> Губернатор Олег Кожемяко рассказал, каким будет бюджет региона - Аргументы Недели Сахалин

//Экономика 13+

Губернатор Олег Кожемяко рассказал, каким будет бюджет региона

№  () от 15 ноября 2017 [«Аргументы Недели Сахалин», Иван Сергеев ]

Олег Кожемяко

16.11.2017 00:18:46

Много разговоров в последнее время ходило вокруг бюджета Сахалинской области, разные слухи, домыслы и предположения. Так что же будет с бюджетом региона, что ожидать сахалинцам и курильчанам? На эти и другие вопросы отвечает губернатор Сахалинской области Олег Кожемяко.

Опасений нет

Главный финансовый документ региона верстался с учётом, что часть нефтегазовых доходов у нас отнимают?

Да, бюджет сформирован с учетом перераспределения налогов, которые у нас будут изыматься, и потом в виде субсидий возвращаться. Когда мы стали заниматься этим вопросом, в Думу уже был внесен проект о перераспределении доходов. Знали бы мы об этом раньше, можно было бы внести изменения в процентном отношении, а так пришлось работать непосредственно с тем, чтобы 50% от изымаемых средств было возвращено в бюджет Сахалинской области.

Сложно пришлось отстаивать деньги, изымаемые из нашего бюджета?

Было непросто. Пришлось много чиновников обойти и в министерствах, и в Федеральном собрании, государственных людей. В целом это очень сложно, потому что решения были приняты, потому что Минвостокразвития подало не те цифры, и для меня противодействие этому решению могло закончиться печально: рисковал и карьерой, и должностью. Прекрасно осознавал, что мне грозит, и сейчас понимаю, что такие вещи не проходят бесследно, но тем не менее это нужно делать, чтобы в регионе были денежные средства, которые область заработала. Чтобы она продолжала развиваться. Наша задача – делать так, чтобы социальноэкономическое благополучие было стабильным, чтобы были перспективы развития. И вы знаете, в этом вопросе очень большую поддержку нам оказал и Юрий Петрович Трутнев, который внял нашим доводам и цифрам, потому что последние итоговые решения были за ним. Он подписывал протокол.

Изначально ему были представлены неверные цифры из ответственного министерства, где сказали, что незначительная сумма будет изыматься, которая не повлияет на доходы или расходные обязательства сахалинского бюджета. После того как мы прошли весь круг со своими цифрами, в министерстве финансов их показали, он нас поддержал. И в итоге родился документ, когда из этих 75% изымаемых денежных средств 50% от этой суммы вернется в сахалинский бюджет. Я хочу поблагодарить население области и, безусловно, Юрия Петровича, который поддержал нас в этом вопросе.

На какие цели будут направлены бюджетные деньги, и хватит ли их?

Региональный бюджет сформирован с учётом всех обязательств, которые правительство брало на себя в 2017 году на встречах с жителями, и в тех планах, которые были согласованы с законодательным собранием. Это и федеральные целевые программы по развитию Курил, социальной сферы – образования, здравоохранения, помощи муниципалитетам по вопросу благоустройства, жилищного строительства. Это и строительство, и содержание дорог, и расходные обязательства по социальным гарантиям, по заработной плате учителям, врачам, содержанию бюджетных учреждений. Учтены все те параметры, которые планировались, все они нашли свою строчку в бюджете 2018 года.

Могу сказать, что никаких опасений о том, что гдето не хватит денег, у нас нет, потому что бюджет сформирован, он защищён. У нас порядка 111 млрд рублей с учётом федеральной помощи. Я думаю, что такой бюджет позволяет нашему региону чувствовать себя уверенно и реализовывать те проекты, которые на сегодняшний день являются перспективными, которые требуют достройки, ну и спокойно жить и работникам бюджетной сферы, и молодым мамам, и всем категориям социально нуждающихся граждан. Все меры поддержки учтены и, думаю, что 2018 год мы проживем нормально без какихлибо потрясений. Никаких опасений у нас нет.

Проверить эффективность

В последнее время немало разговоров ходило о том, что на региональных счетах лежат огромные суммы денег, которые мы якобы не можем потратить…

Тот, кто, может быть, не до конца осведомлён о порядке поступления налоговых доходов, всегда нам это ставит в вину. Причём, к сожалению, даже некоторые министерства Российской Федерации. Дело в том, что мы налоги от нефтегазовых доходов получаем в конце первого квартала единовременно. Это достаточно большая сумма – 6070 млрд рублей. И у нас они практически в течение всего года лежат, мы потихоньку их тратим с тем, чтобы к концу года подойти с остатками, которыми мы будем перекрывать первый квартал следующего года, так как поступлений в это время не будет. Вот как раз и считают, что этими остатками мы не можем распорядиться. Но надо учитывать специфику региона, она у нас своеобразная, единственная. Когда мы начинаем это объяснять, понимание возникает. Но, тем не менее, эта сумма всегда является основой, чтобы принимать решения, мол, у региона есть деньги, а регион не знает, как их потратить, давайте у них эти деньги заберем. Но такая специфика у нас.

Вы недавно встречались с представителями бизнеса. Что ругает и что хвалит бизнес?

Встреча прошла открыто и хорошо. Мы услышали многие полезные вещи для нас. Поговорили о том, что, к сожалению, не всегда мы можем найти те мостки, которые позволяют нам оказать поддержку бизнесу. Иногда долго принимается управленческое решение на уровне отдельных институтов развития. Иногда мы оцениваем – выгодно то или иное или не выгодно. Но если мы запланировали поддерживать бизнес, то должны это делать. Безусловно, не безумно тратить деньги, но тем не менее. Бизнес разный бывает. А когда мы просто зашились такими нормативными актами, когда мы не можем подступиться к деньгам, то они остаются. По этому году такая ситуация и произошла. Мы провозгласили, что будем давать поддержку бизнесу. Это была достаточно большая сумма, порядка 1,9 млрд рублей. Часть из них ушла в муниципалитеты. Ктото из них эти денежные средства раздал бизнесу, ктото нет. Мы сейчас будем смотреть, какая эффективность была от этих средств. Сколько создано новых рабочих мест или они просто передали механизмом помощи, что тоже гдето нужно. Но тем не менее большая часть денег осталась неиспользованной, соответственно, не сработала ни на бизнес, ни на наши цели.

Конечно, экономический блок должен очень серьезно задуматься о том, все ли наши институты развития, нормативные акты соответствуют потребностям бизнеса. Чтобы эти мосточки действительно позволяли предпринимателям приходить и пользоваться и деньгами, и услугами, и возможностями подключения к инженерным сетям. Бизнес критиковал, что стоимость подключения к энергоресурсам довольно высока, особенно в городе. Но ведь есть механизмы помощи, которые мы передаем в город. Они могут предусмотреть субсидирование энергоресурсоснабжающим компаниям часть инвестиционных затрат, которые они тратят на подключение. Это же тоже поддержка бизнесу. И главы здесь должны более активно работать. Это и вопросы, связанные с землей. Да, земля выделяется через аукцион, но вы смотрите – это социально ориентированный бизнес или нет. Если это производственники, то вы же можете деньги, которые поступают за аукцион, вложить в инфраструктуру, которая тоже облегчит путь. Разные пути есть, не нужно стоять на месте.

Все блага сохранены

Насколько эффективна работа Корпорации развития Сахалинской области?

Корпорация развития была создана как финансовый орган, хотя смысл её деятельности раскрывается в самом названии – Корпорация развития. И, безусловно, сегодня нужно рассматривать новые виды уставной деятельности, изменять её устав, потому что на сегодняшний день это не корпорация развития, это просто финансовый орган, который кредитует бизнес на определенных правилах с теми же самыми требованиями, как в банках, а иногда и более повышенными. Единственное, там более льготная процентная ставка, но она немногим ниже, чем у кредитов, которые выдаются Россельхозбанком или Сбербанком, и составляет от трех до пяти процентов в зависимости от проектов.

И это при том, что специалисты, экономисты наши побывали в передовых регионах, где работают аналогичные организации. Это, например, Калужская область, где Корпорация обладает и земельными участками, она вкладывается в инфраструктуру, создает условия для развития бизнеса – вот главная задача такого рода структуры. Это не должен быть финансовый инструмент. Понятно, что деньги лежат на счетах, приносят прибыль, бюджет зарабатывает, но это не наши цели. Корпорация должна существовать для развития, создавать условия для развития бизнеса.

С учетом того, что денег все равно станет меньше, можно ли говорить, что население станет жить хуже?

Я бы так не сказал. Бюджет – это прежде всего выполнение социальных обязательств. И если у нас, например, запланировано в соответствии с указами президента России повышение заработной платы определенным категориям работников бюджетной сферы, то это будет выполнено. Поэтому никаких здесь негативных последствий нет.

Если это касается социальных благ и гарантий, то здесь тоже нет никаких вопросов. Поэтому неправильно говорить о том, что работник бюджетной сферы будет жить хуже. В части заработной платы – нет, не будет хуже. Неправильно говорить о том, что хуже станет жить человек, который нуждается в социальных услугах, ведь все социальные блага и гарантии сохранены.



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте