Антимонопольная служба не располагает данными о рыбодобывающих компаниях, подконтрольных иностранцам. «В настоящее время в ФАС России не имеется актуальных сведений о предприятиях рыбохозяйственного комплекса, осуществляющих добычу (вылов) водных биоресурсов и находящихся под контролем иностранных компаний», – говорится в официальном ответе заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы России Александра Кинёва на обращение главы Сахалинской области Олега Кожемяко.
Между тем, антимонопольное ведомство неоднократно утверждало, что достаточно большой сектор российских рыбодобывающих компаний находится под контролем иностранных инвесторов, отмечают наблюдатели.
Добыча водных биоресурсов относится к видам, имеющим стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, что отражено в Законе «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» (пункт 40 статьи 6 Федерального закона от 29.04.2008 №57-ФЗ). То есть, по логике вещей, соответствующая статистическая информация должна аккумулироваться в правительстве страны.
В рамках ФЗ №-57 создана Правительственная комиссия, в соответствии с постановлением которой Федеральная антимонопольная служба России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим контроль за осуществлением иностранных инвестиций. Основными задачами комиссии являются предварительное согласование в соответствии с Федеральным законом сделок, влекущих за собой установление контроля иностранного инвестора или группы лиц, в которую входит иностранный инвестор, над хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение, а также согласование установления контроля иностранного инвестора или группы лиц над хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение, или отказ в данных согласованиях.
Представители ФАС России неоднократно обнародовали информацию о якобы аффилированных с иностранным капиталом (без одобрения правительственной комиссии) российских рыбодобывающих компаниях, отмечая при этом, что навести порядок будет непросто. Однако на вопрос: «Какой процент российских рыбодобывающих компаний контролируется иностранцами?» ответ, как правило, получали уклончивый.
«Это определить очень сложно, я даже не буду называть примерные цифры, чтобы никого не вводить в заблуждение, – признался в интервью «Российской газете» начальник управления контроля иностранных инвестиций ФАС России Армен Ханян. – В поле зрения ФАС попали больше 430 российских рыбодобывающих организаций. В 2012 году, как вы помните, было принято решение по одной из китайских компаний, Pacific Andes, которая не согласовала установление такого контроля. После завершения расследования мы решили, что нужно глубже проанализировать ситуацию с точки зрения возможного участия в подобных схемах и других иностранных компаний».
Эксперты отмечают, что правительство поставило перед антимонопольной службой стратегическую задачу: сделать так, чтобы иностранцы либо ушли, если они нарушают ФЗ №-57, либо остались, но на условиях российской стороны. При этом никто не выступает против привлечения иностранных инвестиций, наоборот, все в этом заинтересованы.
«Интерес к нашей рыбе будет всегда. Пока не изменится географическая карта нашей родины, а этого, я думаю, не будет очень-очень долго, такой интерес будет всегда у инвесторов, поэтому мы всегда будем смотреть очень внимательно за тем, что происходит», – обещал заместитель руководителя ФАС России Андрей Цариковский в ходе одной из пресс-конференций.
Более того, руководство антимонопольного ведомства не скрывало, что информация по фактам незаконного контроля иностранными компаниями российских рыбодобывающих организаций, которая собирается, ляжет в основу принятия решений по дальнейшему распределению квот. Но вот собирается ли данная информация, сомневаются рыбаки? Представителей отрасли тревожит вопрос, на чём будут основываться предложения по реформированию законодательства о рыболовстве.