Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Экономика № 39(581) от 5.10.2017 13+

Восстановить справедливость!

, 19:16

Обращаюсь к Вам как к самому правдивому и справедливому главному редактору популярной газеты «Аргументы недели». 
Я, Кузьмина Нина Дмитриевна, – дочь Чумаченко Дмитрия Михайловича, который был генеральным директором ростовского вертолётного завода с 1955 по 1980 год. Он был не просто директором этого завода в течение 25 лет, а является фактически создателем завода как вертолётного, поскольку в 1955 году перепрофилировал доставшийся ему авиационный завод по выпуску невостребованных тогда самолётов на выпуск новой продукции – вертолётов, очень нужных стране.

СРАЗУ после смерти отца 07.11.1989 я и ветераны завода, работавшие с ним, предложили его преемнику Нагибину М.В. назвать завод именем Чумаченко. Однако и он, и сменивший его после смерти Слюсарь Б.Н. остались глухи к этой просьбе. Всё это я описываю в прилагаемых документах. И, наконец, о, ужас! В январе 2017 г. завод назвали именем Слюсаря Б.Н. после его смерти в августе 2015 года. Разве можно сравнить эти две личности по сделанному на заводе и для людей завода! Отцу пришлось всё начинать с нуля. За время его руководства заводом была произведена коренная реконструкция предприятия, построены новые цеха, в том числе две громады: цех окончательной сборки вертолётов и кузнечно-прессовый цех, поскольку стали выпускаться большие по величине вертолёты. Был налажен серийный выпуск 5 марок вертолётов «Ми» – Ми-1, Ми-6, Ми-10, Ми-10к, Ми-24, а также произведён запуск и начато производство вертолёта Ми‑26. Кроме основного производства отец всегда помнил о быте, досуге и отдыхе заводчан. Первым из директоров начал строительство жилых домов для работников завода, яслей и детских садов. Их было у завода семь. Была расширена и оборудована по последнему слову техники заводская амбулатория. Построен великолепный Дворец культуры вертолётостроителей, строительство которого стоило отцу много сил и здоровья. На Чёрном море была построена база отдыха «Зорька» с пионерским лагерем для детей заводчан. И это далеко не весь перечень сделанного отцом за время его руководства заводом. Главное, что ему всё приходилось делать с нуля.

А Слюсарь получил готовый завод на взлёте. При нём был налажен серийный выпуск только одного вертолёта – Ми‑28 и произведены модификации уже выпускаемых заводом вертолётов Ми-24 и Ми-26. За время своей работы на посту генерального директора он построил лишь 8-этажный административный корпус. Да и проработал он генеральным директором только 14 лет, а отец – 25 лет, почти в 2 раза больше. Эти две личности даже не подлежат сравнению.

Мой отец окончил ХАИ в 1936 г. – самолётостроительный факультет. Получил назначение в Иркутск на строящийся там авиационный завод. Прошёл хорошую школу на иркутском заводе. Был начальником различных цехов, делал самолёты для фронта во время войны. Слюсарь Б.Н. после окончания ПТУ работал слесарем-сборщиком, ушёл в армию, затем вернулся на завод и осел более чем на 20 лет в профкоме. Производства он не видел и не знал. Но Вы, Андрей Иванович, в одной из своих статей писали о его сыне Юрии и сказали, что его отец – видный в авиации деятель, по статусу – да, но не по делам. В мутные 1990-е годы он как-то вдруг стал замом генерального директора по финансам, а после смерти Нагибина в марте 2000 г. сменил его на его посту, став генеральным директором завода.

Я писала многим людям, чтобы завод назвали именем отца: губернатору Ростовской области Голубеву в 2012 г. (к 100‑летию папы) – получила какие-то отписки; депутату Госдумы РФ Емельянову М.В.,тележурналисту Мамонтову, чтобы от сделал фильм об отце, – он мне даже не ответил; и наконец, написала президенту В.В. Путину (после 100-летия отца в январе 2013 года). Но Путин ведь сам письма не читает, а его администрация, конечно, послала письмо в правительство Ростовской области, в холдинг вертолётов и, конечно, в Министерство промышленности и торговли, а там министр – Денис Мантуров, чьим замом был Юрий Слюсарь. Ясно, какой ответ был мне прислан. В общем, я поняла, что правды и справедливости не добьюсь, а теперь, когда завод назвали именем Слюсаря, мои труды в течение 27 лет прошли зря. Завод носит имя Слюсаря Б.Н. Подумаешь, какой-то там Чумаченко его создал! Мы всех важнее, главнее и умнее!

Я очень прошу, напишите в газете о человеке, создавшем Ростовский вертолётный завод, чтобы его вклад в отечественное вертолётостроение не был забыт и чтобы люди помнили о том титаническом труде, который он вложил в создание и развитие завода за 25 лет своей деятельности. Его именем должна быть названа улица в Ростове-на-Дону как основателя вертолётостроения в этом городе.

Данное обращение было направлено городским властям от имени завода ещё в 2014 году, однако до сих пор ничего не сделано. Когда отец был жив, его имя гремело, и я никогда не думала, что придётся доказывать, что он сделал. Нет министра Дементьева П.В., нет Миля М.Л., нет его соратников. Помогите, откройте людям глаза.

КУЗЬМИНА 
Нина Дмитриевна,

дочь Чумаченко Д.М.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram