Мясная волна
№ () от 10 января 2018 [«Аргументы Недели », Константин Гурдин ]
В начале 2018 г. Евросоюз внезапно устроил свиной скандал, пытаясь через ВТО отжать с России штраф, эквивалентный 100 млрд рублей. Во столько оценили потери европейских хозяйств, оставшихся не у дел после отказа РФ закупать их свинину. По правде, дело даже не в санкциях. ЕС просто смыло с нашего рынка мясной волной, которая поднялась в России с началом бешеного роста собственного производства. Мало того – с момента принятия санкций изменилась картина с импортом продовольствия, который в сытые годы достиг ужасающих масштабов.
Новые времена
Ещё в начале санкционных событий глава государства сделал ключевое заявление по аграрному вопросу. «В ближайшие 5 лет мы должны полностью обеспечить независимость по всем основным видам продовольствия. Затем Россия должна стать крупнейшим в мире поставщиком продуктов питания», – сказал президент. Цель ставили на 2020 г., оказалось, она куда ближе.
Последние годы мы невероятно быстро продвигаемся к заветной отметке. Аграрные новости – давно одна из основных экономических тем, способных сильно поднять настроение. Например, зерновые буря и натиск 2017 г. долго не сходили с заголовков на первых страницах. Ещё бы, мы стали номером один в мире, окончательно вытеснили Канаду, США и Австралию с мирового хлебного пьедестала.
Что касается импорта, которым так озаботился Евросоюз, сравните такие цифры. В 2012 г. Россия закупила за рубежом 527 тыс. т мяса птицы, в 2017 г. завезли менее 210 тыс. тонн. Удар по привозному товару внушительный, разница ровно в 2, 5 раза. Самое приятное, голодным, мягко скажем, никто не остался: выпавший импорт с огромным запасом перекрыл рост собственного производства курятины. За те же шесть лет выпуск вымахал с 3, 6 до 4, 93 млн тонн. На фоне этой горы импорт ничтожен, около 4% от внутреннего российского производства.
С собственной свининой всё не менее приятно: с 2012 г. производство рвануло вверх с 2, 56 до 3, 5 млн тонн. Само собой, импорт сжался, в 2017 г. не превысил 300 тыс. тонн. Это всего 8, 5% от собственного производства. Для сравнения: 10 лет назад привозная свинина занимала треть нашего рынка, в конце 1990-х доходило до половины.
В целом по всем видам мяса, включая говядину, с выпуском которой у нас пока не всё гладко, с 2010 по 2017 г. импорт рухнул более чем вдвое – с 1, 4 млн т в год до 600 тысяч. По самым скромным подсчётам, за счёт этого Россия теперь экономит не менее 150 млрд руб. в год!
Эти деньги достались нашим хозяйствам, на них поднимают поля, разбивают сады и строят новые фермы. Вот только одна, но убойная цифра. В 2017 г. общий объём новых аграрных проектов в России превысил полтриллиона рублей. При этом весь объём производства в агросекторе превысил пять триллионов.
Главный свиновод Европы
Если взглянуть на ситуацию с высоты, первым бросится в глаза такой яркий факт. В прошлом году Россия вышла на пятое место в мире по производству свинины, на четвёртое – по птице. Мы – очень крупный производитель даже на фоне таких титанов, как Индия и Китай, которым нужны эвересты курятины, чтобы прокормить полуторамиллиардное население.
Россия давно восстановила силы, мясное дело приобрело подобающие размерам страны масштабы. Сейчас в нашем аграрном арсенале более 500 млн кур, 22 млн овец, 8, 5 млн коров. Да, не все цифры пока дотягивают до рекордных советских, но точно гораздо лучше того, что творилось после 1995 г., когда село вошло в 10-летнее затяжное пике.
Есть что припомнить по свиному импорту. На пике распада отрасли – в 1998 г. мы завезли из-за рубежа сумасшедшие 850 тыс. т свинины. Даже Китай никогда не закупал это мясо в таких количествах.[end_short_text] При этом в худшие для российского сельхоза времена общий импорт мяса зашкаливал за 1, 7 млн т в год. Только после введения санкций, четыре года назад, впервые за последние 20 лет РФ прошла важную черту, завезла менее миллиона тонн разнообразных мясных продуктов.
Что касается российских успехов по свинине, мы сами потихоньку осваиваемся на мировом рынке. В 2016 г. РФ впервые массово отправила её на экспорт в Иран, Китай и Вьетнам. Как подтверждают эксперты, мясной экспорт России не показуха, речь о серьёзных масштабах. Скажем, наши поставки говядины и свинины в Китай за три года выросли втрое, до 6 тыс. тонн. Главное – это уникально выгодный экспорт, потому что в Азии пользуются огромным спросом экзотические для нас части туш, скажем, там готовы вдвое дороже платить за пятачки и хвосты.
В целом отечественное поголовье свиней давно перевалило за знаковую черту 20 миллионов. По этому показателю мы уже на треть обгоняем Францию. Хотя всё ещё отстаём от Германии, главного свиновода Европы. В целом довели стадо до половины от бразильского. То есть, если не растерять нынешние темпы роста, РФ остались считаные годы, чтобы дотянуться до страны, которая носит титул крупнейшего экспортёра свинины в мире. Между прочим, в самых передовых хозяйствах себестоимость производства свинины у нас уже ниже, чем у Бразилии.
В общем, свиноводство давно превратилось в индустрию мировых масштабов. Вот пример: крупнейшее хозяйство страны скромно заявляет, что его мощности достигли 500 голов в час, 3 млн в год. Правда, это совокупная производительность 28 комплексов. По птице считать в головах вообще нет смысла, достаточно упомянуть, что 6 млн т российского годового производства курятины – это вес пирамиды Хеопса, или примерно 20-я часть веса всего населения планеты.
Мясное будущее
Если брать в исторической перспективе, мяса мы ели настолько же больше, насколько лучше зарабатывали. Вот общие цифры: с 2003 по 2013 г. потребление мяса в РФ росло непрерывно. За это время оно вымахало с 7, 7 до 10, 8 млн т в год. То есть почти в 1, 5 раза. Конечно, с момента резкого нефтяного обвала многим стало не до буженины и вырезки. Даже приличные сосиски теперь не всем по карману. С 2014 по 2017 г. спрос на самое дорогое мясо – говядину – в целом просел на 12%.
Что в итоге? Не важно, как в дальнейшем сложится ситуация с нефтью и прочим сырьём. Наша экономика по-любому расправится и пойдёт в рост, мы уже в полушаге. Значит, и выпуск мяса будет только расти. Их трёх основных рукавов – говядины, свинины и птицы – самими прибыльными останутся хрюшки, самыми перспективными, конечно, коровы. Вот на что надо делать упор в ближайшие 10 лет. РФ должна минимум в 1, 5 раза нарастить производство говядины. Задача непростая, но реальная, с простыми мясными проблемами справились, пора двигаться дальше. Кстати, по говядине уже сейчас есть чему радоваться.
Ещё пять лет назад всё российское потребление самых качественных сортов этого мяса, тех, что идут, например, на стейки, было менее 3 тыс. т в год. Причём на 80% мясо было привозным, плыло из США и Австралии и поступало в основном в рестораны, где его подавали по невероятным ценам. То есть народ хорошей говядины, по сути, даже не видел. Уже в 2016 г. собственное российское производство самых качественных сортов говядины превысило 10 тыс. т, пробив знаковую планку, в 2017 г. производство рвануло до 12 тыс. тонн. При этом цены упали настолько, что завозить импортные стейки стало невыгодно, зато простой народ хоть изредка, но всё же может позволить себе лучшее мясо. Конечно, процесс только в начале, нужны новые гигантские вложения, но деньги явно найдутся. Подсчитано, что за последние 15 лет в развитие только одного птичьего и свиного дела в масштабах РФ вложены внушительные 5 трлн рублей.
Наконец, свинину, на которой так переклинило Евросоюз, конечно, тоже не забудут. Про свиной бизнес вообще ходят легенды, владельцы крупнейших аграрных компаний не раз признавали, что в лучшие годы прибыль от свиноводства зашкаливала за 50%. Казалось бы, свинины в России сейчас так много, что дальше только на экспорт. Это само собой, но и внутри страны есть куда расти. Как объясняют эксперты, примерно до 2025 г. будет идти подъём спроса на этот вид мяса. Затем настанет самое интересное. Как предсказывают аналитики, население России массово распробует качественную говядину, выпуск которой к этому моменту наконец наладится. Мы войдём во вкус и всё больше будем переключаться на неё со свинины и птицы.