Прохладительные триллионы
№ () от 2 августа 2017 [«Аргументы Недели », Константин Гурдин ]
Лето – традиционный период расцвета продаж разнообразных напитков, прежде всего прохладительных. Как оказалось, в 2017 г. населению понравилось прохлаждаться чем-то безобидным и безалкогольным. Продажи минералок и кваса на резком подъёме, тогда как пиво и разные нездоровые газировки впали в стагнацию.
НЕСПРОСТА говорят, вода – основа жизни. Во всяком случае производители разливных напитков живут очень неплохо. Если взглянуть на статистику, особенно процветают производители минеральной воды. В прошлом году в РФ выпустили почти 12 млрд полулитровых бутылок минералки (6 млрд л), цифра ошеломляющая. В глобальном плане более 40 л на каждого жителя страны в год. Это абсолютный рекорд среди всех безалкогольных напитков.
Для сравнения: газированных шипучек с ароматизаторами за год разлили 3, 3 млрд литров. При этом важен не только объём, но тенденции. Спрос на минеральную воду растёт с 2010 г.: за семь лет выпуск поднялся на 20%. Тогда как кола и прочая малополезная жижа постепенно сдают позиции: в 2010 г. выпуск был на 100 млн л выше нынешнего. Что радует, за последние годы резко рванул вверх спрос на традиционный для нашей страны напиток – квас. Поразительно, но государственный Росстат до сих пор не удосужился отдельно подсчитать выпуск национального напитка, записывает его в разряд многочисленных прочих. А вот по данным независимых отраслевых экспертов, выпуск кваса в РФ добрался до 1 млрд л, его производством заняты не менее 500 заводов. Приятно, что, несмотря на мифы про квас из порошка, качество в среднем приличное. Масштабное исследование, проведённое в июле 2017 г., показало: две трети кваса на полках – натуральный продукт. Это настоящий квас, без добавок, сброженный по классическому рецепту из натурального сусла, с солодом и дрожжами.
Тем не менее на первом месте в питьевом рейтинге по-прежнему не минералка, но куда менее здоровое удовольствие. Это пиво, которого за год разлили ни много ни мало 7, 8 млрд литров. Но пик пивного безумия давно позади. По сравнению с рекордом 2011 г., когда в России сварили почти 10 млрд л пива, что выливалось в 68 л на человека в год, спрос и производство упали практически на четверть. Как следствие, за последние годы транснациональные корпорации, давно поделившие российский рынок пенного напитка, закрыли в РФ пять крупных пивных заводов. При этом прибыли на кону безумные, продажи пива в РФ приносят около триллиона рублей в год. Так что пивные короли, разумеется, сами не отступят, продолжат борьбу за сверхприбыли. Только теперь действуют исподтишка. Например, с июня 2017 г. в Госдуме лоббируют закон, по которому продажи вина и крепкого алкоголя запретят с 9 часов вечера, тогда как запрет на пиво по-прежнему будет действовать только с 11 вечера.