Государственный долг России куда меньше, чем у любой из держав Запада. Тем не менее каждый третий заработанный на экспорте доллар Россия платит по своим внешним долгам. Львиную долю этих долгов сделали компании с государственным капиталом.
Но нет худа без добра: потеряв возможности кредитоваться на Западе, правительство стало рациональнее подходить к финансовой политике. А необходимость платить огромные валютные долги удерживает власть от ослабления рубля.
На начало 2017 г. внешний государственный долг России составлял 51,2 млрд, а общий (с учётом долгов госкомпаний) – 518 млрд долларов. По современным меркам это детский лепет: США надо отдавать около 20 трлн, Евросоюзу – 18 трлн, Японии – 3 триллиона. И даже в вылизанной благополучной Швейцарии долги перевалили за 1,6 трлн, превысив 400% ВВП. Более того, в последние годы России удалось уменьшить объём своего бремени: ещё в июле 2014 г. общий российский долг оценивался в 732 млрд «зелёных».
Долг находится в пределах 10% ВВП. Но из-за того, что Россия столько тратит на умиротворение своих кредиторов, падает внутреннее потребление, а население достаёт из банков заначки. Что ничего хорошего не сулит экономике, и без того дышащей с перебоями. Мы отдаём почти 36% валютной выручки, а Счётная палата полагает, что критический показатель – 25%.
Подробности читайте в материале "Аргументов недели".