В прошлом номере «АН» подробно рассказали про ситуацию с газом. Вкратце: РФ – мировой лидер по запасам и добыче, но в половине населённых пунктов страны газа нет. В нескольких крупных регионах уровень газификации – 0%. Правительство словно прислушалось к нашей публикации, сразу приняло несколько важных газовых инициатив.
Шестого декабря в Госдуму поступила программа массового перевода транспорта на газовое топливо. В первую очередь речь идёт о городских и пригородных автобусах. Депутаты практически дословно цитировали публикацию «АН»: «Россия не входит даже в первую десятку стран по уровню использования газомоторного топлива. Его используют только 100 тысяч из 50 миллионов автомобилей, это 0,2% автопарка».
По мнению депутатов, прежде всего нужно оснастить газовыми двигателями весь городской общественный автотранспорт. Оборудование для каждого автобуса обойдётся в 30–50 тыс. руб., но сэкономит 2–3 руб. с километра пробега. В результате затраты отобьются уже через 30–50 тыс. км, тогда как средний пробег городского автобуса – 120 тыс. км в год. В масштабах страны экономия будет огромная. По данным Минтранса, в России 82 тыс. общественных автобусов. В стране 31,3 тыс. автобусных маршрутов протяжённостью 486 тыс. километров. Автобусы перевозят людей в 1,3 тыс. городов и 78 тыс. сёл.
В общем, идея перевести транспорт на газ заслуживает внимания. Но вторая газовая инициатива властей мало кого обрадует. По ней все жилые помещения, включая городские квартиры, нужно в обязательном порядке оснастить газовыми счётчиками. Сейчас такое оборудование есть только в 10% домов. Проблема в следующем: техника дорогая, цена доходит до 12–15 тыс. руб. за прибор, не считая установки. К тому же обслуживание счётчиков не бесплатное. При этом выгода исчезающе мала. Во многих регионах при нормативе 9–10 куб. в месяц плата за газ – 50–60 рублей. Если поставить счётчик, цена упадёт до 35–40 рублей. С такой экономией расходы на счётчик отобьются только через 50–70 лет.