Не проданному на Украину газу нашли применение
8 августа 2014, 11:21 [«Аргументы Недели. Татарстан», Татьяна Смирнова, Казань ]
Пилотные проекты по переводу автотранспорта на газомоторное топливо осуществляют сегодня ряд регионов, в основном в Поволжье, в том числе Нижегородская, Пензенская и Оренбургская области, Удмуртия, Чувашия, Татарстан. Сейчас в субъектах сформирован заказ на 750 единиц подобной техники. Планируется, что всего до конца года в России будет приобретено 2,5 тысячи единиц газомоторной техники.
Использование природного газа в качестве газомоторного топлива имеет одно неоспоримое преимущество: уменьшает количество вредных выбросов в атмосферу. К тому же, в условиях санкций, когда экспорт газа сокращен, например, в Украину, это поможет реализации его на территории России.
Экономические выгоды использования газомоторного топлива определяются затратами на его производство (добычу и транспортировку до АГНКС) и ценами на компримированный природный газ. Особенность состоит в том, что извлекаемый из недр газ используется практически без последующей переработки. Это определяет его относительно низкую себестоимость по сравнению с продуктами переработки нефти.
В настоящее время, по оценкам специалистов, глубина переработки нефти в России составляет в среднем 70% и далека от показателей развитых стран. Это доказывает дополнительную эффективность использования газомоторного топлива в России в современных условиях.
Развитие рынка газомоторного топлива во многом зависит от властей регионов. К, примеру, руководство Татарстана до 2023 года намерено перевести на газ 50 % общественного транспорта, по 30% коммунальной и строительной техники. Основным поставщиком газомоторного транспорта в республике является КАМАЗ, который ежегодно инвестирует порядка трех миллиардов долларов в разработку и внедрение технологий по переводу своей продукции на газомоторное топливо.
«КАМАЗ с каждым годом увеличивает продажи газомоторных грузовиков. В 2011 году было продано 170 грузовиков, в 2012 - более 300, а в 2013 году - 530 грузовиков. В текущем году планируется выпустить порядка 1-1,5 тысячи единиц автомобильной техники на газомоторном топливе, - сообщил «Аргументам.ру» представитель компании.
Камазовская газомоторная техника в текущем году будет поставлена не только в Татарстан, но и другие российские регионы - Краснодарский край, Свердловскую область, Мордовию, Чувашию и т.д. «Автомобили на «газе» примерно на 5-10% дороже автомобилей с дизельным двигателем, но они окупаются значительно быстрее из-за низкой стоимости газового топлива, пояснил наш собеседник.
КАМАЗ осуществляет создание газомоторной техники в тесном сотрудничестве с Газпромом. В прошлом году компании подписали соответствующее соглашение, по которому автозавод отвечает за организацию производства «газовых» транспортных средств; участвует в адаптации технической базы предприятий, эксплуатирующих технику на природном газе; передает в опытную эксплуатацию газомоторную технику потенциальному потребителю - партнеру ООО «Газпром газомоторное топливо».
В свою очередь, «Газпром газомоторное топливо» отвечает за заправку газомоторной техники компримированным природным газом; координирует строительство объектов газомоторной инфраструктуры и содействует проведению испытаний газомоторного транспорта. Компания также информирует потенциальных потребителей о камазовской газомоторной продукции, в том числе и о ее новинках.
В частности, сегодня на дорогах Челябинска в тестовом режиме курсирует «газовый» автобус Bravis, собранный на площадке совместного предприятия ОАО «КАМАЗ» и бразильского концерна Marcopolo - ООО «КАМАЗ-Марко».
«Bravis - это автобус, который вписывается в экономику нашего предприятия. К примеру, сегодня каждый километр дороги на автобусе большой вместимости с дизелем обходится нам в 10 рублей, но на метане - почти в шесть рублей. На Bravis же мы планируем тратить порядка трёх рублей. По сути, это первый автобус, который будет приносить прибыль. Цена за проезд от этого не упадёт, но и повышаться не будет, - рассказывает представитель МУП ««Челябинский автобусный транспорт», которое намерено закупить автобусы средней вместимости на природном газе.
Bravis - это 8-метровый автобус с общим числом перевозимых пассажиров до 50 человек, отвечает техническим требованиям «Евро-4» и оснащён компонентами крупнейших мировых производителей.
Весной этого года СП «КАМАЗ-Марко» получило крупный заказ на поставку городских автобусов Bravis в Белгородскую область. Кроме того, ведутся переговоры о поставке 30 автобусовв Башкирию, обсуждаются возможности сотрудничества с Пензенской, Ульяновской, Саратовской и Тульской областями, а также Краснодарским и Ставропольским краями и Мордовией. Всего в 2014 году «КАМАЗ-Марко» планирует произвести и реализовать 300 автобусов.
Концепция создания камазовской газомоторной техники удачно вписывается в принятую в прошлом году программу развития рынка газомоторного топлива в Татарстане до 2023 года. В связи с этим, республика заинтересована стимулировать увеличение выпуска камазовской газомоторной техники.
Татарстан в начале прошлого года, рамках постановления правительства РФ, приобрел 262 камазовских автобуса на газомоторном топливе, которые успешно работали во время Универсиады. Общий объем субсидий составил 932,6 миллиона рублей, из них 655 миллионов рублей - федеральные средства, 277,6 миллиона - средства республики.
«В обслуживании Универсиады в Казани были задействованы 130 «НефАЗов» на газомоторном топливе. Анализ эксплуатации автобусов на газомоторном топливе показал эффективность их использования. Общие затраты на топливо составили 1,68 миллиона рублей, что по сравнению с использованием дизельного топлива экономичнее более чем в два раза», - уточнил представитель минтранса Татарстана.
Сегодня в республике насчитывается более 2 тысяч транспортных средств, работающих на газомоторном топливе. Потенциальный парк газомоторных транспортных средств в Татарстане составляет более 34 тысяч автомобилей.
Реализация программы перевода автотранспорта Татарстана на газомоторное топливо позволит к 2024 году сократить выбросы загрязняющих веществ от автотранспорта на 19 тысяч тон в год. В рамках программы будут построены и сданы в эксплуатацию 60 АГНКС и 150 дочерних станций, создано более 1,5 тысячи рабочих мест.
Однако есть одно опасение, которое высказывают наблюдатели. С газовым автотопливом может приключится та же история, что, в свое время и с дизельным – когда оно из самого дешевого на автозаправке в одночасье превратилось в самое дорогое.