Российская глубинка вплотную подошла к финансовой катастрофе. Треть регионов – на грани банкротства. Периферия беднеет на глазах, губернаторам поневоле приходится всё глубже залезать в долги, которые всё менее подъёмны. В ноябре 2013 г. общая сумма займов субъектов Федерации превысила 3 трлн. рублей. С 2010 г. долги регионов выросли в три раза. Они уже вдвое превышают внешний государственный долг РФ!
Группа риска
Недавно Минфин сделал политически смелый шаг. Ведомство предложило президенту ввести уголовную ответственность для губернаторов. Сажать за доведение региона до банкротства. Сейчас такого понятия нет. За идеей Минфина стоит желание образумить тех финансово распущенных губернаторов, которые втягивают свой край в бюджетные авантюры и неподъёмные долги. Болезнь в местных администрациях – распространённая. Если предложение Министерства финансов пройдёт, на нары может отправиться добрая половина местного начальства, весь цвет избирательных списков «Единой России».
В Кремле и Белом доме отлично осведомлены, насколько сильно запущены финансовые болячки местных бюджетов. Повсеместно дела идут далеко не гладко. Особенно запущена ситуация в Мордовии. Там долг превысил 170% собственных доходов региона (без учёта субсидий из центра). Почти такая же тяжёлая ситуация – в Белгородской, Рязанской, Костромской и Вологодской областях. Плохи дела в Северной Осетии. По подсчётам экспертов Высшей школы экономики, в группу риска попали в общей сложности не менее трёх десятков регионов. У них долг превысил 30% дохода. При этом в 15 регионах он перешёл планку 50%.
Вот другие настораживающие цифры. По официальным данным, в 38 субъектах РФ наполнение бюджетов отстаёт от докризисного уровня. То есть денег собирают меньше, чем в 2008 году. В 35 регионах рост доходов бюджетов настолько мал, что отстал от инфляции. Она попросту съела всю прибавку! В целом к началу 2013 г. финансовую помощь из центра получали 72 из 83 регионов. Особенно тяжко пришлось Чукотке, Карелии и Красноярскому краю, где сборы в местные бюджеты упали особенно резко. Летом за дотациями обратилась Самарская область, раньше традиционно входившая в число финансовых доноров.
При этом самый серьёзный удар пришёл откуда не ждали. Региональные власти рассчитывали на традиционную последнюю соломинку – помощь из центра. Но Кремль, давно обещавший 15%‑ное урезание дотаций, сдержал слово, и в 2013 г. уменьшил помощь 43 регионам. Между прочим, в РФ это – вторая по важности статья доходов местных бюджетов (после НДФЛ – налога на личный доход).
Каждый выкарабкивается как может. Например, Сахалин, Мурманская область и Ставропольский край, чтобы сдержать обещание о подъёме зарплат бюджетникам, ринулись занимать миллиарды рублей у банков. На Урале подумали и решили не усугублять без того непомерные долги.
На Москву!
Аховой ситуации с балансом местных доходов и расходов можно найти множество объяснений. Но истинный корень проблемы таков. Центру выгодно держать местные администрации в нищете, он сознательно культивирует региональное неравенство.
В России оно расцвело невероятно пышно. Словно где-то работает невидимая центрифуга, стягивающая всё богатство страны в одну точку – центр. Чем выше в нём плотность денег, тем сильнее нарастёт финансовый вакуум на периферии. Год от года колесо разгоняется. Ситуация аномальная: к концу 2013 г. столичный регион сосредоточил четверть богатств страны и пустил через себя 70% финансовых потоков. «На Москву приходится 22,5% от ВВП всей России. Вместе с Московской областью – 27%. Для сравнения: только у семи из 83 российских регионов доля в национальном ВВП превышает 2%», – рассказывает преподаватель Высшей школы бизнеса МГУ Наталья Чуркина.
Начиная с 2000 г. знаменитая вертикаль власти строилась не только в политическом, но также в финансовом плане. Конструкция вышла своеобразная. Богатство любой крупной страны не возникает само собой в центре. Доход собирают по всей территории. А территория – это регионы, они и есть источник богатств. У каждого федеративного государства своё представление о справедливости. Но обычно поступают так: 30–40% доходов забирает центр, тогда как основная часть остаётся местным властям. Например, в Швейцарии доля регионов в общем денежном пироге – 90%, в Германии – 70%, в США, Китае и Канаде – 60–65%, в Индии и Бразилии – 40–50%.
У нас – наоборот. По Конституции российская власть делится на три круга: федеральная, региональная и местная (муниципальная). Центр забирает 65% общего дохода! На уровне субъектов Федерации остаётся 25%, муниципалитетам перепадают жалкие 10%. Мало того, что федеральная власть всё сильнее перетягивает на себя бюджетное одеяло. Одновременно с 2000 г. Кремль шаг за шагом спихивает на регионы огромные расходы на социалку. Местные бюджеты заставили оплачивать львиную долю расходов на медицину, образование, культуру и т.д. Результат закономерен: 65 из 83 субъектов Федерации сводят бюджет с дефицитом. С муниципалитетами ещё хуже: на собственные средства живут только 2%, тогда как 60% – полностью зависят от дотаций.
Устроить великий денежный передел было несложно. Центр просто забрал себе все доходы от самых прибыльных и наиболее стабильно собираемых налогов. Прежде всего – полностью присвоил природную ренту в виде налога на добычу полезных ископаемых. Заодно не постеснялся отобрать половину акцизов на спирт и водку, 100% налоговых сборов с сигарет, бензина, нефти и газа. Правда, с барского плеча регионам оставили пивные и ювелирные налоги. Также – 60% очень «собираемого» налога на добычу подземных вод. И прочую малоинтересную федералам фискальную мелочь.
Жертвы централизации
Спрашивается: на что жить? Кроме нефтегазовых налогов, которые целиком достаются федеральному центру и составляют 50% дохода казны, остаются два налоговых столпа. Это НДС, сборы от которого также целиком и полностью идут федеральному бюджету. И налог на прибыль, частично уходящий в казну регионов. Он и есть основа их дохода. Одна беда: Даже в кризис от НДС не отвертеться. Зато прибыли – почти ни у кого нет. Соответственно доходы регионов сильно просели. В наиболее пострадавших от кризиса Вологодской, Челябинской, Кемеровской и Липецкой областях сборы налога на прибыль сократились в 4–7 раз.
Стимулирование регионов центром походит на круговую поруку. Бедных закармливают, и они теряют стимул к работе, богатых – обкладывают налоговым бременем. Разумеется, если бы система работала по принципу – одному всё, другим ничего – ситуация быстро дошла бы до точки кипения.
Поэтому, обобрав регионы почти до нитки, центр предусмотрел и пряник. Это – дотации, субвенции, субсидии
и т.д. Проще говоря, собрав деньги в госказну, федеральные чиновники приступают к увлекательному занятию по частичному распределению их обратно в виде так называемой помощи регионам. «Речь о нешуточных финансах: из федерального бюджета в региональные (а через них в местные) ежегодно перекачивается около триллиона рублей», – объясняет профессор экономического факультета МГУ Л. Смирнягин.
Вроде бы ясно – необходимо перекроить бюджет в пользу регионов. Тем более центр по-прежнему гнёт давнюю линию по спихиванию со своих плеч финансирования социалки. По этой причине в 2012–2014 гг. местным бюджетам грозит страшнейший дефицит. Им придётся изыскать дополнительные 460–500 млрд. руб. на финансирование образования и 370–400 млрд. руб. – на медицину. Где их взять – не знает никто, регионы и так по уши в долгах.