация, точно известно, что его финишная сборка будет осуществляться в подмосковных Луховицах на мощностях РСК «МиГ». А там, глядишь, в Воронеже поднимут широкофюзеляжный Ил‑96‑400 и запустят в серию лёгкий военно-транспортный Ил-112.

Осталось в очередной раз поверить Минпромторгу, «Ростеху», ОАК, ОДК, что через пару лет наш гражданский авиапром будет выпускать в штуках не позорные 35 самолётов в год. И распутается с оковами «международной коооперации».

ВК-800 – надежда региональной авиации и вертолётчиков

В 1998 году на выставке «Двигатели» в Москве был показан макет ВК-800. С тех пор работы над ним шли ни шатко ни валко. И наконец благодаря санкциям дело завертелось. Этот турбовальный двигатель в диапазоне мощности 500–1000 л.с. может быть установлен почти на все импортозависимые самолёты и вертолёты – «Ансат», Ка-226, L-410, Ан-2. А заодно и на тяжёлые ударно-разведывательные беспилотники типа «Альтаир». Его заявленные характеристики позволяют это сделать, двигатель, по словам разработчиков, не уступает импортным аналогам.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram