Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Экономика

Цены на продовольствие: спасет ли нас мясо крокодила?

, 19:23

Цены, цены… Поход в магазин в последнее время начал пугать – стоимость пакета молока растет буквально на глазах, хотя телевизор уверяет, что ничего страшного не происходит. Вот и Россельхознадзор разрешил ввоз мяса крокодила.

Спасет ли нас мясо крокодила и годится ли оно на колбасу? Во вторник РИА Новости и BBC опубликовали прогноз агентства Standard & Poors, предсказавший ускорение повышения цен на продовольствие в России к концу года. Цифры, приводимые СМИ, пока не кажутся пугающими: «В течение августа цены на мясо и птицу выросли на 2,5% (в августе 2013 года — всего на 0,2%). Рыба подорожала на 1,4% (в 2013 году — на 0,7%). Эти тенденции сохранялись и в сентябре», - сообщают финансисты.

Прогноз в цифрах аналитики сопроводили комментарием: «С нашей точки зрения, неожиданное изъятие значительной доли сельхозпродуктов с рынка представляет собой "шок" со стороны предложения продуктов питания, который может быть лишь частично смягчен увеличением объема внутреннего производства и импорта из других регионов (стран СНГ, Южной Америки, Азии и, возможно, некоторых европейских стран, не входящих в ЕС)». То есть экономисты совершенно прямо говорят: цены на продукты растут не из-за санкций, а в большей степени из-за «нашего ответа Чемберлену» - эмбарго на ввоз продуктов из Европы.

Проценты – вещь хитрая: в целом цены на рыбу выросли на 1,4%, но при этом, оказывается, на семгу они подскочили чуть ли не на 50%, а низкий процент удержался (пока!) благодаря наличию запасов не пользующейся спросом, к примеру, кильки в томате. «Новая газета» провела специальное журналистское расследование, и попросила своих корреспондентов в разных городах страны присылать в редакцию таблицы по разным продуктам, из которых отлично видно, по каким продуктам мы зависим от импорта, а по каким не очень.

«Цифры здесь имеют второстепенное значение, на первом плане — их интерпретация. Возьмем, к примеру, производство зерна.  Поздний Советский Союз и новая Россия в первую декаду своего существования были чистыми импортерами. С 2001 года и по сей день мы, напротив, вывозим зерно, и не потому, что не доедаем. Секрет успеха прост: производство восстановилось, а вот внутреннее потребление резко упало в результате резкого падения спроса со стороны животноводства. Коров-то вырезали, кушать комбикорм некому. Как результат, вместо сырья (зерна) мы импортируем готовый продукт (мясо и молочную продукцию). И в результате имеем соответствующие показатели доли импорта на рынке: около 80% говядины, более половины сыра, более трети свинины (все это — по итогам 2012 года)», - полагает редактор отдела экономики Алексей Полухин.

Согласно данным газеты, к примеру, в Красноярске с 19 сентября по 03 октября цены выросли: на масло сливочное «Валио» – на 7,5%, на яблоки – на 245%; в Омске: на масло сливочное «Валио» – на 23%, на свинину на 14%, в Ростове-на-Дону: на курятину – на 5,5%, на говядину – на 2,9%, на персики – на 26%, на колбасу – на 7,8%, на свинину – на 5,7%4 в Санкт-Петербурге подорожали молоко – на 3,8%, колбаса – на 56%, выросли цены на персики, апельсины, перец. Цены как на овощи и фрукты, так и на мясо и молоко заметно зависят от логистических схем и собственной промышленности региона, но явно прослеживается тенденция подорожания мяса и колбас, причем весьма существенно. Именно эти категории продуктов зависят от импорта особенно заметно.

Специалисты агентства Bloomberg провели опросы обычных граждан в магазинах, которые показали, что эмбарго ударило по разным людям по-разному, но не задело, разве что, депутатов Госдумы, принявших столь милый их сердцу запретительный закон. Пенсионерка Галина Митяева рассказала, что она всегда покупала мужу на неделю половинку батона сервелата – теперь вынуждена приобретать только четвертинку. «Что я могу купить на неделю на 1000 рублей?», - раздумывает она. Студентка Наталья Ломтева сокрушается, что зимой ей вряд ли удастся видеться с друзьями в кафе – они уже отказались от еженедельной чашки кофе с пирожным, но летом можно было собираться в парках. Ее любимое кафе стало не по карману студентам. Учительница Марина Хоменко отметила, что вместе с продуктами незаметно подорожала и недорогая одежда ее любимой марки C&A и косметика Nivea – она связывает подорожание с падением курса рубля.

По оценкам Bloomberg инфляция в 2014 году достигнет годового показателя в 8%, но это средняя цифра – по отдельным продуктам ее показатели выше: по мясу она достигла 17%, по табачным изделиям – 28%, по транспортным услугам, билетам на самолеты и поезда – 13%.

Специалисты авторитетной Financial Times подчеркивают, что рост цен – результат не только эмбарго, но и всей политики России последних месяцев, а, может быть, и лет. Мы оказались совершенно не готовы к падению цен на нефть, не учли возможность санкций, когда решительно начали вершить геополитику. Рубль ударился об историческое дно в 40 рублей – а это не может не влиять на цены и инфляцию, экономика не растет – инвестиций нет вообще. Бизнес смертельно напуган: «В России больше нет частной собственности. Они все –вассалы власти. Бизнес больше не может жить как раньше, Россия существует по военным правилам», - заявил Financial Times по пути в Лондонский суд Сергей Пугачев, которого западные издания раньше называли «кошельком Кремля». Бывший олигарх пытается судиться из-за потерянных им верфи и завода в Петербурге, и намекает на Владимира Евтушенкова.

Расслабившиеся на высоких ценах на нефть, российские олигархи прозевали тот момент, когда западные кредиты стали им недоступны из-за санкций. На доллар возник ажиотажный спрос – российский бизнес задолжал 134 миллиарда долларов, и срок возврата наступит в 2016 году. Центробанк, по данным Bloomberg, уже залез в резервы, и потратил 2 миллиарда долларов на поддержание курса рубля с марта по октябрь этого года. В октябре валютные интервенции резко ускорились: 980 миллионов потрачено 3 октября, 420 миллионов – 6 октября, еще около 350 млн – 7 октября. «Точечные интервенции уже не работают», - считает Бенуа Анн, глава департамента Банка Сосьете Женераль в Лондоне.

«Система поедает сама себя», - резюмировал скрывшийся в здании Лондонского суда бывший олигарх, все еще надеющийся что-то вернуть. Вряд ли спасение принесет мясо крокодила…

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram