Дагестан продолжает лихорадить. Сообщения о нападениях, перестрелках и убийствах стали, к сожалению, нормой жизни в крупнейшей и самой многонациональной на Кавказе республике. Обещания в своё время вступавшего в должность главы региона Рамазана Абдулатипова навести порядок в республике, покончить с коррупцией, кумовством и экстремизмом так и остались пока лишь обещаниями. Стабильности в Дагестане как не было, так и нет до сих пор. Зато противостояние из политической и общественной жизни республики переместилось ещё и в сферу экономики. Гордость Кавказа и один из главных брендов – Кизлярский коньячный завод заявлен к приватизации. Против смены руководства и продажи градообразующего предприятия выступили работники завода и жители города, которых поддержала республиканская прокуратура. Однако региональная власть, похоже, не намерена менять своё решение. В результате напряжённость вокруг ситуации с коньячным заводом продолжает нарастать.
Покой там только снится
Рамазан Абдулатипов – человек известный и заслуженный не только в горном Дагестане. На федеральном уровне он доктор философских наук, профессор, академик РАЕН, известен как грамотный, эрудированный и уважаемый политик. Не зря ведь в своё время возглавлял Министерство по делам национальностей. Когда в январе 2013 г. Абдулатипов был назначен главой Дагестана, у многих, и не только в Москве, появилась надежда, что наконец-то в неспокойной республике наступят мир, стабильность и процветание. К сожалению, ожидания оказались напрасными. Во всяком случае, пока. Может, ещё как-то и случится желанный прорыв, но всё более очевидным становится, что перемены произошли лишь во властных структурах республики. Новый состав начальников по старой и недоброй уже горской традиции был сформирован в большей части из родни нового президента РД и его земляков. Если бы они оказались незаурядными и способными спецами, едва ли бы кто-то сильно возражал против такой кадровой политики. В конце концов, на Кавказе свои традиции и устои.
Однако никаких значимых подвижек за этот год с лишним в республике так и не случилось. По-прежнему бандитское подполье терроризирует население, льётся кровь, гибнут люди. Центробанк не успевает «зачищать» в Махачкале криминально-отмывочные банки, республиканские чиновники уже из нового состава становятся фигурантами уголовных дел. В этом смысле показательна история с вице-премьером Магомедгусеном Насрутдиновым, которого сотрудники ФСБ задержали в январе этого года в Москве. Арестованный чиновник подозревается в крупном мошенничестве, связанном с незаконным оформлением в начале 2000-х годов в собственность местных газовых сетей.
Из последних коррупционных новостей из Дагестана можно назвать громкий скандал, связанный с воровством бюджетных денег, предназначенных республиканским школам. Речь идёт о хищении средств в образцово-показательном «Республиканском многопрофильном лицее», где в середине 2013 г. финансирование было увеличено почти в 4 раза – с 81 до 300 млн. рублей. По бумагам более половины этой суммы – 180 млн. рублей – потрачено на школьное питание. Иными словами, каждый из 760 лицеистов ежедневно съедал завтраков на 9 тыс. рублей! На самом деле полное питание получают лишь 30 учеников, остальные лишь булочку и стакан сока. Куда пропали миллионы казённых денег, выясняют теперь правоохранительные органы.
Другое дело из разряда уголовно-образовательных расследуется по факту хищения бюджетных средств, выделенных по программе «Школа будущего». В рамках проекта недавно назначенный заместитель министра образования Хаджимурат Алиев подписал c фирмой «Инструменты управления» контракт на поставку в школы Дагестана 470 компьютерных комплектов на сумму 385 млн. рублей. В действительности всё предприятие закончилось поставкой в школы 47 компьютеров! В чей карман ушли наши с вами деньги, станет известно по окончании расследования безобразного случая.
Похоже, что республиканская власть не в состоянии остановить криминальный и коррупционный беспредел. Более того, члены новой команды управленцев оказались главными «героями» в сводках криминальных новостей с Кавказа. Поэтому многие наблюдатели лишь пожимают плечами на вопрос: «А был ли смысл менять власть в регионе?»
Почём ныне коньячный завод?
Экономические новости из Дагестана в последнее время также наполнены тревожной информацией. Эта тема не ограничилась лишь закрытием целой серии республиканских банков, попавшихся на «отмывании» денег. Очередной скандал случился вокруг известного на всю Россию Кизлярского коньячного завода. В настоящее время предприятие входит в число самых рентабельных в Дагестане. В прошлом году в бюджеты всех уровней завод перечислил более 1,5 млрд. рублей. А в декабре 2013 г. правительство республики приняло постановление, что Кизлярский коньячный завод будет приватизирован в числе других неэффективных госпредприятий.
Действительно, сегодня в Дагестане существует порядка 80 ГУПов, из которых только 49 можно назвать ещё как-то действующими. Ситуация, к сожалению, не новая: таких бестолковых ГУПов по России предостаточно. Они, как не выдержавшие испытание временем, конечно, должны отойти в надёжные частные руки. Однако в нашем коньячном случае ККЗ как раз наоборот – входит в ту самую драгоценную тройку рентабельных предприятий, способных прибыльно работать с пользой для себя и бюджета. Поэтому известие о плохой новости в Кизляре, насчитывающем не более 50 тысяч человек, встревожило не только заводчан, но и всех горожан. Ведь за время жизни при капитализме они хорошо усвоили, что почти всякая приватизация заканчивается на территории резким ростом безработицы и социальным напряжением.
Заводчан особенно возмутила цена, за которую власть собирается продать их завод. Так вот, глава республики Рамазан Абдулатипов, кстати, прежде выступавший против продажи ККЗ, заявил, что приватизация Кизлярского коньячного завода может принести в бюджет 4 млрд. рублей. По рыночным меркам такая цена считается бросовой. Эксперты считают, что завод должен стоить не менее 20 млрд. рублей. А в Дагестане, где с учётом существующих нравов любая сделка вполне может считаться коррупционно-ёмкой, такая постановка вопроса вызвала возмущение работников предприятия: «Нас хотят продать за бесценок!» Взволнованные несправедливым на их взгляд решением, люди вышли на митинги.
Наша справка
Государственное унитарное предприятие (ГУП) «Кизлярский коньячный завод» – одно из крупнейших предприятий по производству крепких алкогольных напитков в России – было основано в 1885 году. Завод стал первым и единственным производителем коньяка на территории Российской империи.
В настоящее время ассортимент выпускаемой на заводе продукции насчитывает около 20 видов напитков, в том числе 12 видов элитного коньяка. Здесь трудится около 300 человек, многие из которых имеют уникальную квалификацию, профильное образование и огромный опыт работы. Завод является официальным поставщиком Кремля, а коньяки с маркой ККЗ являются протокольными напитками администрации президента России.
Все на защиту завода
События вокруг приватизации ККЗ развивались достаточно быстро. Уже 10 февраля прокуратура Дагестана опротестовала постановление о приватизации завода. Кроме того, прокуроры заявили о незаконности изменений, внесённых в устав предприятия, в соответствии с которыми его новым генеральным директором был назначен Магомед Садулаев – основной собственник и руководитель Дербентского завода игристых вин. Спустя несколько дней депутат Госдумы от Дагестана Умахан Умаханов направил генеральному прокурору Юрию Чайке и главе Следственного комитета РФ Александру Бастрыкину запрос о законности приватизации коньячного завода.
Глава Дагестана в свою очередь заявил, что бюджеты разных уровней не получили от ККЗ налогов на сумму почти миллиард рублей. При этом он обвинил руководство завода в отказе от закладки собственных виноградников и использовании сторонних некачественных коньячных спиртов. На предприятии не согласились с мнением Рамазана Абдулатипова, утверждая, что заводское хранилище располагает достаточными запасами собственных спиртов в количестве 348 тысяч декалитров, заложенных начиная с 1977 года. Это порядка 7800 бочек спирта. В защиту своего директора Евгения Дружинина работники приводят факты из заводской статистики, согласно которой с 2008 года, когда он возглавил ККЗ, производство элитных коньяков выросло в два раза – с 30 до 60 тысяч декалитров в год.
У руководства республики своё мнение насчёт назначения на ККЗ очередного нового директора, на этот раз Александра Кручанова – бывшего руководителя местного хлебозавода, который, по словам протестующих, был «успешно» развален. По этой причине кизлярцы не пустили на завод назначенца и прибывших с ним министров из Махачкалы. На этот раз пикет, к счастью, завершился мирно и без эксцессов.
Как пойдёт всё дальше, если конфликт не найдёт разрешения, теперь не предскажет никто. В данное время назначен новый и.о. директора ГУП «Кизлярский коньячный завод» О. Артюхов. Надо полагать, что Рамазан Абдулатипов, как опытный политик и дипломат, найдёт возможность разрешить спор достойным для всех сторон образом. И с пользой для всех. В противном случае Кизляр рискует остаться вообще без промышленных предприятий, учитывая, что местный электромеханический завод едва держится на плаву. А безработных в городе и без того хоть отбавляй.