Сельские радости
№ () от 17 апреля 2019 [«Аргументы Недели », Константин Гурдин ]
В последние годы в российской экономике ничто не радует так, как сельхоз. Пока автопром закрывал заводы, нефтяники сокращали добычу, «Роскосмос» терял ракеты и руководство, аграрии шли напролом, собирая рекордные в истории урожаи, и совершали невероятные кульбиты, на многих фронтах буквально за пару лет наращивая продовольственный вал в разы. Дошло до того, что уже второй год, как поставки продовольствия за рубеж превратились в крупнейшую статью российского экспорта после нефти и газа. К апрелю 2019-го Росстат наконец подвёл официальные сельскохозяйственные итоги прошлого года. Цифр выложили море, что в них поражает, что не очень?
Валовая мощь
С чего начать рассказ о селе –вопрос риторический. В России и хлеб всему голова, и само выражение «урожай» воспринимается прежде всего в плане сбора зерна. Так вот, этот урожай, по самым свежим, уточнённым в апреле данным, в прошлом году добрался до 113, 2 млн т, причём 72 млн т из них пришлось на пшеницу.
Это ни много ни мало 10‑я часть всего мирового хлебного сбора. Мы крупно обошли США, которые в прошлом году намолотили только 51 млн т пшеницы. Канада, наш давний северный хлебный соперник, который год позади, в 2018-м она едва набрала 30 млн тонн. В плане общего производства пшеницы мы третьи, после Индии и КНР зато у нас давно и прочно почётное звание крупнейшего мирового хлебного экспортёра. Россия захватила 21% мирового рынка хлебных поставок, ближайшие соперники США и Канада, набрали только 13–14%, Франция – 10%. В прошлом году экспортный хлеб принёс нам 8, 4 млрд долл., то есть более полутриллиона рублей.
Разумеется, сейчас разнообразные аналитики вовсю строят зерновые прогнозы на 2019 год. Ждут, что год будет лучше прошлого, пока основные предсказания ходят в коридоре от 121 до 126 млн тонн. Хотя главный эксперт, Минсельхоз, как водится, осторожничает, обещает общий сбор в 118 млн т при росте посевной под зерновыми на 5%, до 80, 5 млн га.
С одной стороны, конечно, цифры не те, что поражали в ошеломляющем, лучшем за все времена урожае 2017 г., перевалившем за 135, 5 млн тонн. Тем не менее прошлогодний сбор по факту очень неплох, третий по величине в новейшей истории. Урожай 2019-го грозит стать вторым. Чтобы ощутить[end_short_text] всю мощь грядущих валовых сборов, достаточно взглянуть на мрачные призраки прошлого. Напомним, в середине-конце 1990‑х. урожаи падали до 60–70 млн т, в 1998 г. сбор вообще просел до катастрофических 47, 7 миллиона. Пшеницы тогда собрали менее 27 млн т, то есть в 2, 6 раза меньше, чем в прошлом году. Такого жуткого урожая не было даже в огненном 2010 г., с его почти фронтовыми сводками о страшных потерях от засухи и общим итогом в 61 млн тонн.
Если копнуть в глубину зерновых, взглянуть на что-то ещё, кроме хлеба, окажется – в РФ очень круто растёт кукуруза. В разгаре явная вторая молодость царицы полей. Надо сказать, в 1990-х гг. кукуруза впала в немилость, сборы рухнули до 1 млн т, в 1994 и 1998 гг. проседали до 800 тысяч. Как объясняют эксперты, у аграриев эта культура долго была падчерицей пшеницы. Если просто, кукурузу собирают позднее, поэтому нужна интенсивная сушка, вдобавок урожайность ниже, чем у пшеницы. В результате затраты на кукурузу заметно выше, тогда как цена за тонну такая же.
Дела постепенно пошли на поправку на переломе веков, к середине нулевых мы пришли с кукурузным урожаем в 3, 5 млн тонн. Этого всё равно было мало, т.к. потребление кукурузы почти вдвое выше, порядка 5, 8 млн т в год. Теперь держитесь: сбор прошлого года – 11, 4 млн т, то есть в 12 раз больше самых печальных исторических цифр по этой культуре. Мало того, в 2017 г. кукуруза добиралась до невиданной исторической высоты, перевалившей за 15 млн тонн. Это серьёзный перебор по сравнению с тем, что реально съедают в РФ. В результате кукурузные реки переполнили берега и активно пошли на экспорт, в прошлом году мы отгрузили кукурузы на 305 млн долл. Турции, на 214 – Ирану и 188 млн долл. – Южной Корее.
Культурная революция
Можно сказать, в РФ на дворе золотой век кукурузы. Впрочем, так же как сои и риса. Хотя мы не самая рисовая страна, урожаи второго хлеба вымахали втрое, с 320 тыс. т образца середины 1990‑х гг. до прошлогоднего 1, 038 млн тонн. Страшно сказать: РФ начала поставки риса на экспорт! Притом что эту культуру у нас растят на очень малой площади, в основном в Краснодарском крае. Соя и вовсе уже десятилетие, как стала аграрной идеей фикс, поскольку считается, что у неё безграничный рынок сбыта в Азии. Тут сборы подтянулись до ощутимых 3, 4 млн т, притом что в начале нулевых стартовали с планки менее миллиона. Впрочем, соевый рекорд советских времён пока не побит, в РСФСР в 1990 г. собрали 4, 922 млн т, чуть не дотянувшись до знаковой вершины, соевого пятимиллионника. Так что реальные достижения тут ещё впереди.
Самое замечательное, 10‑кратный и более рывок в урожаях даётся при заметно более скромном росте земли под посевами. Например, под кукурузой сейчас 2, 45 млн га, тогда как в провальных 2000-х гг. засеивали около 1 млн га. Хотя в этом плане образцом всё равно стала пшеница. Посевы под ней в целом стабильны третье десятилетие, что в 1990-е, что в 2000-е, было по 24–25 млн га. Сейчас – 25–26 млн га, с отдельными попытками по некоторым годам прорваться до 27 миллионов. То есть по площади мало что изменилось, зато сборы ровно с того же жизненного пространства за 18 лет в среднем вымахали в два раза.
Само собой, не бывает абсолютно всё хорошо. Не всем культурам в новые времена повезло так, как кукурузе и хлебу. Если по забавным мелочам, в РФ совершенно не растут урожаи чая и цитрусовых! Цитрусовые, к слову, можно назвать поразительным оплотом стабильности, последние 25 лет Росстат что ни год фиксирует один и тот же урожай – ровно 100 тонн. Между прочим, в 1990 г. было в шесть раз больше.
С чаем вообще незадача. Чайного листа в прошлом году собрали каких-то 500 т, хотя ещё в начале нулевых урожаи переваливали за 1 тыс. т, в рекордном 2004 г. сбор добрался до 1, 3 тысячи. Также по какой-то причине плохи дела с хмелем, сборы безобразным образом рушатся год от года. В 2018 г. хмельной урожай скатился к ста тоннам, хотя за 10 лет до этого было впятеро больше, в 1990 г. хмеля в нашей стране собрали под 3 тыс. т, то есть в 30 раз больше нынешнего. Конечно, всё это глубоко непрофильные для России культуры, так что повод для волнения невелик. Хотя, например, собственных лимонов могли бы выращивать в десятки раз больше, спрос на них огромен. В 2018 г. лимонный импорт в РФ добрался до 250 тыс. т, выше из цитрусовых по спросу только апельсины и мандарины, которых покупают по 450–500 тыс. тонн.
Куда серьёзнее ситуация с двумя другими культурами. Рожь и овёс, некогда два из трёх опорных столбов зернового рынка, в откровенном загоне, урожаи рухнули напрочь. По ржи стоит взглянуть на три временные точки: в 1990 г. собрали 16, 4 млн т, в 2000 г. было 5, 4 млн т, тогда как в 2018-м ржаной сбор едва добрался до 1, 8 миллиона. Падение восьмикратное, и год от года растят всё меньше. В Минсельхозе на это разводят руками, говорят, культура невыгодная, мало востребованная, на экспорт её не продашь. Примерно та же участь постигла овёс, хотя с ним катастрофа не настолько глубокая. Культура известная как отличный корм для лошадей, сдала с 12, 3 млн т образца 1990 г. до 6 млн т в 2000 г., в прошлом году сбор был 4, 7 миллиона. Тут всё прозрачно, в конкуренции за посевные земли, а это весьма ограниченный ресурс, особенно самые плодородные, выигрывают те культуры, что прибыльнее, то есть кукуруза с пшеницей.
Кроме того, в хозяйствах, даже самых крупных, всегда есть фокус внимания, точки на которых концентрируют основные ресурсы. Сейчас кроме зерновых экспортного направления это овощи. Разумеется, тут всё идёт с прицелом на собственный рынок. Эксперты обращают внимание: в РФ шестой год подряд идёт огромная, во многом незаметная внешне работа по созданию собственной гигантских масштабов овощной индустрии. Промежуточный итог таков: за последние 5 лет урожаи тепличных овощей в России выросли на 50%. Если в 2013 г. огурцов-помидоров и пр. в теплицах собрали 600 тыс. т, в 2018 г. сбор превысил 920 тыс. т, на 2019 г. прогнозируют рывок до 1, 2–1, 3 млн тонн! Люди заняты делом, простым языком, пользуются моментом и вытесняют импорт. При этом даже 1, 3 млн т – только начало, в масштабах страны овощная задача настолько огромна, что тут уйдут годы, если не ближайшее десятилетие. Потому что спрос на овощи в нашей стране не просто гигантский, порядка 15 млн т в год, вдобавок, если будет чем закрыть потребности, он, по разным прогнозам, может вырасти до 18–25 млн т в год. Тут поле для бешеного роста, огромных проектов и, само собой, новых рекордов.