> Образ экономики – большая породистая голодная собака - Аргументы Недели

//Экономика

Образ экономики – большая породистая голодная собака

18 марта 2015, 16:15 [«Аргументы Недели», Ирина БУДНИКОВА ]

В непростые экономические времена российская власть рассматривала бизнесменов и, прежде всего, мелкий бизнес, как палочку-выручалочку. Во времена нэпа частники не дали стране умереть с голоду. Но потом также быстро их зачистили из экономического пространства. В 90-е годы прошлого века история практически провернулась по спирали.

Декларируя сегодня принципы рыночного развития и режим благоприятствования частному бизнесу, власти не торопятся давать ему настоящую свободу. Чем сегодня «дышит» волгоградский бизнес и дышит ли вообще? Как в нынешних реалиях может помочь местная власть и государство?

 

Одна из главных экономических проблем, которая волнует сегодня предпринимателей -  рост цен и снижение платежеспособности населения.

- Падение доходов населения повлекло за собой снижение спроса и, как следствие, объема продаж, - констатирует генеральный директор группы компаний АС, член Общественной палаты Волгоградской области Андрей Сукачев. – Рост курса валют ограничивает возможности закупки современного оборудования и технологий. Ударом «под дых» стало и изменение  политики кредитных организаций, в частности, удорожание заемных средств. Очень сильно сказываются негативные ожидания всех субъектов экономики, переходим в режим выживания.

Исполняющий обязанности председателя волгоградского областного отделения «Опоры России» Андрей Удахин тоже видит, что бизнесмены в настоящее время оказались в экономических ножницах: с одной стороны, падает платежеспособность, а с другой стороны снижается товарооборот.

- Это падение ощутили практически все предприниматели Волгограда. Если говорить о продуктах и товарах повседневного спроса, то потребители едут закупаться в сети. Крупные торговые сети оказались в выигрышной ситуации, потому что могут предложить товар дешевле. А малый бизнес по рукам и ногам связан огромным количеством платежей. Невозможно, зарабатывая 10 рублей, отдавать 12-ть. И поэтому бизнес ещё больше уходит в тень.

Руководитель группы компаний «Кофе Тайм»  Роман Тютюлин рассказал, что их товарная группа – это импортная продукция, а потому ситуация с ростом курса валют и введением ряда санкций Евросоюза, сделали свое «грязное» дело:

- Нам пришлось повысить цены, и снизить свою маржинальность. Поэтому в наших магазинах стало меньше покупателей. Чай и кофе нашего ценового сегмента остался доступным только для покупателей с высоким достатком. Мы вернулись в царские времена, когда хороший чай был доступен только боярам и царским семьям, а простой народ пил сор-траву или «иван-чай», который сейчас хлынул на рынок.

Предприниматель Виктория Петрова, в активах которой клиники - стоматологическая «Жемчужина» и детская «Маргоша», а также «Паб Галерея», солидарна с мнением других бизнесменов и напоминает о зависимости от импорта:

- Весь наш бизнес завязан в первую очередь на приобретении качественных, высокотехнологичных, к сожалению, только импортных, расходников и технологий. А с другой стороны, наше процветание напрямую зависит от платежеспособности нашего населения. Сегодня она резко ухудшилась у работающей части наших граждан, и как следствие незащищенными оказались и членных их семей - дети и старики.

Негативно на ситуацию сказалось и повышение арендных платежей со стороны муниципалитета. Многие объекты малого бизнеса пользовались льготами, которых теперь нет. И поэтому типичное настроение многих – бросить свой бизнес.

- Но ведь предприниматели решают задачи власти и государства – не только обеспечивают собственную занятость, но и создают рабочие места. Поэтому прямая задача власти – помочь им, - объясняет Андрей Удахин. – Для начала хотя бы на достаточный период закрепить и не менять правила игры. То есть установить долгоиграющие налоговые ставки, арендные условия, позаботиться о субсидиях. Вот в этом году федерация планирует профинансировать субсидии 1 к 16-ти.  Но у нас в регионе ещё не исполнены обязательства по 2014 году. Прежде чем участвовать в новых, надо закрыть предыдущие.

Пока так и остаются декларативными намерения установить двух-трехгодичные налоговые каникулы для «малышей».

- Они действуют только для небольшого числа сфер бизнеса. Необходимо список этих сфер расширить, - считает Андрей Удахин. – Сначала надо дать предпринимателю встать на ноги, а потом уже требовать отдачу. Вот нам как бы дали право голоса. Есть соглашение с региональной властью, что прежде чем принять новый закон или изменения в старый, этот закон проходит оценку регулирующего воздействия. У членов «Опоры России» есть возможность дать экспертное заключение. Не всегда к нам прислушиваются, но право высказаться, донести свою точку зрения, есть. А если эту точку зрения отстаивать последовательно и настойчиво, то шансы провести нужные поправки увеличиваются.

Так было с региональным «Законом о торговле», который до утверждения правили целых три года. Отстояли предприниматели свои взгляды и в «Законе об отчуждении муниципального имущества». Изначально он уравнивал в правах на покупку помещения, выставленного на торги, человека со стороны и предпринимателя, который арендовал это помещение до торгов. То есть бизнесмен, сделавший ремонт, обустроивший прилегающую территорию и вложивший в это немалые собственные средства, мог все это легко потерять. Теперь у таких предпринимателей есть преимущественное право выкупа по рыночной стоимости и без конкурса. Многие, прошедшие такой путь, осознали себя собственниками. А это уже придает большую уверенность в продолжении бизнеса.

Главная задача государства и местной власти сейчас - строить доброжелательные взаимовыгодные отношения, считает Андрей Сукачев, а именно:

- Прекратить нагружать бизнес дополнительными сборами и платежами. Обеспечить заинтересованность властей всех уровней в развитии малого и среднего бизнеса через ввод реальных показателей эффективности администраций. Освободить от административного давления в части огромного числа бюрократических процедур. Соблюдать сроки и процедуры предписанные законодательством по запросам бизнеса. Ввести мораторий на действия, ухудшающие условия ведения бизнеса в это непростое время.

- Мы не видим помощи со стороны местных властей и государства частному бизнесу, и если честно, не видим даже попыток, - категорична Виктория Петрова. - Я уверена, что

государство сегодня должно не поднимать  процентную ставку по кредитованию, а, наоборот, опустить ее до самого нижнего порога, и тогда снова появится желание возрождать наше производство, обрабатывать богатейшие ресурсы, а не разбазаривать то, что дает нам природа. Именно возможность кредитования под низкий процент, позволит наладить производство, и  мы не будем видеть трудоспособных граждан, выброшенных на улицу безработицей. На мой взгляд, 70% бизнеса нашего города уже на грани банкротства, а это рабочие места, неуплаченные налоги, опустошенные торговые центры. Город напоминает, может, и породистую, но голодную большую собаку.

Роман Тютюлин думает, что местная власть должна взять на себя всю полноту ответственности за ситуацию на месте:

- Нужно не закрывать заводы и предприятия, выплачивать заработную плату людям, а не копить миллионные долги. Привлекать инвестиций в наш город. Развивать инфраструктуру. Всячески способствовать развитию малого предпринимательства в городе. Государство может помочь, но такое ощущение, что либо не хочет, либо не знает как!

Сказалось и повышение арендных платежей. И поэтому типичное настроение многих – бросить свой бизнес.

 



Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте