Пронесутся веселые новогодние и рождественские праздники под брызги шампанского и взрывы петард. Акулы бизнеса и раптеры из госмонополий и банков хорошо отдохнув, вернутся к делам насущным. Бравые, подтянутые сотрудники администрации президента, министры, цэбешники, силовики отдохнут не хуже, и тоже вспомнят о работе. Вернутся на насиженные места посвежевшие, румяные депутаты.
Очухаются через денёк-другой те, кто злоупотреблял, и закипит всё вокруг, как вода в котлах. Зашаркает, забегает, зашуршит, заголосит - запарится. Рассядется по кожаным креслам в кабинетной тиши, вспомнит, прикинет - задумается.
Как будем жить дальше? Что там Путин говорил в конце прошлого года про офшоры в своём послании? Он это, что серьёзно, или как тогда, перед Кипром? Если серьёзно, то как же мы харчеваться будем, пронзит элиту истошный вопрос, сформулированный господином Шариковым на заре исторического материализма.
Но что такое этот Шариков? Неполноценный пёс - не более. Мозги не работают, одни инстинкты. А мы что-нибудь обязательно придумаем. Надо придумать, чтобы не потерять плавники и зубы, и ни сгинуть скопом как динозавры от удара, прилетевшего из космоса огромного булыжника.
Если президентское послание в части, угрожающей российской офшорной вольнице, можно сравнить с метеоритом, то космосом, откуда появился этот кусок проблем, будет определённо ОЭСР, а мы туда скоро вступаем. Надо соответствовать. Зря что ли в ВТО брякнулись безо всякой для страны пользы. В липкое, неприятное для нашей экономики образование. Но отказаться от вступления в оное было нельзя. Вот мы и барахтаемся теперь, сами знаете в чём, хлебаем по полной минусы в социальной сфере, теряем плюсы в экономике. Но не берут без этого в высшую лигу цивилизации. Поэтому будем терпеть и делать, что требуется.
Несмотря на то что цены на нефть весь год подпирали отметку $110 за баррель, российской экономике от этого становилось всё хуже и хуже. Злые языки говорят, что вступление в ВТО помогает правительству "убивать" целые отрасли более высокими темпами, чем раньше. Но ведь не только это. Российский бизнес не желает платить налоги и делает это неохотно, миминизируя их при помощи офшоров. А весомую часть собранных в бюджет средств пилят чиновники всех уровней и тоже выводят за рубеж. Крадут, пилят, уводят или крадут, уводят, пилят. Безостановочно. Без страха и упрёка.
Между тем борьба с офшорами приняла мировой размах. Комитет по расследованиям сената США нашел за рубежом $1,7 триллиона нераспределенной прибыли американских корпораций. А ОЭСР летом представила министрам финансов стран «двадцатки» план по борьбе с налоговой минимизацией (Base Erosion and Profit Shifting — BEPS). ОЭСР обнаружила источник «налогового хаоса» — международные соглашения об избежании двойного налогообложения. Они появились для того, чтобы компании не платили налоги по двойному счету в двух странах, но в итоге они не платят нигде, возмущался генеральный секретарь ОЭСР Анхель Гурриа. Скоро этой «золотой эпохе» придет конец, пообещал он. Хотя Россия пока не является членом ОЭСР, но требования плана BEPS придётся выполнить. Российские чиновники обсуждать с коллегами из ОЭСР эту тему еще несколько лет, чтобы потянуть время. Но из-за экономической стагнации бюджету стало не хватать денег. Недостачу Минфин рассчитывал компенсировать, усилив борьбу с налоговыми схемами и теневым сектором: бюджет должен получить благодаря этому более 400 миллиардов рублей в 2014-2016 годах, пишут "Ведомости".
Здравомыслящему человеку невозможно понять, почему у нас не хватает денег, когда за последние 20 лет, по данным председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко, из страны утекло через офшоры более $1 триллиона.
"С этим нужно точно заканчивать, и заканчивать как можно быстрее", - возмутилась она в интервью телепрограмме "Россия 24", и посетовала, что эту сферу трудно регулировать на государственном уровне.
"Существует несколько десятков схем — налоговой, инвестиционной, корпоративной оптимизации в офшорных зонах. Это уже целый мир, в котором очень удобно скрывать доходы и уходить от справедливого налогообложения", — отметила Матвиенко.
Матвиенко признала, что в России решения для урегулирования проблемы с выводом денег за рубеж принимаются медленно. Она привела в пример Германию, где, по ее словам, найден эффективный подход. "Там даже представить невозможно, чтобы крупные национальные компании были в офшорных зонах", - позавидовала спикер Совета федерации, обнадёжив общество, что законопроекты, касающиеся мер по деофшоризации, будут приняты уже на весенней сессии парламента в следующем году. А в заключение пригрозила махинаторам, занимающимся незаконным уводом средств за рубеж жесткими, вплоть до уголовных, мерами.
Её заявление явилось оперативным откликом на путинскую атаку на офшоры, которую он предпринял в своём послании Федеральному собранию 12 декабря.
По его словам, в 2012 году через офшоры и полуофшоры прошли российские товары общей стоимостью $111 миллиардов, а это пятая часть всего экспорта России. Половина из $50 миллиардов российских инвестиций в другие страны также пришлась на офшоры, – негодовал президент.
Путин предложил, чтобы доходы компаний, которые зарегистрированы в офшорной юрисдикции, но принадлежат российскому собственнику – конечному бенефициару, облагались по российским налоговым правилам, а налоговые платежи уплачивались в российский бюджет. Кроме того, компаниям, зарегистрированным в иностранных юрисдикциях, будет отказано в господдержке, в том числе, кредитных ресурсах ВЭБа и госгарантиях.
Его предыдущий призыв к деофшоризации бизнес-сообщество цинично проигнорировало. Молчали по этому поводу депутаты. Теперь президентом предъявлен ультиматум: "Хотите в офшорах — пожалуйста, но деньги сюда".
Проект основных направлений денежно-кредитной политики на следующие три года предполагал сокращение чистого оттока частного капитала из России в 2013 году до $10 миллиардов, нулевое сальдо в - 2014 и приток капитала в $15 миллиардов - в 2015, сообщал в конце 2012 года бывший первый заместитель председателя ЦБ РФ Алексей Улюкаев в интервью агентству "Прайм". С этим нелепым прогнозом тогда соглашались и Минэкономразвития и Минфин. Теперь Улюкаев перебрался в кресло министра экономики и стал осторожней в прогнозах, на глазах превращаясь в законченного пессимиста.
Проблема вывода денег в офшоры и вообще нелегального оттока капитала в России как была, так и осталась чрезвычайно острой. По данным Банка России, в прошлом году чистый отток капитала из России составил $56,8 миллиардов, из них свыше $35 миллиардов были выведены в рамках сомнительных финансовых операций.
По подсчетам исследовательской группы Tax Justice Network (TJN), из России в низконалоговые юрисдикции за 1990-2010 годы утекло $798 миллиардов.
До 25% российских компаний с годовой выручкой более 30 миллиардов рублей контролируются материнскими холдингами, зарегистрированными в иностранных юрисдикциях, подсчитали эксперты из Института мировой экономики и международных отношений РАН.
Материнскую структуру или центр консолидации прибыли в офшорной юрисдикции имеет и каждая десятая российская компания с выручкой от 1 до 30 миллиарда рублей.
Согласно данным американской организации Global Financial Integrity, в 2011 году из развивающихся стран был незаконно выведен почти $1 триллион, что в десять раз превышает объем международной помощи им. И Россия оказалась на первом месте среди самых неблагополучных в этом отношении стран.
По подсчетам организации, из России в позапрошлом году был незаконно выведен $191 миллиард. На втором месте – Китай со $151 миллиардом, тройку замыкает Индия с $85 миллиардами.
В 2013 году прогноз по оттоку капитала из страны многократно корректировался и с весёлой улюкаевской «десяточки» докатился до $70 миллиардов. Какова же ценность прогнозов нашей исполнительной власти? Никакой, кроме доказательства их неадекватности.
Вот новый прогноз Минэкономразвития - в 2014 году следует ожидать оттока капитала в размере $25 миллиардов, в 2015 - нулевой отток или отток в размере $10 миллиардов, а в 2016 - приток капитала в размере $20 миллиардов или нулевой приток. Откуда взялись эти цифры, с какого потолка? Может быть, деньги в стране закончатся, вместе с крахом экономики, и нечего будет выводить? Или банки после зачистки? Или с нового года у владельцев бизнеса и менеджеров госкорпораций внезапно проснется совесть, и они захотят платить налоги? Или испугаются ответственности за применение офшорных схем?
Чем их там попытается достать Минфин, дубиной закона или дирижёрской палочкой?
По словам министра, большие ресурсы в настоящее время не приходят в экономику РФ, потому что компании, контролируемые иностранными компаниями, получают дивиденды и проценты, не облагаемые налогом.
Министр финансов Антон Силуанов сообщил, что Минфин готовит три законодательные инициативы в рамках деофшоризации экономики, первая из которых касается раскрытия компаниями своих бенефициаров.
"Мы обеспокоены, что большое количество компаний российских зарегистрированы в офшорах, и они не платят доходы здесь, где находятся основные фонды, рабочая сила, где осуществляется управление компанией, поэтому поставлена задача определить бенефициарное владение. Определить: где компания осуществляет свою деятельность, где компания производит продукцию, там она и должна платить налоги", — сказал он.
Он отметил, что зная конечного владельца компании, где она зарегистрирована, какие у нее подразделения, будет проще с учетом обмена налоговой информацией со странами, где такие компании зарегистрированы, принимать решение по определению налоговой базы и соответственно уровня налогообложения.
Вторая инициатива касается контролируемых иностранных компаний. "Если компания находится за рубежом, но контролируется из РФ и не осуществляет свою деятельность, и не платит дивиденды материнской компании, то мы должны спросить с такой компании и начислить сумму налогов с учетом деятельности контролируемой иностранной компании", — пояснил министр. Третья инициатива касается раскрытия компаниями, претендующими на участие в госзакупках, получение субсидий, госгарантий, своих бенефициаров и ограничения на участие в такой господдержке компаний, зарегистрированных в офшорах.
Законопроекты, по словам министра, готовятся и в первом полугодии 2014 года будут внесены в Госдуму.
Также он не исключил применения санкций к компаниям, которые откажутся раскрывать своих владельцев. "Если это будет законодательное решение, то нераскрытие информации уже будет нарушением законодательства. Давайте примем такое решение, посмотрим, как оно будет работать, если будут риски, ужесточим меры к компаниям, которые её не раскрывают", - приводит его слова Интерфакс.
Эксперты предполагают, что по крупным холдингам больше всего ударит законопроект Минфина — об иностранных контролируемых компаниях (controlled foreign company — CFC). Он заставит платить 20%-й налог с прибыли, которая оседает в "дочках" в низконалоговых юрисдикциях. В мире есть разные подходы — умеренный и жесткий, некоторые страны облагают налогом все дочерние компании, даже если они действительно вели бизнес за рубежом, другие страны — только офшорные или фиктивные. Минфин еще не определился, какой из двух вариантов выбрать, сообщают "Ведомости".
Завелись и депутаты, которые, по словам члена думского комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Игоря Игошина, собираются в ближайшее время внести в Госдуму законопроект об исключении офшорных компаний из сферы госзакупок.
На первый взгляд, бизнес на этот раз сигнал принял, понял, и кое-кто отреагировал немедленно. Металлоинвест, МТС, Русгидро, UC Rusal и акционеры КАМАЗа заявили об отказе от офшорных структур или о переводе операций в Россию. Кое-кто никак не среагировал, приняв выжидательную позицию.
Некоторые будут бить объективные причины, специфические особенности отрасли и использовать лоббистские возможности.
Минфин ещё не вышел на татами, а заместитель министра Минэкономразвития Андрей Клепач уже предупреждает, что Совкомфлот, уйдя из офшоров, может разрушить свою экономику. Компании выгодно регистрировать большую часть флота под зарубежными флагами. Выгодно ли это госбюджету он не уточнил.
В числе противников атаки на офшоры успел отметиться глава Комитета гражданских инициатив, экс-министр финансов Алексей Кудрин, который заявил, что "предложенные меры по деофшоризации в наших условиях вряд ли сократят вывод капитала". "Они правильны в отношении госкомпаний", - написал он в своем Твиттере. Видно, что любое поползновение на частный бизнес ему поперёк горла, а любое осмысленное действие правительства – тем более.
Подобное вольнодумство пришлось не по душе профессору НИУ-ВШЭ Олегу Матвейчеву, который рассказал "Ведомостям", что когда министром финансов был Алексей Кудрин, то именно при нем получили развитие вывод капиталов и офшоризация российской экономики.
"Кудрин – защитник оффшорной аристократии, а вовсе никакой не единомышленник Путина, за которого он себя выдавал", - вычислил его Матвейчев. По словам Матвейчева, Кудрин "выступает за интернациональную олигархию и является проводником интересов транснациональных корпораций и совершенно не думает о России". "Кудрин полностью саморазоблачил себя, показал свое истинное лицо. Он не за то, чтобы увеличить налогооблагаемую базу в России, он стоит на страже мифических либеральных свобод. А то, что эти компании нашу страну грабят и налогов не платят, по мнению Кудрина, это нормально? Главное, чтобы свобода была?", - риторически спросил Матвейчев.
"Правильно говорит профессор, мифическая свобода никому не нужна. А личную свободу богатеев необходимо рассматривать в увязке с деофшоризацией их бизнеса. Чувствуется постепенное освобождение мозгов у профессорского состава после бегства их бывшего руководителя в Париж. Если так дело дальше пойдет, то ВШЭ в скором времени станет признанным научным центром по искоренению, навязанных нашей стране, изживших себя, либеральных догматов. И будет сиять как хромированный набалдашник над лобовым стеклом локомотива нашей новой экономики, свободной от офшоров, свободных экономических зон и, иных, чуждых нам свобод и либеральных ценностей", - считает профессор, доктор экономических наук Марат Бычинский.
Главный редактор журнала "Эксперт", член Центрального штаба ОНФ Валерий Фадеев назвал необоснованной критику Кудрина, заметив, что рациональность предложенных президентом мер не должна вызывать сомнений. А председатель комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Игорь Руденский обвинил его в очередной демонстрации "двойных стандартов".
Бывший премьер-министр Михаил Касьянов, выступил на волнах "Эха Москвы" гораздо круче экс-министра финансов Алексея Кудрина. По его мнению, хотя деофшоризация сможет решить проблемы налогообложения, главная её цель - это присвоение собственности компаний российскими властями. Касьянов добавил, что в данный момент компаниям приходится пользоваться офшорами, чтобы защитить свой бизнес.
Российские предприниматели наоткрывали фирм в офшорных странах по всему миру. Без оптимизирующих налоги схем они работать не умеют, подрывая тем самым экономическую безопасность страны. Как их деофшоризировать? Они будут сопротивляться, придумывать новые схемы, пока издержки будут ниже налогов. Будут лоббировать налоговые послабления, создание свободных экономических зон и разного рода льготные исключения, вплоть до реализации оригинальных идей вроде создания офшоров на российской территории, в странах таможенного, или иных каких союзов. Частники, конечно, могут опасаться за свой бизнес, но что делают в офшорах управленцы госпредприятий и контор ЖКХ? Они-то чего боятся, ограбленной Родины, или когда им перекроют офшорные трубы?