Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Экономика № 7(399) от 27.02.2014

На пути тунца

, 17:28 , Обозреватель отдела Экономика

Росрыболовство загорелось идеей возродить добычу тунца. Задача во многом политическая. В мире началось бурление вокруг этой ценной рыбы, многие страны бодаются за право на лов в Мировом океане. РФ пока сохраняет членство в тунцовом клубе, но квоты, доставшиеся от СССР, простаивают. Их могут отобрать в пользу Гондураса.

Золотая рыба

Основатель одной из самых успешных в коммерческом плане сект – кореец Мун – сделал свои миллиарды, закидывая не столько религиозные, сколько обычные сети. В автобиографии с говорящим названием «Путь тунца» он рассказывает, как поначалу хотел взяться за разведение коз. Но тут узнал, почём идёт синий тунец.

Козы сразу отпали: в Японии за одного-единственного крупного синего тунца дают более 4 тыс. долларов. Особо выдающиеся экземпляры уходят с молотка. На аукционах цены доходят до безумия. В январе 2011 г. тунец весом 342 кг уплыл за 398 тыс. долларов. На наши деньги выходит – более 14 млн., за килограмм – 41 тыс. рублей! Это по сей день мировой рекорд стоимости рыбы.

Откуда такие цены? Вроде тунца в мире хватает. В 2013 г. выловили 4,3 млн. тонн. Это – 14% всей мировой добычи рыбы! У тунца паритет с сельдью (15% добычи). Больше ловят только трески (24%). Правда, в сети в основном попадают дешёвые разновидности тунца – полосатый да желтопёрый. В мороженом виде оптом они идут по 1,8–2 долл. килограмм (70 рублей). Другое дело большеглазый, альбакор и синий тунцы. Филе их спинки, его белое мясо, ценится особенно высоко. Тут стоимость килограмма доходит до 10–15 долл. (350–540 рублей).

Эти виды тунцов для РФ – экзотика. Жаль, что многие у нас их даже не пробовали. Собственная добыча прекратилась в 2000 г., когда остатки старого советского тунцеловного флота встали на ремонт, да так и не вернулись в океан. Что до импорта – в Россию возят в основном самый дешёвый тунец в банках. Надо сказать, за рубежом с качеством этой рыбы тоже неладно. Тунец занял почётное второе место в ходе недавнего мирового рыбного скандала.

Дело было так. Экологическая ассоциация «Океан» не поскупилась на генетическое исследование 1,2 тыс. образцов рыбы, купленной в ресторанах и супермаркетах. Оказалось, 60% тунца в США – подделки. В Европе ситуация немногим лучше. Особо отличились различные суши-бары – там дорогую рыбу повсеместно заменяют дешёвой. По уровню фальсификации впереди тунца только морской окунь с показателем поддельности под 90%. Кстати, любимый в РФ лосось обычно подлинный.

Подделывать тунца невероятно выгодно. Эта рыба – один из самых доходных морепродуктов. Для примера: даже в неудачный год малое судно-тунцелов вместимостью 150–200 т привозит на берег улов в 1 тыс. тонн. Он тянет примерно на 100 млн. рублей. Представьте, сколько зарабатывают владельцы крупных тунцовых сейнеров – кораблей длиной до 80 м и вместимостью 1,5 тыс. тонн.

Азиатский дар

Вот почему вокруг тунцов в мире началась такая буча. На первое место стремительно вырвался Китай, планирующий к 2015 г. нарастить свой океанический рыболовный флот с нынешних 1,9 до 2,3 тыс. судов. Таково требование XII пятилетнего плана развития народного хозяйства КНР.

Китай вложил полмиллиарда долларов в строительство крупнейшей в Азии промзоны по переработке тунцов в г. Жунчэн. Она открылась в сентябре прошлого года, рассчитана на 150 тыс. тонн тунца. В области добычи основная ставка – на серийное строительство собственных крупнотоннажных тунцеловных сейнеров. Сейчас у Китая 20 таких судов, но все – устаревшие, подержанные корабли иностранного производства.

К 2015 г. их спишут на лом, в строй поставят суда собственного производства. Гордость китайского флота – тунцелов с названием Jin Hui-8. Судно длиной 75 м, вмещающее 1,1 тыс. т рыбы, полностью спроектировано и построено в КНР. Оно стало первой ласточкой китайской тунцовой бури и натиска в Мировой океан.

Страна готова на многое, чтобы добраться до ценного ресурса. Зона особого интереса – богатые тунцом воды около западного побережья Африки. Китайский флот уже вылавливает в этих краях 3 млн. т рыбы в год (64% рыбной добычи КНР). В ход пошли все политические рычаги. В частности, в обмен на режим тунцового благоприятствования правительство КНР за собственный счёт построило завод по переработке замороженного тунца в Новой Гвинее. Предприятие безвозмездно передали местному правительству. Между прочим, не все страны принимают такие подарки. В марте 2013 г. правительство островного государства Палау отвергло предложения Тайваня. Тот предлагал в подарок только что построенный крупнотоннажный сейнер-тунцелов. В обмен просили доступ к ловле тунца в палауанских водах.

Габон и Гондурас тоже предпочли развивать тунцовую индустрию собственными силами. Габон выпустил госзайм на 850 млн. долл. – на собранные деньги строит мощный флот из 20 тунцеловных сейнеров. Другой крупнейший заказ на 24 больших тунцеловных судна разместило правительство Мозамбика. Корабли строят на французских верфях. Гондурас и вовсе объявил тунцовый промысел приоритетным видом национального рыболовства.

Тем не менее пока в первых рядах мирового тунцового парада Япония, США и Франция. Из тех стран, которые добывают рыбу в собственных водах, на мировой тунцовой арене заметны Таиланд, Индонезия и Филиппины. Скоро к клубу Японии, Франции и США присоединится КНР.

Азиатское наступление на африканских тунцов сильно обеспокоило Евросоюз. Правительство ЕС без того тратит на прямую помощь своим рыболовам 13 млрд. евро в год. По части тунца протекция особо явная. Тут преуспели испанцы. Местные рыбные предприятия не без рычага в виде правительственных кредитов разорили и скупили некогда сильных конкурентов – итальянских тунцовых переработчиков.

Затем испанцы вложили 3 млрд. евро в новейшие заводы по переработке тунца в Латинской Америке. На очереди третий этап – в разгаре переговоры ЕС с правительством Островов Кука. Планируется замечательное «соглашение о партнёрстве». Благодаря ему испанские рыбаки получат приоритетный доступ к промыслу тунца в Западной и Центральной зонах Тихого океана. Они уже выбили право вывести туда четыре дополнительных тунцеловных сейнера.

Второй Атлантический

Что Россия? У нас тунца едят мало, хотя спрос бодро растёт. Но главное: у РФ остались старые советские квоты на лов тунца в Мировом океане. В нынешней ситуации им нет цены.

Конкретно: мы имеем право вывести до девяти крупнотоннажных сейнеров на добычу тропических тунцов в Атлантике. «Промысловая ценность квоты – до 65 тыс. т тунцов в год. Оценочная стоимость этой рыбы – 5 млрд. рублей. Для сравнения: выручка крупнейшей российской рыбодобывающей компании – группы «Русское море» – в прошлом году составила 18 млрд. рублей.

Так что тунцовые деньги для рыбной индустрии будут нелишние. Правда, сначала придётся крупно вложиться в суда. Надо сказать, СССР получил квоты за особые заслуги. В лучшие времена советский тунцеловный флот достигал 19 судов. Программа развития добычи тунца в Мировом океане была на особом контроле правительства. В 1969 г. в экваториальную Атлантику отправили научное судно «Олойчан». С 1973 по 1979 г. перспективные тунцовые районы в Мировом океане обследовал корабль АтлантНИРО «Нектон».

Научную подготовку провели основательно. Данные экспедиций подтвердили: улов будет очень богатым. После этого государство развернуло программу строительства судов-тунцеловов. Пять крупных сейнеров вместимостью 1,2 тыс. т типа БСТ «Родина» заказали в Польше. Три средних сейнера типа «Каури» построили по советскому заказу в Испании. Остальные суда сошли с калининградских стапелей. Сказать по правде, советские сейнеры собственной постройки скопировали с канадского проекта 20-летней давности. Поначалу всплыло множество технических недоработок. Тем не менее их довели до ума, после чего они оставались на промысле в Индийском и Атлантическом океанах до начала 2000-х годов.

Сейчас от той советской тунцеловной флотилии не осталось ничего. Часть тунцеловов распилена на лом, часть продана за рубеж. В Мировой океан за тунцом выходить не на чем. Разумеется, если мы хотим вернуться в эти воды, нужен масштабный план строительства современного флота. Первые подвижки сделаны, но пока криво. Например, мантуровский Минпромторг потратил 85 млн. бюджетных рублей на разработку проекта российского тунцелова. Деньги растворились, судна никто не увидел. Мантуров сидит.

Похоже, чиновники просто выколачивают из госказны средства под политически горячую тунцовую тему. Мол, весь мир охотится за тунцом, пора спохватиться и нам. Вопрос: дойдёт ли хоть рубль на развитие реальной добычи?

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram