«Имею желание купить дом, но не имею возможности. Имею возможность купить козу, но не имею желания». Как часто мы вспоминаем эту кинопритчу о недостижимости гармонии между нашими желаниями и возможностями.
В середине октября в Санкт-Петербурге прошло совещание «Реализация социально значимого проекта «Школьное молоко» в Российской Федерации», в котором участвовали представители 47 регионов нашей страны. Главный итог: программа приносит плоды – есть конкретные цифры, которые подтверждают положительный профилактический эффект регулярного потребления молока и экономическую целесообразность её внедрения в тех регионах, где реализуется программа «Школьное молоко». Почему так важно сейчас об этом говорить? Просто начался учебный год, и учёба для наших детей – серьёзный труд, который отнимает силы, а если они не восполняются, то и здоровье не поправляется. Именно «нездоровье школьников» – проблема, о которой с цифрами на руках говорят медики. Особенно актуально это звучит в начале учебного года, ведь со школьной программой ныне в полной мере справляются лишь 10% ребят.
По данным Министерства здравоохранения России, до 90% школьников имеют сегодня проблемы со здоровьем. Патологии эти в значительной степени вызваны неправильным питанием, недостатком витаминов и нутриентов, в частности кальция. Это ведёт к развитию остеопороза, болезней сердца, нарушению мозгового кровообращения, дегенеративным заболеваниям позвоночника. Удивительно, но мы говорим о болезнях, которые считают возрастными! С учётом перечисленного неловко упоминать про кариес, которым страдают от 73 до 100% ребят.
Интересно, а какими методами эти проблемы решают в мире? Выясняется, что рецепты подсказывает мать-природа: это молоко – уникальный продукт, которому просто нет равных. Поэтому без малого сто лет в мире успешно действует программа «Школьное молоко». Сейчас в ней участвует более 80 стран, и число их растёт. Программа очень проста – школьникам в качестве дополнительного питания ежедневно дают выпить пакетик молока. Сегодня почти 150 миллионов ребят выпивают более одного миллиарда литров молока ежегодно.
Наша страна тоже не остаётся в стороне от мирового опыта. Программу знают и поддерживают многие организации и специалисты. Директор «Научного центра здоровья детей» академик РАН Александр Баранов особо подчёркивает: «В 2008 году Роспотребнадзор РФ утвердил Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся, которыми предусмотрены дополнительные нормы ежедневного потребления молока в объёме 200 мл в промышленной упаковке, в связи с этим принята программа «Школьное молоко». Сегодня программа работает в 46 регионах России и охватывает 2,8 млн. школьников. Есть ли результаты? Есть, и неплохие. Не будем утомлять себя обилием цифр, сошлёмся ещё раз на академика Баранова. Специальными исследованиями «были представлены данные о значительном улучшении состояния здоровья детей в тех регионах, где реализована программа «Школьное молоко»… Считаю целесообразным реализовать программу во всех регионах России». А ведь есть ещё возможность внесения в молоко органического йода – это решает актуальную проблему оздоровления щитовидной железы, регулирующей рост ребёнка и развитие умственных способностей.
Обеспечение школьников ежедневным пакетиком молока – не только пожелание родителей или громкие призывы медиков. Это приоритет политики государства. Указы президента и правительства РФ говорят о важности обеспечения безопасности и качества питания как одной из главных мер по сохранению здоровья, профилактике заболеваний. То есть важность вопроса осознаётся на федеральном уровне.
Но программа «Школьное молоко» реализуется на уровне региональном. Что это значит для каждого субъекта Федерации? Помимо несомненной пользы здоровью школьников это означает дополнительную загрузку мощностей молочных предприятий и их смежников, то есть рабочие места, улучшение экономической ситуации в регионе. В распоряжении министра сельского хозяйства Николая Фёдорова, адресованном региональным АПК, оговаривается важность реализации программы не только «для пропаганды здорового питания», но и для «стимулирования производства молока». Куда ни поверни – везде выгода. Очевидно, во внедрении программы должен быть заинтересован любой руководитель на местах, изыскивать на это силы и средства, в том числе и федеральные. А в постановлении №33 Роспотребнадзора органам исполнительной власти на местах так прямо и предлагается внести коррективы в действующие программы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, предусмотрев повсеместное внедрение программ «Школьное молоко».
Почему же прямые рекомендации СанПиНов игнорирует почти половина субъектов России? Может быть, тот самый казус, когда «есть желание купить дом, но нет возможности»? Ничуть не бывало. Назовём лишь несколько регионов, где есть и финансы, и простаивающие производственные мощности для внедрения программы. Это области – Брянская, Ивановская, Калининградская, Волгоградская, Свердловская, Нижегородская, Кемеровская, Новосибирская и Омская. Никак не продвинутся дальше обсуждения в Дагестане. Татарстан вначале программу запустил, а затем она «ужалась» до одного города – Нижнекамска. Но самое прискорбное: в отстающих обе столицы – Санкт-Петербург и Москва. Все перечисленные регионы крупные, экономически состоятельные. Им вполне по силам реализация такой важной программы. Вопрос лишь в том, как добиться того, чтобы появилось желание?