Восстановить справедливость!
№ () от 4 октября 2017 [ «Аргументы Недели » ]
Обращаюсь к Вам как к самому правдивому и справедливому главному редактору популярной газеты «Аргументы недели». Я, Кузьмина Нина Дмитриевна, – дочь Чумаченко Дмитрия Михайловича, который был генеральным директором ростовского вертолётного завода с 1955 по 1980 год. Он был не просто директором этого завода в течение 25 лет, а является фактически создателем завода как вертолётного, поскольку в 1955 году перепрофилировал доставшийся ему авиационный завод по выпуску невостребованных тогда самолётов на выпуск новой продукции – вертолётов, очень нужных стране.
СРАЗУ после смерти отца 07.11.1989 я и ветераны завода, работавшие с ним, предложили его преемнику Нагибину М.В. назвать завод именем Чумаченко. Однако и он, и сменивший его после смерти Слюсарь Б.Н. остались глухи к этой просьбе. Всё это я описываю в прилагаемых документах. И, наконец, о, ужас! В январе 2017 г. завод назвали именем Слюсаря Б.Н. после его смерти в августе 2015 года. Разве можно сравнить эти две личности по сделанному на заводе и для людей завода! Отцу пришлось всё начинать с нуля. За время его руководства заводом была произведена коренная реконструкция предприятия, построены новые цеха, в том числе две громады: цех окончательной сборки вертолётов и кузнечно-прессовый цех, поскольку стали выпускаться большие по величине вертолёты. Был налажен серийный выпуск 5 марок вертолётов «Ми» – Ми-1, Ми-6, Ми-10, Ми-10к, Ми-24, а также произведён запуск и начато производство вертолёта Ми‑26. Кроме основного производства отец всегда помнил о быте, досуге и отдыхе заводчан. Первым из директоров начал строительство жилых домов для работников завода, яслей и детских садов. Их было у завода семь. Была расширена и оборудована по последнему слову техники заводская амбулатория. Построен великолепный Дворец культуры вертолётостроителей, строительство которого стоило отцу много сил и здоровья. На Чёрном море была построена база отдыха «Зорька» с пионерским лагерем для детей заводчан. И это далеко не весь перечень сделанного отцом за время его руководства заводом. Главное, что ему всё приходилось делать с нуля.
А Слюсарь получил готовый завод на взлёте. При нём был налажен серийный выпуск только одного вертолёта – Ми‑28 и произведены модификации уже выпускаемых заводом вертолётов Ми-24 и Ми-26. За время своей работы на посту генерального директора он построил лишь 8-этажный административный корпус. Да и проработал он генеральным директором только 14 лет, а отец – 25 лет, почти в 2 раза больше. Эти две личности даже не подлежат сравнению.
Мой отец окончил ХАИ в 1936 г. – самолётостроительный факультет. Получил назначение в Иркутск на строящийся там авиационный завод. Прошёл хорошую школу на иркутском заводе. Был начальником различных цехов, делал самолёты для фронта во время войны. Слюсарь Б.Н. после окончания ПТУ работал слесарем-сборщиком, ушёл в армию, затем вернулся на завод и осел более чем на 20 лет в профкоме. Производства он не видел и не знал. Но Вы, Андрей Иванович, в одной из своих статей писали о его сыне Юрии и сказали, что его отец – видный в авиации деятель, по статусу – да, но не по делам. В мутные 1990-е годы он как-то вдруг стал замом генерального директора по финансам, а после смерти Нагибина в марте 2000 г. сменил его на его посту, став генеральным директором завода.
Я писала многим людям, чтобы завод назвали именем отца: губернатору Ростовской области Голубеву в 2012 г. (к 100‑летию папы) – получила какие-то отписки; депутату Госдумы РФ Емельянову М.В.,тележурналисту Мамонтову, чтобы от сделал фильм об отце, – он мне даже не ответил; и наконец, написала президенту В.В. Путину (после 100-летия отца в январе 2013 года). Но Путин ведь сам письма не читает, а его администрация, конечно, послала письмо в правительство Ростовской области, в холдинг вертолётов и, конечно, в Министерство промышленности и торговли, а там министр – Денис Мантуров, чьим замом был Юрий Слюсарь. Ясно, какой ответ был мне прислан. В общем, я поняла, что правды и справедливости не добьюсь, а теперь, когда завод назвали именем Слюсаря, мои труды в течение 27 лет прошли зря. Завод носит имя Слюсаря Б.Н. Подумаешь, какой-то там Чумаченко его создал! Мы всех важнее, главнее и умнее!
Я очень прошу, напишите в газете о человеке, создавшем Ростовский вертолётный завод, чтобы его вклад в отечественное вертолётостроение не был забыт и чтобы люди помнили о том титаническом труде, который он вложил в создание и развитие завода за 25 лет своей деятельности. Его именем должна быть названа улица в Ростове-на-Дону как основателя вертолётостроения в этом городе.
Данное обращение было направлено городским властям от имени завода ещё в 2014 году, однако до сих пор ничего не сделано. Когда отец был жив, его имя гремело, и я никогда не думала, что придётся доказывать, что он сделал. Нет министра Дементьева П.В., нет Миля М.Л., нет его соратников. Помогите, откройте людям глаза.
КУЗЬМИНА Нина Дмитриевна,
дочь Чумаченко Д.М.