> Пять миллионов под килем - Аргументы Недели

//Экономика 13+

Пять миллионов под килем

№  () от 28 марта 2018 [«Аргументы Недели », Константин Гурдин ]

Улов 2017 г., подскочивший до 4,9 млн т, превзошёл самые светлые прогнозы и поставил новый рекорд за последние 20 лет. В результате в рейтинге крупнейших мировых добытчиков рыбы мы поднялись на четвёртое место. Предыдущий 2016-й год тоже был рекордным. Что ждать в 2018-м, будет ли новое достижение?

Шанс-106

Росстат обнаружил приличный рост рыбной переработки, за три первых месяца подскочивший до 891 тыс. тонн. Особо феноменально – на 53% подпрыгнул выпуск рыбных консервов, по филе тоже неплохо, тут рост на 20%. То есть мы наблюдаем именно то, за что так долго боролась лучшая часть правительства, в своё время спохватившаяся, что российская рыба, точно так же как сырые нефть или лес, миллионами тонн за копейки уплывает на переработку в Китай и Корею, которые собирают все прибыли.

Разумеется, порадовали рыбаки по части добычи. Особый рыбный прорыв в 2018 г. случился в Баренцевом море, где в марте развернулся сезонный лов мойвы, которой уже привезли на берег 60 тыс. тонн. Это ни много ни мало на четверть больше[end_short_text] показателя прошлой путины по этой рыбе. Кстати, мойву в российских водах ловят далеко не каждый год, в 2016 и 2017 гг. её берегли и не добывали.

В Охотском море в марте вовсю ловят сельдь и минтай. К 20-м числам в Охотском на вахте 207 судов, из них семь – на креветке, 17 – на крабе. Кстати, крабов к концу марта добыли 3, 5 тыс., что почти на тысячу тонн больше прошлогодней путины. Всего в 2018-м краба обещают 35 тыс. тонн. Тут у рыбаков особая гордость, в 2018 г. на вахту вышел первый в России крабовый процессор. Это новое судно с примечательным именем «Шанс‑106». Оно первое и пока единственное на нашем флоте способно вести придонную добычу на огромных глубинах, сейчас работает на 2, 5 километра. Дело стоит того, поскольку на таких ранее недостижимых дистанциях водится труднодосягаемый и особо ценный краб-стригун. Что до северной креветки, её вылов к марту вырос на 330 тонн. Правда, в целом пока в России он скромный, за год ожидается около 3 тыс. тонн. Тут тоже всё упирается в корабли, нужно давно и срочно строить современные креветколовы, не хуже, чем у норвежцев или корейцев, но пока таких только два на весь огромный российский рыболовецкий флот.

Но главная добыча в Охотском, конечно, не краб и не креветка. Что они рядом с минтаем и сельдью! При этом хотя год для минтая выдался сложный, по добыче ожидался приличный отлив, пока рыбаки ухитряются идти практически нос к носу с прошлым годом. Сельди наловлено 60 тыс. т, минтая – полновесные 630 тыс. тонн. Надо сказать, Охотское море коварное, нашему крупнотоннажному флоту в нынешнем сезоне сильно мешают необычайные штормовые ветра, вдобавок на Севере в 2018‑м очень далеко разрослись и шапка, и шлейф тяжёлых арктических льдов. Так что на сей раз охотоморскую экспедицию не пускают на самотёк, к ней отрядили особое судно-спасатель по имени «Преданный». 3 января, когда в переделку попал морозильный траулер «Юго-Восток-1», спасатель пригодился по полной. Судно с экипажем 84 человека намотало на винт швартовый трос и потеряло ход недалеко от Камчатки. Одновременно в том же районе, в 40 км, в аварию попал рыболов «Виктория». Спасатели успели к обоим.

 

Рыбный километраж

В общем, похоже, по рыбе год задался. Если взглянуть на ситуацию в целом, трудно поспорить: почти 5 млн т прошлогоднего лова – тоже очень неплохо. Достаточно сравнить цифру с 2–3 млн т, которые в среднем мы вылавливали в 2000‑е. С другой стороны, советские показатели были несравнимо выше. Например, в 1976 г. впервые в истории наловили больше 10 млн т, к 1990 г. вышли на 11 миллионов. Но за этими рекордами стояла работа самой мощной в мире рыболовной эскадры. Кроме родных вод она работала во всех мировых океанах и была предметом лютой зависти для остальных государств. Мало того, на рыбный промысел в те годы работала лучшая в мире, мощнейшая отраслевая наука. Шутка ли, пять специализированных рыбных, по числу основных рыболовецких бассейнов в стране. Вдобавок в СССР не скупились на разведку новых рыбных ресурсов – по всей планете, со спутников и научных судов. Ни в одной другой стране близко не было ничего подобного. Хотя сейчас тот опыт копируют КНР и Корея.

Так что в глобальном плане по рыбе мы пока догоняем, хотя сделано много и многое в отрасли подтянулось. Скажем, по всей стране, от северных морей до Дальнего Востока, пятый год подряд идёт масштабная реконструкция рыбных портов и причалов. Новый свободный порт Владивосток вообще получил 1, 2 млрд руб. на новые рыбные мощности. Наконец построили долгожданный рыбный холодильник-гигант на 50 тыс. тонн. Без него дико тормозилась разгрузка судов, которые в путину эшелонами прибывают к Большой земле.

Для Дальнего Востока не поскупились на программу по крупнотоннажным траулерам для минтая и сельди, как отдельно оговаривается, длиной не менее 80 метров. Они станут теми самыми фабриками в море, о которых мы почти забыли с советских времён. Для Северного бассейна строятся среднетоннажники длиной не менее 55 метров, при этом регион наконец получит корабли, способные доставлять на берег свежий улов. Напомним, до недавнего времени почти 20 лет огромный рыбный порт Мурманск не видел свежей рыбы.

Вообще по рыбе сейчас поразительно много хорошего. Что говорить, если за последние 10 лет уловы поднялись на 48%, то есть почти в 1, 5 раза, с 3, 3 до 4, 9 млн тонн. Сразу трудно поверить, но факт необычайно приятный: даже сама по себе эта прибавка в 1, 6 млн т рыбы больше, чем весь годовой лов 255 из 270 стран мира.

Самое замечательное – рыбный переворот, свершившийся в нашем опорном рыбном крае – на Дальнем Востоке. Теперь более половины дальневосточной рыбы отгружают в свою страну. Кроме того, пошли долгожданные подвижки по технической части. По данным Росрыболовства, только за последние семь лет в обновление российского промыслового флота вложили более 45 млрд рублей. Впервые за четверть века на морских берегах РФ начали строить по-настоящему крупные перерабатывающие предприятия.

 

Флагманы XXI века

Самое удивительное, оно же поразительное: планы на ближайшее будущее. 27 марта 2018 г. пришла отличная новость – до правительства наконец достучались и почти пробили долгожданную Стратегию развития рыбной отрасли до 2030 года. Она пока не принята, блуждает в лабиринтах министерских согласований. Так что официальные лица немногословны, известны только три ключевые задачи. Номер один – 12‑летний непрерывный рост российской рыбной экономики РФ минимум на 5% в год. В итоге к 2030 г., если всё выйдет, как задумано, отрасль ждёт удвоение.

Обещают и второй этап развития рыбной переработки, по технологиям и объёмам хотя бы до уровня Южной Кореи. Наконец, на горизонте замаячил полностью новый флот, по сути, в масштабах страны, заново построенная машина рыбной добычи, механизм с удвоенным КПД. Про будущие флагманы флота официально пока особо не распространялись. Но было сказано главное: «Будем строить суда, способные добывать и перерабатывать в два раза больше по сравнению с любыми существующими аналогами».

Так что по крайней мере в отрасли определились с маршрутом, знают, куда плывём. Тут реально открываются потрясающие горизонты, запас по росту невероятный. По расчётам экспертов, даже в собственных водах, в той самой национальной 200-мильной зоне, РФ легко может нарастить вылов до 7–8 млн т в год. Одно это вывело бы нас на третье место в мире после КНР и Перу, мы с огромным отрывом обогнали бы США и Японию.

Кроме того, остаётся второй огромный рыбный ресурс – лов в Мировом океане. Если построить достаточное число судов, способных ходить в мировые рыбные рейды, это добавит 1, 5–2 млн т годовой добычи. У России появятся свой тунец и вкуснейшая рыба-меч, на прилавки массово вернётся уникальная ледяная рыба.

Есть куда расти и переработчикам рыбы. Стыдно сказать, комбинаты у нас по сей день выбрасывают горы рыбной муки и рыбного жира. Расскажите об этом китайцам, умрут со смеха. Продукты считаются отходами производства только потому, что у многих перерабатывающих предприятий банально нет современного оборудования для их переработки.

Что в итоге? По статистике, каждый житель РФ в среднем получает около 23 кг рыбы в год. Почти 2 кг в месяц. Правда, если покопаться глубже в данных Росстата, окажется, настоящей рыбы в этой цифре только 14 кг, остальное – всякие малополезные крабовые палочки, снеки, копчёности и т.п. Для сравнения: картошки по весу в нашей стране едят в 2, 7 раз больше, чем рыбы, хлеба – в 4, 3 раза. Такого малополезного продукта, как сахар, за год в России в среднем съедают почти 30 кг на каждого.

Если улов поднимется хотя бы до 7 млн т в год, а это не за горами, только за счёт собственной рыбы Россия сможет поднять потребление в 1, 5 раза. Глядишь, даров моря в нашей стране будут есть больше, чем птицы, которой тоже приходится по 23 кг на человека в год. А с новым уловом сильно раздутые магазинные цены на рыбу если не рухнут, хотя бы придут в чувство.

 



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте