Аргументы Недели → Экономика № 47(589) от 29.11.17 13+

Даёшь кадровую контрреволюцию!

Идиоты и ворюги надоели до смерти!

, 20:01 , Обозреватель отдела Промышленность

Кадровую революцию мы уже видели и прочувствовали, в том числе на собственной шкуре. Странные руководители, которых иначе как «топ-менеджерами» не называют, зарабатывают миллионы и системно, с озабоченным выражением на лицах, проваливают всё подряд – от гособоронзаказа до прямых поручений президента. В самых одиозных случаях они получают шумную отставку и почти сразу всплывают на не менее хлебных должностях. Уже с добавкой к характеристике – «опытный» управленец.

Гнусно потеряли «Метеор-М»

Ракета-носитель «Союз-2.1б» отработала штатно – в её основе знаменитая Р-7 С.П. Королёва, за полвека отработана и модернизирована «до звона». Что радует, хотя бы потому, что «Союзы» – ещё и основа российской пилотируемой космонавтики. Их надёжность позволяет поддерживать работоспособность МКС и раздувать щёки чиновникам – вот мы какие! Это, правда, ненадолго, американцы всерьёз взялись за пилотируемые программы, и очень скоро наступит день, когда на международную станцию полетят астронавты с мыса Канаверал. Они с полным правом считают МКС своей собственностью, станция строилась на американские деньги. Наше участие – технологии, поддержание работоспособности и «извоз» на орбиту и обратно. Благовещенский епископ Лукиан освятил ракету-носитель перед стартом, но, видимо, до разгонного блока и груза не дотянулся. Без окропления святой водой «Фрегат» подвёл, и теперь 19 космических аппаратов изучают глубоководных рыбин где-то на дне океана. Главная потеря – почти трёхтонный (2800 кг) спутник Росгидромета «Метеор‑М», остальные 18 – это малые так называемые «наноспутники» российские и зарубежные. Они наверняка застрахованы, их владельцы, конечно, огорчены. А без второго «Метеора» (первый уже три года работает на орбите) прогнозы погоды точнее не станут.

И тут же посыпались версии от источников в ракетно-космической отрасли. Некий пресс-секретарь бесполо пробубнил какую-то галиматью про человеческий фактор, ошибку в программе управления разгонным блоком. Про комиссию по расследованию. Но в основе, уверен, – это результат кадровой революции последних десятилетий. И таких пресс-секретарей вместе с их начальниками давно пора самих отправить на комиссию, связанную с профессиональной компетентностью. Время придёт. А пока на предприятиях «Роскосмоса» на шее одного рабочего, непосредственно занятого в производстве и сборке космических аппаратов и ракет, сидит сонм начальников. С зарплатой раз в пять больше. На должности, где инженерное образование и опыт работы в цехах необходимы, назначаются люди со стороны. Кто такой по трудовой биографии генеральный директор «Роскосмоса» Игорь Комаров? Экономист, банковский специалист, в 2009 году оказавшийся на посту руководителя АвтоВАЗа, откуда в 2013-м переехал на космическую должность и меньше, чем через полгода возглавил весь российский космос? Именно он со «знанием дела» докладывает президенту страны о состоянии стратегической отрасли.

Имя таким «комаровым» – легион. Их цинизм, когда они не стесняются руководить техническими отраслями, в которых, будучи необразованными, ни чёрта не соображают, – поражает воображение! При том, что гибель нашей ракеты сопровождалась удачным пуском северокорейской ракеты, проведённым рядом с «Восточным»! Неужели и сейчас Комарова и его свиту после такого всемирного позора не уволят с «волчьим билетом»? Эта грязь, как ни крути, пачкает и высшее российское руководство. 

Резиномоторный ЦИАМ

Центральный институт авиационного моторостроения им. П.И. Баранова (ЦИАМ) – мозг отечественного двигателестроения. Все без исключения отечественные авиадвигатели – как поршневые до войны, так и газотурбинные после неё – получили путёвку в жизнь после работ над ними в этом институте. Учёными решались любые, самые сложные технические вопросы – будь то сверхзвуковое горение в гиперзвуковых летательных аппаратах, устранение резонансов в ракетных двигателях и даже процесс центробежного разделения изотопов. Без двигателя ни один летательный аппарат, кроме планеров, ничего не стоит.

«АН» уже публиковали статью «Что делает англичанин в сверхсекретном военном институте?» Это про странную биографию недавно назначенного руководить ЦИАМ Михаила Гордина. Он специалист по производству искусственных каучуков и никогда не работал ни в каком научном учреждении. Да к тому же до недавнего времени имел английское гражданство – сейчас был вынужден от него отказаться. В Лондоне он шесть лет отработал клерком в европейском представительстве американской нефтяной корпорации ConocoPhillips. Шума, говорят, было много. Но один из читателей, сотрудник ЦИАМ, заметил: «Жаль, в тексте нет ещё одной фамилии – исполнительного директора. Доктора политических наук! Фартобей Захарбеевич Дзапшба своих родственников, охранников и завхозов со средним образованием, выписывает из солнечной Абхазии и приглашает к нам на высокие должности». Учёные (оставшиеся) мрачно шутят: «У нас теперь элитный клуб завхозов, а не научный институт с мировым именем».

Его биографию лучше всего посмотреть на профильном для «двигателестроителя» шинном портале (есть такой). Тут интересны две вещи: как будто специально собирают руководить авиационным двигателестроением людей с трудовым опытом… резинщиков. Что генеральный директор Гордин (о котором «АН» уже писали весьма подробно), что исполнительный… Может, предполагается в перспективе переходить на авиационные резиномоторы? А что: в порту их заводят, а потом весь полёт раскручиваются. И ежели завод кончится, команда и пассажиры могут ещё подкрутить малость… Фартобей Захарбеевич гордо указывает во всех интернет-биографиях последнюю должность – «директор Ярославского шинного завода». Добавим, директорствовал он там ровно две недели.

Теперь научное оборудование (причём самое обычное) заказывается за месяцы, а доставляется годами. Причина очень проста: отдел снабжения института распух в разы, причём за счёт принятия совершенно безграмотных людей, и чуть не стал каким-то особым «управлением». В результате совершенно невозможно отслеживать исполнение заказов и финансирование их. Всё крутится внутри отдела, не выходя наружу. Уже к февралю 2017 г. численность инженеров, учёных и вспомогательного персонала исследовательских отделов сравнялась с количеством административно-управленческого персонала. Причём если первый список продолжает уменьшаться, то второй только расширяется. Сейчас последние уже существенно превысили первых.

Надо иметь в виду, эти люди были присланы руководить авиадвигательной наукой Борисом Сергеевичем Алёшиным, когда он на базе ЦИАМ собирал коллектив своих соратников по Министерству промышленности в расчёте сформировать из них руководство «Авиационного научного концерна «Жуковский», который предполагал разместить именно на авиамоторной базе, в ЦИАМ. Но – не срослось. Неуёмная жажда славы Бориса Сергеевича закинула-таки его с третьего раза в действительные члены Российской академии наук (членом-корреспондентом он сделался ещё во времена руководства автопромышленностью, странно коррелировав этот акт с его же юбилеем).

И надо же такому случиться – президент В. Путин порушил практику появления в РАН «академиков от госслужбы». Оказалось, что нехорошо сидеть на двух стульях разных высоты и стиля, да ещё и не рядом стоящих: задница может порваться. Негоже быть одновременно и научным деятелем, и чиновником. В результате Алёшин вылетел «в академию» с поста руководителя ЦАГИ, а во вновь созданном и продавленном им же сквозь всю науку Институте Жуковского руководителем уже не стал. И оказалась вся его креатура брошенной без дела и перспектив роста в ЦИАМе. Зато евроремонт в нескольких помещениях сделать успели!

Чиновники занялись единственным делом, которым хорошо занимаются брошенные без дела чиновники: интригами. Как друг к другу, так и к тому несчастному институту, куда волею судеб попали. Пошли массовые выяснения о подложности образовательных документов отдельных руководителей, о законности отдельных приказов и распоряжений. Но как-то неубедительно. Институт, естественно, почти прекратил реальную научную деятельность – распухший без меры штат управленцев к реальной работе не располагал. И установили образцовый порядок движения бумаг сверху вниз, справа налево и обратно. Что и сделалось наряду со втиранием очков окружающим основной программой работы сильно обновлённого института.

Не смешно как-то. Какие тут, к чертям, перспективные двигатели? Экс-англичанин вместе с Фартобеем Захарбеевичем даже не знают, что это такое. А комитеты по безопасности Госдумы и Совфеда смотрят на эти вселенские вредительство и подлость холодными глазами. Проснитесь! Завтра Фартобей Захарбеевич может и в Кремль въехать благодаря вашему тупому равнодушию.

Осрамиться не страшно?

Коллега-журналист (и поэт!) из Омска Сергей Денисенко, возможно, сам того не ведая, очень точно описал кадровую ситуацию в высокотехнологичных отраслях промышленности и гражданской авиации:

Скажи, какая в этом польза,

Когда, зажав в руке печать,

Командует рождённый ползать

Людьми, рождёнными летать?!

А пока руководители ОАК, ОДК, Росавиации командуют и осрамиться не боятся. Наоборот – бравируют своей воинствующей безграмотностью. А чего бояться, если депутаты, сенаторы и министры и профильный вице-премьер молчат. Сами ничего не понимают?

А царь? Царь у нас добрый, за провалы в работе к стенке не поставит, в темницу не бросит. Не вляпался по-крупному на воровстве, откатах и взятках – гуляй на всё «заработанное». И пусть Ким Чен Ын завтра запустит ракету с человеком в космос – «комаровы» стыда не имеют.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram