Плата за тепло по факту: ожидания скептиков не оправдались
№ () от 23 мая 2018 [«Аргументы Недели Иркутск», Олег Усов ]
В Иркутской области завершен очередной отопительный сезон. В этом году для более чем 300 тысяч собственников квартир в Иркутске, Ангарске и Усолье-Сибирском он был экспериментальным. В этих городах с осени прошлого года плата за тепло начисляется по факту потребления, а не по усредненному показателю, как было раньше. Такое решение приняли местные органы власти, а энергетики и социальные службы сделали все возможное, чтобы нововведение не испортило жизнь гражданам. Как показали предварительные итоги, переход на другую систему оплаты прошел ровно.
Напомним, в Иркутске, Ангарске, Усолье-Сибирском и ряде районов области местные власти приняли решение внедрить новую систему платы за тепло для граждан. В отличие от прежней, когда необходимо было платить равными суммами ежемесячно, теперь размер счета за тепло в квитанции зависит от того, насколько холодно за окном. Так, с декабря по февраль оплата будет самой высокой, в конце весны и начале осени — низкой, а летом и вовсе платить ничего не придется. Другие муниципалитеты платят за тепло равными долями в течение года. По итогам года суммы равны, разница только в графике платежа. Право выбирать между этими двумя схемами дает федеральное законодательство — постановление Правительства России №603 от 29 июня 2016 года. Власти вышеуказанных городов посчитали, что новый принцип оплаты, называемый также 1/9, будет выгоднее для людей, чем прежний — 1/12.
Отопительный сезон в регионе уже закончен. Представители сбытовых компаний и управляющих организаций оценивают, насколько прижилось нововведение по оплате.
«На старте внедрения новой системы оплаты, то есть осенью прошлого года, мы участвовали в круглых столах совместно с представителями муниципальной власти, депутатами, общественниками. Звучали опасения, что новая система может быть неэффективной, — вспоминает заместитель директора по сбыту ООО «Иркутскэнергосбыт» Андрей Харитонов. — В настоящее время по факту завершения сезона мы видим, что опасения не оправдались. Во-первых, свои обязанности своевременно и в полном объеме выполняли социальные службы, выплачивающие гражданам субсидии на оплату ЖКХ. Во-вторых, у нас не зафиксирован рост просроченной задолженности — это свидетельствует о том, что люди разобрались с нововведением благодаря разъяснительной работе, привыкли к нему и перестроили модель расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг».
Позицию энергетиков о благополучном внедрении новой системы оплаты разделяет и генеральный директор межрегиональной ассоциации СРО «Содружество ЖКХ» Михаил Дамешек. Он отмечает, что управляющие компании не сталкивались с жалобами и недовольством населения. По его словам, управляющей компании по большому счету все равно, по какой системе потребитель платит ресурсоснабжающим организациям деньги за коммунальную услугу отопления. Оплата отопления по факту удобнее для людей, потому что более прозрачна. При оплате же по среднемесячному начислению возникают вопросы. «Например, почему летом отопления нет, а плата взимается? Еще часто задают вопрос, почему большие суммы возникают в платежных документах при ежегодном перерасчете оплаты за отопление по показаниям прибора учета», — приводит Михаил Дамешек список претензий к прежней системе оплаты.
По его мнению, оплата отопления по факту понятна людям, и когда она была введена, органы власти и различные службы провели огромную разъяснительную работу. Зато теперь управляющие компании в феврале-мае фиксируют гораздо меньше обращений, связанных с перерасчетами.
В государственной службе жилищного надзора Иркутской области также фиксируют, что жалоб от жильцов многоквартирных домов тех муниципалитетов, где с 1 сентября 2017 года состоялся переход на новую систему платы за тепло, не поступало. «Предварительные расчеты службы государственного жилищного надзора по росту платы за коммунальную услугу «отопление» в связи с переходом ряда муниципальных образований на оплату «в течение отопительного периода» оправдались: в самые холодные месяцы года сумма в платежном документе вырастет не более чем вдвое. Но при этом в летние месяцы 2018 года плата за тепло в платежном документе будет отсутствовать», — комментирует руководитель службы Александр Проценко.
Эксперты констатируют: плата за тепло по факту произвела положительный сдвиг в вопросах энергосбережения. Люди на практике увидели, что чем холоднее, чем хуже подготовлены дома к зиме, тем выше оплата. Как отмечает Андрей Харитонов, нововведение оказало большое влияние на собственников. Прозрачная схема начисления платежей заставила все больше людей задумываться об оптимальном режиме работы тепловых пунктов в многоквартирных домах, об эффективном энергосбережении. В адрес специалистов ООО «Иркутскэнергосбыт» поступает все больше вопросов на тему «Что делать, если зимой происходит потепление, а батареи остаются горячими».
«Мы консультируем граждан, призываем их к более тесному взаимодействию с управляющей компанией. Это важно, в первую очередь, по экономическим причинам. Ведь если обслуживающая организация ненадлежащим образом эксплуатирует общедомовой прибор учета, то он выходит из строя и жители платят за тепло по нормативам. А это как минимум на 20% дороже, чем по факту потребления по показаниям приборов учета», — предупреждает Андрей Харитонов.