Аргументы Недели. Владивосток → Экономика

Осторожно: миграция!

, 09:40

Как некоторые СМИ помогают миграционной службе края зачистить Приморье от приезжих

Ведущего научного сотрудника Тихоокеанского института географии Дальневосточного отделения РАН, кандидата экономических наук  Юрия Алексеевича Авдеева взяться за перо на этот раз заставили две публикации, появившиеся нынешней весной в одной из газет, выпускаемых журналисткой, смутившей в своё время президента. Теперь её статьи смутили учёного, который не смог не прокомментировать опубликованное.

 

«Боюсь, не у всякого читателя хватит терпения прочесть и отследить все хитросплетения тех сюжетов, которые собраны в этих статьях, но отделаться от назойливой мысли о «заказных ушах» просто невозможно. Мне пришлось всё это читать и не один раз, так как миграционными процессами занимаюсь профессионально. После некоторого размышления решил ответить, потому что это не просто журналистское заблуждение или мнение частного лица. Здесь абсолютно точно обозначена позиция тех, кто управляет миграционными потоками, от кого напрямую зависит то, что называют человеческим капиталом: численность населения, трудовые ресурсы, профессиональный состав, кто будет учиться, лечиться, выходить на демонстрации и к новогодней ёлке и т.д.

Но, прежде всего, хочу обратить внимание на стилистику этих статей. Для автора те, кто имеет взгляд на проблемы миграции отличный от начальника УФМС, заведомо враги и оценки им раздаются сходу и без вариантов: «конъюнктурщики, приспособленцы». Судя по всему, наша журналистка провела достаточно глубокое погружение и поняла, что  «зарубежные пришельцы вообще не знают русского языка, наших обычаев и культуры, имеют опасные инфекционные заболевания, агрессивны, ленивы, пособничают теневым схемам при зарабатывании на жизнь, смыкаются с криминалом, не уважают коренных жителей, неопрятные попрошайки азиатского происхождения, сующие в лицо гражданам пластиковые стаканчики и замурзанных младенцев. Как правило, многие из них – нелегалы. очистите общественные места от этого уродливого явления!» Это лишь часть словесных конструкций, которыми пользуется автор и с помощью которых просто «размазывает» по газетным полосам своих противников.

Информационным поводом для этих публикаций стала ликвидация Приморского филиала Федерального государственного унитарного предприятия «Миграционный центр» (ФГУП), который установил непомерную плату для приехавших в Приморье жителей Донбасса за оформление их пребывания здесь. Сигнал дошёл до депутатов Государственной Думы, Генеральной прокуратуры. Поясняя ситуацию, руководитель Управления Федеральной миграционной службы по Приморскому краю (УФМС) как отрезал: мы денег не берём, более того, едой и кровом обеспечиваем переселенцев совершенно бесплатно, а ФГУП нам не подотчётен. Поэтому: берут – не берут, с кого берут, кто берёт, правильно ли ликвидировали эту структуру, – это и стало предметом журналистского расследования, по итогам которого автор определил «хороших» и «плохих», «правых» и «неправых», а главное, разоблачил личности тех, кто жаловался на действия УФМС и ФГУП, и для нее ясно, что писать такое могли заведомо нехорошие люди, «преступные» структуры и коррупционеры. 

Как бы кто не относился к позиции автора, «миграционная медаль» гораздо более многогранна, а рубить вот так с плеча, значит оставить после себя только пепелище. Предложенный журналисткой рецепт прост: достаточно выявить недругов, стереть их в порошок, и жизнь наладится. По её оценке, назначенный на должность начальника УФМС по Приморскому краю М. Белобородов за два года навёл порядок, выгнал коррумпированных чиновников, ликвидировал криминальных посредников, выстроил свою вертикаль управления потоком мигрантов, отлучил подозрительные общественные структуры и т.п. А что если в результате этих мероприятий на место специалистов пришли бывшие гаишники, в понимании которых миграционные процессы можно регулировать полосатым жезлом, это действительно сильное решение?

Беда в том, что с 2002 года, когда миграция оказалась подконтрольна Министерству внутренних дел, а Федеральную миграционную службу возглавили люди в погонах, ни в России, ни в Приморском крае управление этими процессами так и не стало эффективным. Потери региона, прежде всего в результате миграционного оттока и замещения местного населения мигрантами, хорошо известны. Изменить ситуацию к лучшему за эти годы так и не удалось. Квоты, патенты, «резиновые квартиры», регистрация и прочие инструменты, применяемые для регулирования миграционных потоков, так и не обеспечили ни стране, ни региону притока населения. Было время, когда СССР по численности населения превосходил США, сегодня же мы вдвое меньше! Там, за океаном не считают, что миллион мигрантов в год – это много, для нас же это стихийное бедствие и караул. Не стоило бы обобщать, но закономерность таки прослеживается: после замены гражданского руководителя миграционной службы Приморского края, который десять лет занимался её становлением, на человека в мундире, их «ротация» происходила примерно раз в два года. До нынешнего руководителя за 12 лет сменилось шесть человек, и ни один из них не задержался в «поле» миграционных проблем, а тот, гражданский, все эти годы оставался в теме. Кто-то в этом усмотрел «создание криминальной структуры, плетение коррупционных схем», а для человека это –элементарная профессиональная преданность делу, которому отдана большая часть жизни. А нынешний начальник, если вдруг по сложившейся традиции покинет свой пост, останется ли также верен делу, к которому его приставили?

 Журналисту разобраться в хитросплетениях проблем миграции не просто, когда даже специалисты продолжают спорить: нужны нам мигранты, или обойдёмся своими силами.  На уровне субъектов федерации пока мало кто осознаёт, что бороться нужно не за деньги федерального бюджета, а за человека, за увеличение численности населения. При нашей территории и сложившихся демографических тенденциях нам без привлечения населения извне не обойтись. Нас захлёстывают разные фобии, включая боязнь утраты национальной идентичности, но не отдаём себе отчёта в том, что как никогда количество русских и в стране, и в Приморье, преобладающее –  92 процента! Так кого или чего мы боимся?

 За пять лет подготовки к саммиту АТЭС во Владивостоке со всей очевидностью стало ясно, как нам не хватает инфраструктуры, сколько нужно построить. Беспрецедентные вливания федерального бюджета, корпоративных вложений лишь отчасти сняли остроту этой проблемы. Но даже для Владивостока, чтобы остановить миграционный отток потребуется вложить ещё столько же средств. Для освоения (не для «распила»!) нужны люди, которые сегодня покидают край, увозят с собой детей, а здесь остаются старики. Вот и попробуйте при этих тенденциях, сложившихся не за год-два, а длящихся почти двадцать пять лет (целое поколение!) и с помощью мер, используемых миграционной службой, и тех рекомендаций, которые даёт наша журналистка, хотя бы сохранить демографический потенциал региона. Судя по официальным прогнозам, скоро и читать её  статьи будет некому.

Так, Приморская статистика посчитала, что к началу 2017 года население края сократится до 1 миллиона 917 тысяч человек. Численность лиц трудоспособного возраста уменьшится на 40 тысяч человек. Численность пенсионеров возрастёт на 110 тысяч. Дефицит высококвалифицированных кадров на сегодня составляет 25 тысяч человек, а в планах краевой администрации создать ещё 25 тысяч высокопроизводительных рабочих мест. Количество вакансий в четыре раза превышает количество зарегистрированных безработных: на учёте стоят 15,7 тысячи человек, тогда как вакансий – почти 60 тысяч. Губернатор соглашается, что ожидать серьёзного увеличения численности в ближайшие годы не можем, но вместе с тем надеется решить задачу, изменив баланс трудовых ресурсов по тем или иным компетенциям.

 Но мы продолжаем произносить заклинания: мигранты отбирают работу у местного населения, мы должны обеспечить в первую очередь своих. Так и хочется спросить: мы в какой экономике живём? Большинство усвоило, рынок товаров должен быть конкурентным, хотя на деле и здесь экономические законы не очень работают. Что же до рынка труда – то о конкуренции речи не идёт. Администрация края твёрдо стоит на защите «своих», не вспоминая об азах политэкономии: именно резервная армия труда, которая дышит в затылок работающим, и является одним из важнейших условий повышения производительности труда. В нашей ситуации налицо несоответствие между спросом и предложением рабочей силы. И это не стимулирует ни работника повышать свою квалификацию, ни работодателя, для которого проще и дешевле использовать труд социально неотягощенной рабочей силы, не заморачиваясь закупкой высокопроизводительной техники, научной организацией труда, эффективностью управления и т.д.

А на что последние два года направлены усилия руководителя УФМС Приморского края?  Первым делом была объявлена война так называемым посредникам в деле оформления и продвижения документов мигрантов. Установка простая: кроме меня никого на этой площадке быть не должно. Оформлением документов для мигрантов, а значит и взиманием платы, должна заниматься исключительно миграционная служба. Начальник УФМС подстраховался, лишив подведомственные подразделения в муниципальных районах края этой функции (уберёг их от коррупционного соблазна). На следующем шаге были уволены сотрудники, профессионалы своего дела, объявленные пособниками посредников. Третьим шагом стало использование коммерческого предприятия ФГУП «Миграционный центр», установившего свои расценки на услуги мигрантам: информационные и консультационные услуги, содействие в оформлении заявлений и иных документов, подаваемых в ФМС.

Внешне всё выглядит благопристойно: есть государственная служба, есть электронная очередь, только талонов в день очень ограниченное количество (не более 10), но оформление почти задаром. Если же кому-то не терпится получить услугу быстро, рядом есть ФГУП, дорого – да, зато быстро (и количество талонов до 200!). А что такое «быстро»?  Согласно статье 13.3. ФЗ-115 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» срок оформления патентов определён в 10 рабочих дней. Это время требуется для тщательной проверки личности иностранного гражданина, а если «быстро» – значит, без такой проверки, безопасность не в счёт, главное – плати?

 

Мигранту, оформившему патент во ФГУП, выдаётся на руки квитанция об уплате налога в размере 1 000 рублей с комиссией 40 рублей, а квитанция об оплате услуги на 11 тысяч рублей изымается работниками филиала ФГУП при сдаче документов. Тут же рядом дружественный банк, через который осуществляются все платежи, а поскольку квитанции на оплату услуг изымаются, то велик соблазн до конца дня изъять из кассы банка «излишне уплаченное». Эффективно работающая система! А чтобы не мозолить глаза горожанам, подвернулся случай переехать из здания в государственной собственности в просторное помещение, принадлежащее частному лицу, к чёрту на кулички, куда не ходит общественный транспорт, где-то на краю городской географии. Остаётся выяснить только одно обстоятельство: кто тот щедрый собственник, предоставивший безвозмездно 2 тысячи квадратных метров площади Миграционному центру? И названа эта операция в духе времени: государственно-частное партнёрство, чтобы не было сомнений в легитимности сделки.

 

Нас пытаются убедить, что миграционная служба работает вполне эффективно, за 2014 год в краевой бюджет перечислила 47 миллионов рублей, которые ранее оседали в карманах посредников. Но вот элементарный расчёт: в год оформляется от 15 до 18 тысяч патентов, в среднем за который мигрант должен заплатить скромных 11 тысяч рублей. То есть, только этот денежный поток составляет не менее 165 миллионов рублей, не говоря о том, что есть ещё доход от таких хитрых формулировок как «обеспечение сопровождения пакета документов для получения разрешения на привлечение иностранной рабочей силы» стоимостью в каких-то 10 тысяч рублей. Ещё оформление «разрешений на временное проживание», также «вида на жительство», которые составляют уже 77 тысяч рублей, а гражданство так и вовсе «покупается» за 102 тысячи. Спрашивается, куда и какие деньги идут? Вот такая «прозрачная и цивилизованная структура» этот самый Центр. И вот такой структуры теперь лишили УФМС. Согласитесь, есть о чём горевать. И дело не в том, выставлял или нет ликвидированный Миграционный центр такой ценник жителям Донбасса, но по логике вещей им указали такую сумму не со зла, или по корысти, а просто по инерции – с жителя Узбекистана можно, почему же нельзя с жителя Украины, ведь на одну и ту же букву?

 А что же оппозиция? Какие существенные претензии к ней со стороны УФМС, кроме ярлыков о «посредничестве» и коррупционности»? – Чтобы убедить читателя в злостных намерениях противной стороны, и не оказаться привлеченным к ответственности за неправедные обвинения, используются полунамеки, из которых вывод напрашивается сам собой. Вот к начальнику УФМС приходит бывший начальник, а ныне общественник, и предлагает взаимовыгодное сотрудничество, на что первый отвечает, что может действовать только по закону. То есть, нужно полагать, что в предложении было что-то незаконное. А для пущей убедительности добавляет, что через некоторое время ему сожгли машину… Картина маслом: семидесятилетний старик, которому отказали в сотрудничестве, тёмной ночью с банкой керосина подкрадывается и поджигает… Но «дело тёмное», говорит нынешний начальник.

 А автор публикаций и вовсе «раскрывает» целую «преступную сеть»: оказывается, с бывшим начальником УФМС вместе работает бывший начальник Департамента занятости, они связаны с краевыми и федеральными структурами, «окопались» в Общественных палатах и Народном фронте и даже плотно работают с министром и бывшим заместителем начальника ФМС – это уж настоящая мафия… Только обличителям, похоже, невдомёк, что есть профессиональное сообщество, которое обеспокоено убывающим населением Дальнего Востока и которое бьётся над тем, как изменить сложившуюся ситуацию.

Что же в результате этих «конструктивных реформ» в УФМС и эмоциональных рекомендаций, которые даёт журналистка?  Под предлогом борьбы с «теневыми» посредниками устранены конкуренты, финансовый поток сосредоточен в одних руках, общественность от участия в этих процессах отстранена, контроль и подотчётность отсутствуют. В результате можно смело утверждать, что в крае не появятся необходимые рабочие руки, конкурентоспособность за человеческий капитал мы будем проигрывать и дальше, а значит под угрозой все стратегические планы и инвестиционные намерения Приморского края».

 

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram