Владелец «Акрона» Вячеслав Кантор видит перспективность Талицкого калийного месторождения
Эксперты спорят, как будет реализован проект на разработку Талицкого участка, который принадлежит Кантору. О планах на разработку участка говорят ещё с 2008 года. Тогда компания выиграла право на разработку месторождения за 16,8 млрд. рублей, но на тот момент калий стоил 500 долларов за тонну, сейчас - 200 долларов. Получается, «Акрону» проект в настоящее время невыгоден, однако от него не отказываются. Расставаться с перспективным объектом господин Кантор не намерен. Планы на разработку объекта приходится менять в соответствии с экономическими реалиями. Напомним, в соответствии с условиями лицензии, Талицкий ГОК «Акрона» сначала планировалось ввести в строй в 2016 году.
Несмотря на кризис, проект не свернули. Планируется запустить производство в 2021 году. Мощность 2 млн. тонн. Нужно ли столько Кантору? В 2015 «Акрону» надо было 330 тысяч тонн. В бизнес-среде говорят о том, что сырьё пойдёт не только на нужды предприятия, но и на поставку. Тут к Кантору не возникает никаких вопросов, в этом и кроется перспективность проекта. Этим, возможно, и объясняется, что в конкурсе на разработку Талицкого участка лидер производства калийных удобрений «Уралкалий» оказался в аутсайде – государству не хотелось «подкармливать» монополию.
Ещё одно подтверждение: в 2014 году конкурент «Акрона» - «Еврохим» купил рядом калийное месторождение за 885 млн. руб. Антимонопольная политика налицо.
Сколько налогов от «Акрона»?
«Акрон» принадлежит Кантору давно и по сути является его детищем уже не первое десятилетие.
Начинал Вячеслав Кантор «большой бизнес» в 90-е годы, когда приобрёл в собственность бывшее госпредприятие - завод «Азот», который впоследствии меняет свое наименования на «Акрон». 35% крупнейшего производителя химической промышленности достался бизнесмену за 200 тысяч долларов. Грамотное развитие холдинга привело к тому, что сейчас выручка компании 60-70 млрд. рублей в год!
В 1997 «Акрон» Кантора и норвежское ЗАО «Нордик Рус Холдинг» создали совместное предприятие для ведения бизнеса. Эта сделка Кантора также оказалась очень выгодной и полезной для предприятия – у «Акрона» оказался контрольный пакет акций!
После этого Вячеславу Владимировичу удалось присоединить к холдингу немало крупных предприятий и активов - ОАО «Дорогобуж», ЗАО «Акронит», ЗАО «Новпромгаз» и 8% акций «Сильвинита» - главного поставщика калийного сырья на «Акрон», 20% акций ОАО «Росхимтерминал», которое строило химический терминал в порту Усть-Луга, а также 7,73% акций мурманского «Апатита».
Уже тогда холдинг Кантора был – и сегодня остаётся – одним из самых серьёзных налогоплательщиков и работодателей Новгородской области в производственной сфере.
Помимо трудоустройства тысяч специалистов и проведения многочисленных социальных программ, «Акрон» выплачивает в бюджеты тех регионов, где работает, серьёзные суммы налоговых выплат. Так, только аз первый квартал 2016 года в Новгородской области сумма налогов, уплаченных предприятием, составила 1,7 млрд. рублей. Если подсчитать и сравнить с аналогичным периодом прошлого года (300 млн. рублей), то налоговые выплаты увеличились в 5,6 раз! В компании это объясняют разницей валютных курсов, которой холдинг всегда придерживается и не пытается обыграть себе на пользу.
Но вернемся к Кантору. Помимо производственных площадок, холдингу Кантора принадлежат и культурные, и социальные объекты. Так, в 2000 году компания Кантора приобрела находившийся в упадке «Московский конный завод №1», расположенный на Рублево-Успенском шоссе, и с тех пор занимается его активным развитием.
Окрепнув, компания Вячеслава Владимировича направила растущую прибыль на дальнейшее развитие, расширение дилерских сетей и разработку собственных инноваций, самые перспективные из которых неизменно получали поддержку государства. Так, в 2016 году на предприятии ОАО «Акрона» в Новгороде началось техническое перевооружение производства азофоски.
Производство этого сложного высокоэффективного удобрения, повышающего урожайность, ОАО «Акрон» ведёт и на Смоленской площадке – на предприятии «Дрогобуж». По внутренним данным компании, общее производство достигает мощности более 1,8 млн. тонн продукта в год.
Рынок – не война
Среди главных конкурентов Кантора называют «ФосАгро» Андрея Гурьева. Компании сильно различаются методами ведения бизнеса, однако это не мешает им достигать взаимопонимания на рынке. Даже в сложных ситуациях – например, когда в 2012 году «ФосАгро» приостановил поставки сырья на заводы для предприятия Вячеслава Владимировича, с конкурентом Кантору удалось договориться.
На сегодняшний день оба холдинга занимают лидирующие позиции на рынке минеральных удобрений. Несмотря на периодически возникающие конфликты, нормальные для компаний-конкурентов, всё в конечном итоге идёт на пользу развитию предприятий. Даже после девальвации рубля Вячеславу Кантору удалось не только сохранить свои предприятия, но и увеличить их выручку на 42% в сравнении с 2014 годом.
Было бы несправедливо в биографии Кантора не упомянуть, что занимается он далеко не только бизнесом, но и благотворительностью. Например, на его личные средства построен новый жилой корпус для пациентов Маловишерского психоневрологического интерната в деревне Подгорное.
Но все же вернемся к Талицкому участку. В 2016 году проекту разработки месторождения дочерней компанией «Акрона» был присвоен статус приоритетного инвестиционного проекта Пермского края. Несмотря на задержку и сложные экономические условия Кантор не отказывается от проекта Талицкого месторождения. Даже с учётом небольшой цены на калий и относительно-необходимого его количества для «Акрона», Талицкое не простаивает. Компания регулярно сообщает о проводящихся на участке геодезических исследованиях, строительстве административных зданий и подготовительных работах.
Другие материалы по экономике
См. все новости дня