Аргументы Недели → Экономика № 28(570) от 20.07.17 13+

Прозрачная экономика

, 20:20

Неожиданно обнаружилось, стекольная промышленность – одна из самых инновационных отраслей в РФ. Стекольщики массово освоили новейшие технологии, заодно нарастили производство в пять раз и давно пре-
взошли советские рекорды. Впервые в истории Россия начала экспорт прозрачной продукции.

 

Министерство 
бутылок

Всегда интересно сравнить, по каким цифрам мы догнали или превзошли советские объёмы производства, по каким пока отставание. Заодно сразу видно, какие отрасли прут в гору. Например, строительство и связанный с ним выпуск отделочных материалов последние 10 лет, очевидно, на небывалом историческом подъёме. Это нагляднее всего показывает выпуск цемента, которого в СССР выдавали 83 млн т в год, к началу нулевых производство падало до 32 млн т, сейчас дело вернулось к отметке 70 млн тонн.

Это ещё цветочки. Скажем, выпуск керамической облицовочной плитки к 2017 г. вымахал с советских 29 млн кв. м до 77 миллионов. Плитки для полов в СССР выпускали 11 млн кв. м, тогда как сейчас ни много ни мало 92 млн квадратов.

Чего сейчас используют куда меньше, чем в былые времена, так это кирпича. Если СССР выдавал на-гора 23, 5 млрд кирпичей в год, то в 2017 г. цифра опустилась до скромных 6, 7 млрд штук. Но тут понятно: кирпич дорог, на смену давно пришли новые материалы.

Зато без стекла на стройках по-прежнему не обойтись, похоже, это материал на все времена. Стекло оказалось отличным, прозрачнейшим индикатором состояния экономики. Если в 1990 г. выпуск оконного стекла достигал 130 млн кв. м, то к началу 2000 г. производство рухнуло до 32–34 миллионов. Затем случилось маленькое чудо, на рубеже 2008–2009 гг. выпуск стекла на год подскочил с 40, 7 до 81 млн кв. метров. Сейчас производство куда выше советского, в рекордном для индустрии 2014 г. в России выпустили 176 млн кв. м листового стекла плюс 82, 5 млн кв. м прокатного и дутого.

Так что стеклянный мир оказался не так хрупок, как кажется. Надо сказать, это потрясающая индустрия, которая, по сути, превращает песок в деньги. Лампы, автомобили, бутылки, окна… Всё это невозможно выпустить без продукции стекольщиков. Годовое потребление стекла эксперты меряют немного странным показателем – на душу в год. В РФ 11–12 кг (1, 6 млн т в год), в Европе – 20–30 килограммов. Значит, и производству, и потреблению есть куда расти, появляется смысл открывать всё новые стекольные заводы.

В принципе их без того построено немало. Ещё в СССР работала мощная промышленность. Оконного стекла выпускали больше всех в мире, бутылок – тем более.

Традиционно стекло варили по технологии, придуманной ещё в 1902 году. Массу готовили в печи, прокатывали и нарезали. Затем стекло приходилось шлифовать, что сильно увеличивало затраты и не гарантировало высокого качества. В 1959 г. инженерам британской компании «Пилкингтон» пришла в голову такая мысль. Зачем нужны прокатка и шлифовка, если великолепное стекло можно получить без них? Так появилась знаменитая флоат-технология. Стекольную массу разливают поверх расплавленного металла, охлаждаясь, она становится идеально гладкой и ровной. Технология резко ускорила производство, но главное – радикально повысила качество.

Разумеется, вскоре на флоат перешёл весь мир. Но не мы. Советская стекольная промышленность проспала мировую революцию. Вот почему стёкла в жилых домах не отличались рекордной ровностью и особой прозрачностью, лампочки были немного мутными, а бутыли отличались особой массивностью. Только в конце 1980-х гг. в Минпромстроймате опомнились, попытались создать собственную флоат-технологию, но ситуация изменилась, было поздно.

В результате, когда грянула перестройка, в стекольную промышленность решили призвать варягов. С этого момента и началась новая эпоха в истории российской стекольной индустрии. На мировом рынке стекла давно правили бал несколько огромных корпораций. Первопроходец «Пилкингтон», японская «Асахи-гласс», французская «Сен-Гобен» и «Гардиан» из США. Выбор был невелик, остановились на японцах. Они обновили два советских завода – «Саратовстекло» и «Салаватстекло». Но мощность новых линий была невелика, а спрос на качественное флоат-стекло тем временем быстро шёл в гору.

Стеклянная гонка 

Когда советская экономика развалилась, про стекольщиков все забыли. Они выкарабкивались сами. Поскольку средств на обновление техники ни у кого не было, итогом стала следующая ситуация. «Асахи-гласс» первой осознала гигантские перспективы и выкупила крупнейший в РФ Борский стекольный завод. Японцы моментально модернизировали оборудование и довели объём производства флоат-стекла до 400 т в сутки.

И тут в РФ начался строительный бум 2000-х годов. Строители давно раскусили преимущества флоат-стекла, спрос на него мгновенно подскочил до 1, 6 тыс. т в сутки. Борский завод уже не справлялся. Дальше стало ещё веселее. Строительный бум набирал обороты, вдобавок население принялось массово ставить в квартирах двух- и трёхслойные стеклопакеты. Поэтому к 2002 г. в стране не хватало уже никакого стекла, хоть качественного, хоть какого.

Прозрачный товар в РФ везли отовсюду. Разумеется, основным поставщиком вмиг стал Китай, в определённый момент заполонивший более 20% российского стекольного рынка. Также насытить необъятный стекольный спрос помогали белорусское «Гомельстекло», украинский Лисичанский завод, «Интергласс» из Киргизии. И китайские, и бывшие советские предприятия поставляли продукцию, выпущенную по старой технологии. Иными словами – не очень качественную.

Так Россия стала одним из крупнейших в мире потребителей стекла, добралась до планки в 4% мирового спроса. Интересна реакция западных стекольных концернов. Увидев, что творится на рынке и позабыв обо всём, они наперегонки ринулись строить в России новые сверхсовременные предприятия. Гонка пошла на истощение. Транснациональный концерн «Гардиан» с нуля построил в Рязанской области завод мощностью 750 т стекла в сутки. На этом не остановился. Едва запустив конвейеры первого предприятия, компания немедленно начала возведение второго завода в Красносулинском районе Ростовской области. Мощность предприятия – 900 т флоат-стекла в сутки. У «Гардиан» работают десятки заводов по всему миру, но этот станет крупнейшим.

Впрочем, японцы сдаваться не собираются. В той же Ростовской области «Асахи» строит новый завод – на 600 т в сутки. Кроме того, в сражение включились британская «Пилкингтон» и французская «Сен-Гобен». Французы в конечном счёте построили крупный завод мощностью 250 тыс. т листового стекла в год в Елабуге.

Итог таков. Иностранного стекла в РФ почти не осталось, зачем импортировать, если своё великолепное. Более того, общее производство в РФ скоро достигнет таких масштабов, что сильно перекроет внутренние потребности страны. Значит, товар хлынет сначала в соседние страны, затем продвинется ещё дальше. Так что соседским предприятиям пора готовиться к тяжёлым временам: российское стекло с одними из самых низких в мире цен теперь вне конкуренции.

 

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram